(5.4)
Pб = N - S р - Sком - Sупр (+ / -) P оп (+ / -) P вн ,
где Pр - прибыль (убыток) от продаж (реализации);
S р - себестоимость продаж;
Sком - коммерческие расходы;
Sупр _ управленческие расходы;
P оп - сальдо операционных доходов и расходов;
P вн - сальдо внереализационных доходов и расходов;
Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения (∆Pб) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим производится по формулам:
(5.5)
∆ Pб = ∆ Pр + ∆ Pоп + ∆ Pвн
или с учетом знаков изменений
(5.6)
∆Pб = ∆N - ∆S р - ∆Sком - ∆Sупр (+ / -) ∆P оп (+ / -) ∆P вн
Расчет чистой прибыли (Pч):
(5.7)
Pч = N - S р - Sком - Sупр (+ / -) P оп (+ / -) P вн - G
Где G – текущий налог на прибыль, скорректированный на отложенные налоговые активы (-) и обязательства (+)
Расчет чистой прибыли (Pч)
(5.8)
Pч = Pб - G
Чистая прибыль (или убыток отчетного периода) является итоговым показателем ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль является основным источником пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости.
Для расчета чистой прибыли можно использовать еще одну формулу, ясно показывающую основные факторы ее формирования
(5.9)
Pч = Pр + Pоп + Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных аналогичн. обязательн. платежей)
где Pвн (скорректир.) – сальдо внереализационных доходов и расходов (с учетом налога на прибыль и иных аналогичных обязательн. платежей)
Факторный анализ изменения чистой прибыли (∆ Pч ) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодом предыдущего года) проводится по формулам алгебраической суммы (с учетом знаков и изменений):
[13] (5.10)
∆Pч = ∆N - ∆S р - ∆Sком - ∆Sупр + ∆P оп + ∆P вн + ∆G
(5.11)
∆ Pч = ∆ Pр + ∆ Pоп + ∆ Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных обязательн. платежей)
Факторный анализ на основе формулы 5.11 дает наиболее обобщенную картину влияния финансовых результатов различных видов деятельности предприятия (обычных видов деятельности и видов деятельности, связанных с формированием операционных, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов) на его конечный финансовый результат. При необходимости следует из внереализационных доходов и расходов выделить отдельно расходы, связанные с налогообложением и аналогичными платежами.
Расчет и факторный анализ рентабельности продаж и затрат
Методику анализа рентабельности можно рассматривать на примере общей рентабельности организации, рассчитанной как отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой первоначальной (восстановительной) стоимости основных производственных средств (к которым приравниваются нематериальные активы) и материальных оборотных средств (запасов). По этой методике можно анализировать и другие показатели рентабельности.
Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности организации, изучается в динамике (в сравнении с данными плана или за предыдущий год). К числу таких факторов относятся рентабельность реализованной продукции, коэффициент фондоемкости продукции и коэффициент закрепления оборотных средств. По данных планов и годовых отчетов составляется таблица, на основе которой производится анализ.[14]
Есть еще одна проблема, связанная с показателями прибыли в качестве критериев эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Приращение прибыли может быть связано как с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручки от продаж.
В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:
1) рентабельность продаж по прибыли от продаж
(6.1)
k1p = P p / N
где P p - прибыль от продаж;
N - выручка от продаж в отпускных ценах-нетто (стор. 010 ф. № 2 отчета о прибылях и убытках);
2) рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли k2p
(6.2)
k2p = P б / N
где P б - бухгалтерская прибыль (стр. 140 ф. № 2)
3) рентабельность продаж по чистой прибыли (k3p):
(6.3)
k3p = P ч / N
где P ч - чистая (нераспределенная) прибыль (стр. 190 ф. № 2).
В управленческом учете и анализе используется показатель рентабельности продаж как отношение прибыли от продаж к себестоимости (полной или производственной) продаж продукции (ksp)
(6.4)
ksp = P p / S p
где S p - себестоимость реализованной продукции.
Эта формула рентабельности продаж используется для ценообразования на монопольных предприятиях – отпускная цена предприятия устанавливается в определенном проценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости от отраслевой принадлежности (от 20% до 50%).
Расчеты коэффициентов рентабельности продаж можно проиллюстрировать по данным отчетности, взятым для примера:
1. Прибыль от продаж продукции на 1руб. продаж (оборота)
Прибыль от продаж продукции х 100 % = 709 100 % = 20,25%
Продукция (оборот) 3502
2. Бухгалтерская прибыль на 1 руб. оборота:
Бухгалтерская прибыль х 100 % = 707 100 % = 20,19%
Продукция (оборот) 3502
3. Чистая прибыль на 1 руб. оборота:
Чистая прибыль_ х 100 % = 480 100 % = 13,70%
Продукция (оборот) 3502
Различие всех показателей, как уже было замечено, в числителях формул, т.е. в финансовых результатах, отражающих определенную сторону хозяйственной деятельности. Формулы показателей взаимосвязаны между собой, что видно из следующего моделирования рентабельности продаж по чистой прибыли:
(6.5)
Pч = Pб - G = Pp + P oп + Pвн - G
N N N N N N N
где G - доля налога на прибыль и иных аналогичных платежей в выручке от
N продаж;
P oп
N - доля сальдо прибылей или убытков от финансовой (операционной деятельности) в выручке от продаж;
Pвн
N - доля сальдо внереализационных доходов и расходов в выручке от продаж.
В наиболее чистом виде с точки зрения экономической теории рентабельность продаж характеризует показатель прибыли от продаж по отношению к выручке от продаж. Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого коэффициента затрат на 1 руб. продукции (S / N) , а значит, от показателей трудоемкости (оплатоемкости) продукции (U / N), материалоемкости продукции (М / N) и амортизаиеемкости (А / N), т.е. от показателей интенсификации. [15]
(6.6)
kp = Pр = N - S = 1 – (S ) = 1 – (U + M + А )
N N N N N N
Модель рентабельности (kp) для базового и отчетного года:
(6.7)
k0p = P0 ; k1p = P1 ,
N0 N1
или
k0p = N0 – S0 ; k1p = N1 – S1 ,
N0 N1
∆k = k1 - k0,
где P1 , P0 - прибыль от продаж отчетного и базисного периодов;
N1 , N0 - продажа продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
S1 , S0 - себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
∆k – изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора изменения объема реализации определяются расчетом (по методу цепных подстановок)
∆ks = N1 – S0 - N 0 – S0 ,
N1 N0
Соответственно, влияние изменения себестоимости составит:
∆ks = N1 – S1 - N 1 – S0 ,
N1 N1
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10