Анализ финансовой устойчивости открытого акционерного общества "Смоленскнеруд"

2. Расчёт влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» проводится так:

 тыс. руб.

Если мы посмотрим таблицу 3.4, то увидим, что себестоимость в 2005 г. снизилась на 5645 тыс. руб., а уровень её по отношению к выручке от продажи увеличился на 48,9%. Поэтому сумма прибыли от продажи уменьшилась на 40940,5 тыс. руб.

3. Расчет влияния фактора «Коммерческие расходы»

 тыс. руб.

Отсутствие коммерческих расходов в базисном периоде и уменьшение их уровня на 47,1% в отчётном периоде привели к увеличению суммы прибыли от продажи на 39433,5 тыс. руб.

4. Расчёт влияния фактора «Управленческие расходы»

 тыс. руб.

Это означает, что снижение уровня управленческих расходов в 2005 г. по сравнению с 2003 г. и снижение их уровня на 6% увеличил сумму прибыли на 5023,4 тыс. руб.

Остальные показатели – факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные – не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы.

Однако их влияние на сумму прибыли тоже можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчётного периода аддитивного вида.

Влияние фактора определяется по колонке 5 в таблице 3.4 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи и, следовательно, на прибыль отчётного периода.

Таблица 3.5 – Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчётного периода –– 2005 г.


Показатели-факторы

Сумма, тыс. руб.

1. Количество поданной продукции (работ, услуг)

+2490,4

2. Изменение цен на реализованную продукцию

+909

3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг

– 40940,5

4. Коммерческие расходы

+39433,5

5. Управленческие расходы

+5023,4

6. Проценты к получению

–––

7. Проценты к уплате

+264

8. Доходы от участия в других организациях

–––

9. Прочие операционные доходы

–35834

10. Прочие операционные расходы

–37463

11. Прочие внереализационные доходы

+63

12. Прочие внереализационные расходы

+1208

13. Налог на прибыль

+499

Совокупное влияние факторов

+159


Третьей составляющей понятия «результативность» являются показатели прибыльности или рентабельности.

По данным «Отчёта о прибылях и убытках» (форма 2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчётного периода, а также влияния факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (RП) – это отношение суммы прибыли от продаж к объёму реализованной продукции: .

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчёты.

1. Влияние изменения выручки от продажи на RП:

2. Влияние изменения себестоимости продажи на RП:

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж RП:

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж RП:

Совокупное влияние факторов составляет:

     ;    

      

Рентабельность продаж отчётного периода повысилась по сравнению с рентабельностью базисного периода на 7% (таблица 3.4).

Чистая рентабельность организации в отчётном периоде рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли отчётного периода к выручке от продажи:

и, следовательно, на эту рентабельность () оказывают влияние факторы, формирующие чистую прибыль отчётного периода.

На чистую рентабельность отчётного периода оказывают влияние (кроме выше перечисленных) изменения уровней всех показателей факторов:

ΔRЧ = ± ΔRр ± ΔУ% пол. ± ΔУ% упл. ± ΔУДрД ± ΔУПрД ± ΔУПрР ± ΔУВнД ± ΔУВнР ± ΔУн/п ± ΔУЧД ± ΔУЧР


Кроме проанализированных коэффициентов рентабельности различают рентабельность всего капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств (таблица 3.6).


Таблица 3.6 – Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)


Наименование показателя

Способ расчёта

Пояснения

1.Рентабель-ность продаж

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализо-ванной продукции

2.Бухгалтер-ская рентабель-ность от обыч-ной деятель-ности

Показывает уровень прибыли после выплаты налога

3.Чистая рента-бельность

Показывает, сколько чистой прибыли при-ходится на единицу выручки

4.Экономическая рента-бельность

Показывает эффек-тивность использова-ния всего имущества

5.Рентабель-ность

Показывает эффек-тивность использова-ния собственного капитала

ЧАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.Валовая рентабель-ность

Показывает, сколько валовой продукции приходится на единицу выручки

7.Затрато-отдача

Показывает, сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. затрат

8.Рентабель-ность перма-нентного капитала

Показывает эффек-тивность использо-вания капитала, вло-женного в деятель-ность организации на длительный срок

9.Коэффициент устойчивости экономичес-кого роста

Показывает, какими темпами увеличи-вается собственный капитал за счёт фи-нансово-хозяйствен-ной деятельности


Особый интерес для внешней оценки результативности является анализ рентабельности активов (R4) и рентабельности собственного капитала (R5). Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать её сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причём таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты.

Одним из синтетических показателей является экономическая рентабельность (показатель R4 в таблице 3.6), его ещё принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчёте на рубль своего имущества. От его уровня зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

В показателе рентабельности активов (R4) результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися а организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи – показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объёма и цен продажи, а натуральный объём производства и продажи определяется стоимостью имущества.

Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объёма реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускорении оборачиваемости активов (ресурсоотдачи) и наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счёт роста бухгалтерской (до налогообложения) рентабельности.

Имеет ли значение для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, за счёт каких факторов растёт или снижается рентабельность активов? Безусловно, имеет. Потому что у разных предприятий неодинаковы возможности повышения рентабельности продаж и увеличения объёма реализации. Рентабельность продаж можно наращивать путём повышения цен или снижения затрат.

Из формулы R4 хорошо видны возможные пути повышения экономической рентабельности – пути увеличения прибыльности капитала. Показатели рентабельности собственного капитала (R5) позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать