Приемы обводки в футболе разнообразны. Чем шире их арсенал у того или иного спортсмена, тем надежнее он контролирует мяч в ходе игры, выжидая удобного момента для острого паса партнеру (С. Шавло, 1981).
Этим славится португальский игрок Фигу. Б. Богданов (2001) говорит о нем, как о выдающемся игроке и бойце, способным в одиночку переломить ход событий.
Фигу, в принципе, умеет все. Но удивляет его виртуозный дриблинг, этим он наделен в избытке.
Лестными словами отзываются и о киевлянине А. Шевченко. Его обманные приемы сбивают с толку защитников соперника (М. Санадзе, Г. Олтаржевский, 2001).
Но сейчас, наряду с хорошим дриблингом, футболист обязан видеть поле: обладать хорошим ударом и т. д . А возьмем Англию 1986 года, Ф. Гейлор (2000) считает, что основой в ту пору считался дриблинг.
Умение обвести соперника, умение продвигаться с мячрм вперед, к воротам противника, ценилось превыше всего.
В ряде исследований (Голомазов С, Чирва Б., 1997-2000г) доказывается, что хорошие результаты в совершенствовании техники могут достигаться, когда приемы выполняются необычным, не общепринятым способом. В этих случаях обманные движения футболистов, на первый взгляд кажутся вроде бы не совсем удобными, в действительности являются наиболее рациональными. Например, если копьеметатель будет бросать копье, как обыкновенный камень, оно не полетит далеко, если фехтовальщик будет держать шпагу, как обычную палку, у него нет шансов одержать победу в поединке.
В футболе игроки используют как традиционный («классический») способ взаимодействия с мячом, так и нетрадиционный («шаговыми ударными движениями»), в основе которого лежит механизм нанесения ударов по мячу резким движением бьющего звена (голени), после выполненного обманного движения.
Анализ доступной литературы по данному вопросу показал идентичность мнения многих авторов в оценке значения выполнения футболистами во время обманных приемов и их роли в технической подготовке футболистов.
ГЛАВА 11. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Целью нашей работы является исследование количество обманных движений и способов ведения мяча, выполняемых футболистами разной квалификации.
2.1. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Выявить объем приемов, наиболее популярных у футболистов.
2. Определить обманные приемы, наиболее популярных у игроков линии нападения.
3. Выявить основные способы ведения мяча.
4.Определить объем применения обманных приемов командами мастеров и коллективов физкультуры.
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
1. Педагогические наблюдения.
2. Математическая обработка полученных данных.
3. Изучение литературных источников.
Наблюдения проводились за игроками команд мастеров, высшего разряда и 1 -го дивизиона и игроками команд коллективов физкультуры 1 -го разряда. Основным методом исследования в нашей работе является метод педагогического наблюдения, так как он на наш взгляд имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами исследования:
педагогическими наблюдениями можно пользоваться для оценки отдаленных последствий педагогического процесса;
наблюдающий независим от умения испытуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение.
педагогическое наблюдение позволяет фиксировать педагогические явления, непосредственно в момент их протекания.
Педагогическое наблюдение проводилось нами в естественных условиях на футбольном поле за командами коллективов физкультуры «Виктория» (г.Псков) и СГИФК, за командами мастеров высшего дивизиона наблюдения осуществлялись при помощи телевидения. Наши педагогические наблюдения вытекают из поставленных нами, задач исследования имеют свою специфику, связанную с особенностями футбола.
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В процессе наблюдения за игровой деятельностью футболистов фиксировалось в специально разработанной карточке количество обманных приемов за игру, выполненных без нарушения правил игры в футбол, и количество способов ведения мяча. После каждой просмотренной игры подсчитывалось общее количество обманных приемов и способов ведения мяча, а затем определялись обманные приемы, наиболее часто применяемые игроками в ходе игры, а также обманные приемы и способы ведения мяча, наиболее часто применяемые игроками нападения.
Все команды были разделены на две группы. В первую группу вошли команды мастеров высшего дивизиона: «Зенит», "Локомотив", команда мастеров 1-го дивизиона «Кристалл» г. Смоленск. Во вторую группу вошли команды коллективов физкультуры 1-го спортивного разряда СГИФК и «Виктория» г. Псков.
В каждой игре подсчитывалось общее количество обманных приемов и способов ведения мяча. Полученные данные подвергались математической обработке и выражались в процентах.
1+2+3+4+............. +н
Н
Н - общее количество обманных приемов;
1+.......... н - общее количество одного обманного приема.
Все наблюдения заносились в специально разработанные карточки, где отмечалось общее количество необходимых действий, применяемых игроками в ходе игры.
Таблица 1 Образец выполнения обманных приемов
№ п/п |
Наименование обманного приема |
Кол-во Выполнений |
Содержание в% |
|
1. |
Ложный замах ногой по мячу |
3 |
1,8 |
|
2. |
Отталкивание мяча ногой по мячу |
2 |
1,2 |
|
3. |
Ложная передача мяча |
5 |
3,1 |
|
4. |
Поворот вокруг мяча |
1 |
0,9 |
|
5. |
Пробегание мимо соперника и посылка мяча с другой тороны |
4 |
2,5 |
|
|
Отведение мяча ногой «под себя» и выдвижение его вперед с поворотом |
7 |
4,9 |
|
7. |
Ложная остановка мяча подошвой, пяткой |
5 |
3,1 |
|
8. |
Ложная остановка мяча с наступанием и без наступания на него |
3 |
1,8 |
|
9. |
Пропуск мяча между ног или сбоку |
1 |
0,9 |
|
10. |
Перенос ноги через мяч и наклон туловища в одну сторону, а уход от соперника в другую |
8 |
5,2 |
|
11. |
Наклон туловища и выпад ноги в одну сторону, а уход от соперника в другую |
10 |
6,0 |
|
12. |
Пробегание с мячом вперед и оставление его бегущему навстречу партнеру |
6 |
4,0 |
|
13. |
Неожиданный пропуск мяча партнеру |
2 |
1,2 |
|
14. |
Посыл резанного мяча мимо соперника с одной стороны и оббегание его с Другой |
4 |
2,5 |
|
15. |
Посыл мяча мимо соперника носком стопы |
5 |
3,1 |
|
16. |
Ложная остановка мяча головой, грудью |
1 |
0,9 |
|
Таблица 2 Образец выполнения способов ведения мяча
№ п/п |
Наименование способа ведения мяча |
Кол-во Выполнений |
Содержание в% |
|
1. |
Ведение мяча внешней частью подъема |
7 |
4,9 |
|
2. |
Ведение мяча средней частью подъема |
5 |
3,1 |
|
3. |
Ведение мяча внутренней частью подъема |
2 |
1,2 |
|
4. |
Ведение мяча носком |
3 |
1,8 |
|
5. |
Ведение мяча внутренней стороной стопы |
6 |
4,0 |
|
6. |
Ведение мяча средней частью лба |
1 |
0,9 |
|
|
, |
|
|
|