Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг

                                                                                                       (5.4)

       Pб  = N   - S р  - Sком  -  Sупр  (+ / -) P оп  (+ / -) P вн     ,

где  Pр     - прибыль (убыток) от продаж (реализации);

                    S р  - себестоимость продаж;

  Sком  - коммерческие расходы;

   Sупр _ управленческие расходы;

   P оп  - сальдо операционных доходов и расходов;

            P вн   -  сальдо внереализационных доходов и расходов;

Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения (∆Pб) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим производится по формулам:

                                                                                                       (5.5)

∆ Pб  = ∆ Pр   + ∆ Pоп  + ∆ Pвн     

или с учетом знаков изменений

                                                                                               (5.6)

∆Pб  = ∆N   - ∆S р  - ∆Sком  -  ∆Sупр  (+ / -) ∆P оп  (+ / -) ∆P вн


Расчет чистой прибыли (Pч):

                                                                                                       (5.7)

 Pч  = N   - S р  - Sком  -  Sупр  (+ / -) P оп  (+ / -) P вн   - G

Где G – текущий налог на прибыль, скорректированный на отложенные налоговые активы (-) и обязательства (+)

Расчет чистой прибыли (Pч)

                                                                                                       (5.8)

Pч =  Pб - G


         Чистая прибыль (или убыток отчетного периода) является итоговым показателем ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль является основным источником пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости.

Для расчета чистой прибыли можно использовать еще одну формулу, ясно показывающую основные факторы ее формирования

                                                                                               (5.9)

                            Pч  = Pр   + Pоп  + Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных аналогичн. обязательн. платежей)


где Pвн  (скорректир.) – сальдо внереализационных доходов и расходов (с учетом налога на прибыль и иных аналогичных обязательн. платежей)

         Факторный анализ изменения чистой прибыли (∆ Pч ) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодом предыдущего года) проводится по формулам алгебраической суммы (с учетом знаков и изменений):

         [13]                                                                                            (5.10)

       ∆Pч  = ∆N   - ∆S р  - ∆Sком  -  ∆Sупр  +  ∆P оп  + ∆P вн + ∆G

                                                                                                       (5.11)

∆ Pч  = ∆ Pр   + ∆ Pоп  + ∆ Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных обязательн. платежей)


Факторный анализ на основе формулы 5.11 дает наиболее обобщенную картину влияния финансовых результатов различных видов деятельности предприятия (обычных видов деятельности и видов деятельности, связанных с формированием операционных, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов) на его конечный финансовый результат. При необходимости следует из внереализационных доходов и расходов выделить отдельно расходы, связанные с налогообложением и аналогичными платежами.

        

Расчет и факторный анализ рентабельности продаж и затрат

Методику анализа рентабельности можно рассматривать на примере общей рентабельности организации, рассчитанной как отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой первоначальной (восстановительной) стоимости основных производственных средств (к которым приравниваются нематериальные активы) и материальных оборотных средств (запасов). По этой методике можно анализировать и другие показатели рентабельности.

 Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности организации, изучается в динамике (в сравнении с данными плана или за предыдущий год). К числу таких факторов относятся рентабельность реализованной продукции, коэффициент фондоемкости продукции и коэффициент закрепления оборотных средств. По данных планов и годовых отчетов составляется таблица, на основе которой производится анализ.[14]

Есть еще одна проблема, связанная с показателями прибыли в качестве критериев эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Приращение прибыли может быть связано как с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручки от продаж.

В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:


1)                рентабельность продаж по прибыли от продаж

(6.1)

  k1p   = P p  / N


 где  P p  - прибыль от продаж;

             N  - выручка от продаж в отпускных ценах-нетто (стор. 010 ф. № 2 отчета о прибылях и убытках);


2) рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли k2p

                                                                                              (6.2)            


k2p = P б  / N


где P б   - бухгалтерская прибыль (стр. 140 ф. № 2)

3)                рентабельность продаж по чистой прибыли (k3p):

(6.3)

k3p = P ч  / N


где P ч  - чистая (нераспределенная) прибыль (стр.  190 ф. № 2).


В управленческом учете и анализе используется показатель рентабельности продаж как отношение  прибыли от продаж к себестоимости (полной или производственной) продаж продукции (ksp)

                                                                                              (6.4)

ksp =   P p / S p     


где S p  - себестоимость реализованной продукции.

Эта формула рентабельности продаж используется для ценообразования на монопольных предприятиях – отпускная цена предприятия устанавливается в определенном проценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости от отраслевой принадлежности (от 20% до 50%).


Расчеты коэффициентов рентабельности продаж можно проиллюстрировать по данным отчетности, взятым для примера:


1. Прибыль от продаж продукции на 1руб. продаж (оборота)


   Прибыль от продаж продукции  х 100 % = 709  100 %  = 20,25%

            Продукция (оборот)                             3502

2. Бухгалтерская прибыль на 1 руб. оборота:


   Бухгалтерская прибыль  х 100 % = 707  100 % = 20,19%

     Продукция (оборот)                      3502


3.   Чистая прибыль на 1 руб. оборота:

      Чистая прибыль_    х 100 % = 480  100 % = 13,70%

     Продукция (оборот)                 3502


Различие всех показателей, как уже было замечено, в числителях формул, т.е. в финансовых результатах, отражающих определенную сторону хозяйственной деятельности. Формулы показателей взаимосвязаны между собой, что видно из следующего моделирования рентабельности продаж по чистой прибыли:

                                                                                                       (6.5)

 

Pч  = Pб  -    G  = Pp  + P oп  + Pвн  -  G

N     N      N     N      N       N      N

где  G  - доля налога на прибыль и иных аналогичных платежей в выручке от

       N     продаж;


P oп

 N  - доля сальдо прибылей или убытков от финансовой (операционной деятельности) в выручке от продаж;

Pвн 

N   -  доля сальдо внереализационных доходов и расходов в выручке от продаж.


В наиболее чистом виде с точки зрения экономической теории рентабельность продаж характеризует показатель прибыли от продаж по отношению к выручке от продаж. Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого коэффициента затрат на 1 руб. продукции (S / N) , а значит, от показателей трудоемкости (оплатоемкости) продукции (U / N), материалоемкости продукции (М / N) и амортизаиеемкости (А / N), т.е. от показателей интенсификации. [15]

 

                                                                                              (6.6)

kp    = Pр  =   N  - S  =  1 – (S )  = 1 – (U    +   M   +  А )

         N          N                N              N       N        N

Модель рентабельности (kp) для базового и отчетного года:

                                                                                              (6.7)


k0p   = P0      ;        k1p   = P1  ,

         N0                   N1        

или

k0p   = N0 – S0       ;        k1p   = N1 – S1 ,

             N0                        N1        


                            ∆k  =  k1  -  k0,


где             P1 , P0  - прибыль от продаж отчетного и базисного периодов;

N1 , N0  - продажа продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

S1 , S0  -  себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

∆k – изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.


Влияние фактора изменения объема реализации определяются расчетом (по методу цепных подстановок)

        

∆ks   = N1 – S0     -  N 0S0 ,

             N1           N0        


Соответственно, влияние изменения себестоимости составит:


∆ks   = N1 – S1     -  N 1S0 ,

              N1           N1        

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать