Штрих – это относительно короткие линии, которые, располагаясь по поверхности предмета то чаще, то реже, создают различный тон.
Штрих дает тон предмету, двигаясь по форме, передает различные направления объемных масс. Он вносит в рисунок светотеневые градации, рефлексы и тому подобное.
Организуя различное качество рельефа по мере углубления пространства, надо пользоваться для полного рельефа штрихом по форме, а для дальнего предмета - безразличным независимым от рельефа штрихом. При рисовании нужно пользоваться разнообразным штрихом, изменять угол наклона графита, так же можно пользоваться разными номерами карандашей. Штрих нужно установить себе до его нанесения на бумагу, а, также направление его, толщину, систему пересечения. Неправильно покрывать бумагу безразличной сетью штрихов. Специфичность графической композиции в том, что в ней белая бумага является одним из важных композиционных элементов. Участие белой бумаги в технике черным штрихом сохраняет за каждым черным элементом и каждым белым элементом абсолютно черный и белый цвет.
Линия, или черта, проведенная на листе, является одним из основных элементов рисунка. В зависимости от назначения она может иметь различный характер. Она может быть плоской, однообразной, по существу ничего не выражающей. В таком виде она имеет вспомогательное назначение (разметка на листе рисунка, набросок, обозначение пропорций).
Линия в рисунке есть итог сложной работы над формой, нельзя прибегать к плоской, условной и однообразной линии. Такая линия с одинаковым безразличием очерчивает края предметов, не передавая ни формы, ни света, ни пространства. Начинающие зачастую обращают внимание, прежде всего на наружные очертания предмета, стараясь механически скопировать его, чтобы затем заполнить контур случайными пятнами света и тени. Но у плоскостной линии в искусстве есть свое назначение. Она применяется в декоративно-живописных работах, в стенных росписях, мозаиках, витражах, станковой и книжной графике, плакате – во всех изображениях плоскостного характера, где изображение увязывается с определенной плоскостью стены, стекла, потолка, бумаги и т.д. Здесь эта линия дает возможность обобщенно передать изображение.
Пятновой, или графический, набросок подразумевает наличие черно-белых или цветных пятен тона. Эти пятна можно заливать краской или покрывать штрихом. Деление изобразительных средств линии и пятна условно, линейные штрихи образуют тональное пятно, четкие границы пятен читаются как линии. Пятно помогает объединить детали и обобщить их, поэтому линейно-пятновой набросок получается более выразительным.
Работа графитным карандашом. Графитный карандаш – выполняет большую подсобную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зарисовки. Графитным карандашом можно достичь различной мягкости и степени серо-черных градаций. Карандашный рисунок можно легко подправить, используя резинку и «клячку» (вымоченную в бензине резинку и затем прокипяченную в воде). Графитный карандаш позволяет линией изучить их конструкцию объектов изображения, а штриховкой прорабатывать детали, передавать материальность, фактуру и передать различные «настроения». архитектурного пейзажа, своеобразные особенности натуры. Выразительность линии от графического карандаша зависит от силы и разнообразия нажима на него. Контрастные линии и пятна помогают выделить первый план, а легкие уходят в глубину. Линия условна, в натуре её нет, есть объемы, силуэты которых мы видим в первую очередь.
1.2. 2. Техническое описание проекта.
-этапы работы над натюрмортом.
При рисовании натюрморта придерживаются общих правил
последовательного изображения рисунка – «от общего к частному» и «от частного к общему».
Рисование натюрморта можно условно разделить на четыре этапа: схематизацию, типизацию, индивидуализацию и обобщение.
На этапе схематизации предметы размещают на листе бумаги, рисуя их упрощенную схематическую форму.
На этапе типизации выявляют форму предметов. На этапе индивидуализации стирают все вспомогательные линии и штрихи и переходят к индивидуальной проработке формы предметов, их светлоты, фактуры, освещенности.
На этапе обобщения приводят весь рисунок к единому целому, работая
«от частного к общему».
I этап.
Предполагает композиционное размещение изображения в листе бумаги.
Вопросы композиции уже решались в процессе выполнения эскизов-вариантов. Найденную композицию необходимо сохранить и перенести ее в формат листа. Для этого определяется наибольшая ширина и наибольшая высота всей постановки. Ограничив, таким образом, поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены. Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.
Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.
Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов.
Рассмотрим все по порядку.
Чтобы нарисовать что-либо на листе бумаги вначале надо построить изображение. Этим закладывается своеобразный фундамент для всего рисунка. Когда натюрморт построен в основном, необходимо уточнить пропорции предметов, их расположение и связи в группе.
II этап.
Уточняется место каждого из предметов относительно друг друга, определяются их пропорциональные отношения, выявляется конструктивная основа формы. Решение этих вопросов требует серьезного, внимательного анализа натуры. Нужно учитывать в каком месте находится кувшин по отношению к бокалу и чайничку; на сколько ширина кувшина меньше его высоты; на каком расстоянии от переднего края драпировки стоит кувшин; на сколько кувшин больше, чем бокал; это позволит более внимательно анализировать натуру, а, следовательно, быстрее понять закономерности ее строения. Для облегчения процесса построения формы предметов рисовать их лучше как бы прозрачными. Это, во-первых, даст возможность почувствовать пространственность формы, во-вторых, правильно изобразить ее на листе бумаги.
Все построение нужно выполнять легкими, без нажима линиями, тогда на последующих этапах их не потребуется стирать, они органично войдут в само изображение.
Объемность, рельефность формы мы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над рисунком, уже на втором этапе нужно определять большой свет и большую тень, в тенях сделать легкую прокладку тоном.
III этап.
Идет дальнейшее уточнение формы предметов, продолжается работа тоном. Изучив закономерности распределения светотени на геометрических телах различной формы, легко можно разобраться в светотональных градациях и на бытовых предметах. Сложность здесь только в том, что бытовые предметы в сравнении с гипсовыми геометрическими телами имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон. Все предметы, так или иначе, различны по материалу, из которого они сделаны. Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создает ощущение глубины в рисунке.
IV этап.
Заключительный. Он предполагает процесс завершения рисунка. На этом этапе нужно еще раз провести мысленный анализ своей работы. В чем же он заключается? Он состоит, прежде всего, в следующем:
1. Рисунок рассматривается с позиции: а) перспективного построения; б) объемности, рельефности форм; в) тонового решения; г) материальности.
2. Обобщение рисунка. В том случае, когда изображаемая деталь, а возможно, и предмет разрушают цельное восприятие рисунка, то этот предмет "смягчается", если он слишком темный, и, наоборот, "уплотняется", если слишком светлый.
3. Художественная выразительность, цельность рисунка.
Рассмотренные четыре этапа работы над рисунком натюрморта вовсе не являются отдельными друг от друга, самостоятельными звеньями. Они составляют единый и неделимый процесс, каждый этап которого является логическим продолжением предыдущего.
Без этапа компоновки, например, трудно начинать построение формы - рисунок может получиться либо большим, либо очень маленьким. Без этапа конструктивного построение формы трудно переходить к ее проработке с помощью светотени, поскольку форма в этом случае может получиться отличной от той, которая в натуре.
Система последовательно построения формы предметов плоскости позволяет избежать значительных ошибок в рисунках, облегчает, упрощает процесс изображения.
- этапы ведения рисунка.
На первом этапе делаются наброски – так можно назвать рисунок, созданный за промежуток времени от нескольких секунд до получаса. Набросок - это первый этап в создании картины. И в каком-то смысле самый важный этап. Его можно сравнить с фундаментом здания. Хороший набросок должен составить основу вашей работы. Рисуя эскиз, нужно попробовать изобразить в разных вариантах отобранные предметы без детализации, найти, прежде всего, наиболее удачное решение композиции.
Прежде чем приступить к работе, нужно внимательно рассмотреть постановку, понять ее отличительные черты и особенности.
1. Сначала делать построения рекомендуется схематично, легкими прикосновениями карандаша определить характер предметов натюрморта как большой массы. При построении следует обратить внимание на степень удаленности или приближенности элементов и их соотношения.
2. Определив соотношение объема предметов в пространстве, уточняется композиционное размещение изображения в формате листа. Рисунок должен находиться немного выше центра листа. Со стороны фронтальной плоскости поле листа должно быть чуть больше.
3. После уточнения композиционного размещения продолжается работа над поиском (выявлением) пропорций, моделируются пластическая структура предметов и драпировок, выявляются фактура и закономерности отношений.
4. Сложные по форме предметы постановки изображаются вначале геометрически упрощенно, как система больших плоскостей и объемных блоков, но с постепенным переходом к пластическому решению - к разработке мелких граней и затем деталей. Но в моем задании мелкие детали не прорабатываются, а наоборот упрощаются. Незабывая накладывать проекцию за проекцией, вид сбоку, снизу и сверху, на каждом этапе построения (о которых было сказано в основной части).