Анализ особенностей работы кадровой службы

Численный состав и структура кадровых служб зависят в основном от масштабов организации. В зависимости от размеров конкретной организации выделяются следующие организационные формы осуществления кадровой работы:

•   самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю организации или его заместителю;

•   выполнение функций кадровой службы отдельным сотрудником организации;

•   выполнение функций кадровой службы по совместительству с выполнением другой работы.                                                                      

Функциональные обязанности кадровой службы заключаются в следующем:      

•разработка планов комплектования кадров в соответствии с программой развития конкретной организации;

•   оформление приема, перевода и увольнения работников в со­ответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

•   учет личного состава;

•   хранение и заполнение трудовых книжек, ведение докумен­тации по делопроизводству;

•   контроль исполнения руководителями подразделений прика­зов и распоряжений по работе с личным составом;

•   изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разра­ботка мероприятий по ее устранению;

•   анализ состава специалистов организации, деловых качеств работников с целью их рационального использования;

•   создание условий для повышения образовательного и квали­фикационного уровня специалистов;

•   работа по созданию резерва на выдвижение;

•   подготовка предложений по улучшению расстановки и ис­пользованию работников;

•   подготовка и систематизация материалов для аттестационной
комиссии;

•   подготовка материалов для представления работников к по­ощрению и награждению;

•   принятие мер по трудоустройству высвобождаемых работни­ков;

•   организация контроля состояния трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;

•   ведение всей отчетности по кадровым вопросам.

В ходе взаимодействия с другими подразделениями организации кадровая служба получает от них заявки на прием рабочих и специалистов, представления о поощрении, графики отпусков и т.п.

Из кадровой службы в подразделения направляются:

•   сведения о нарушителях трудовой дисциплины;

•   копии приказов о приеме новых работников, перемещении внутри организации, увольнении работников;

•   копии приказов об утверждении (изменении) Правил внут­реннего трудового распорядка;

•   сведения, относящиеся к вопросам соблюдения трудовой дисциплины.

От бухгалтерии кадровая служба получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.

В свою очередь, кадровая служба представляет в бухгалтерию сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, приказы о приеме, переводе и увольнении, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения об очередных отпусках работников и т.п.

Кадровая служба, как правило, наделена следующими полномочиями:

•   требовать от всех подразделений организации представления необходимых для ее работы материалов;

•   принимать работников, организации по вопросам перемеще­ния и увольнения;

•   взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров;

•   требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров.

Положение об отделе кадров устанавливает ответственность начальника отдела кадров за выполнение возложенных на отдел функций и ответственность работников отдела, которая устанавливается должностными инструкциями.

1.1.1. Должностная инструкция сотрудника кадровой службы


Что касается должностной инструкции работника отдела кад­ров, то она, как и любая другая должностная инструкция, согласно пункту 5 постановления Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» должна состоять из трех разделов: «Должностные обязанности», «Требования к знаниям» и «Требования к квалификации».

Основными должностными обязанностями начальника отдела кадров являются:

·        руководство работой отдела;

·        обеспечение выполнения работ;

·        разработка необходимой документации, предложений, рекомендаций, инструкций;

·        обеспечение рационального использования материальных, финансовых и технических средств;

·        проведение работ по защите информации, составляющей коммерческую тайну;

·        обеспечение рационального распределения нагрузки между работниками отдела;

·        создание условий для повышения квалификации персонала;

·        контроль соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны, производственной и трудовой дисциплины;

·        внесение предложений о поощрении отличившихся работников, наложений взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины;

·        обеспечение составления уставной отчетности.

Начальник отдела кадров должен знать:

·        постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся деятельности отдела;

·        нормативные акты и методические рекомендации, определяющие порядок проведения работ в отделе;

·        основы экономики, организации труда и управления;

·        правила внутреннего трудового распорядка;

·        правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

В бюджетных организациях существуют определенные требо­вания к квалификации по разрядам оплаты. Общим требованием является наличие высшего профессионального образования и ста­жа работы по профилю не менее 5 лет. Для коммерческих организаций такие требования могут служить лишь ориентиром при уста­новлении размера заработной платы.

В полноценном отделе кадров средней по масштабам организации в штатном расписании могут быть следующие должности: начальник службы по набору персонала и управлению им (отдел кадров); инспектор по кадрам; психолог; специалист по кадрам; табельщик и другие.


ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


Важнейшей функцией кадровой службы является правильное и полное документирование трудовых отношений в организации.

При разрешении трудовых конфликтов в судебном порядке, которые всегда сопровождаются представлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе, важнейшую роль играет не только правильное составление содержательной части каждого документа, но и его оформление в соответствии с действующими требованиями законов, иных нормативных актов[4]. Ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов или неверное их оформление нередко приводят специалистов кадровой службы к неудаче в судебных спорах с работником даже при хорошем знании положений Трудового кодекса Российской Федерации.

Руководители организаций несут персональную ответственность за правильную организацию делопроизводства[5] в своей фирме.

 Под обобщающими понятиями «кадровая документация» или «документация по личному составу» подразумевают широкий круг документов, содержащих сведения о работниках предприятия и деятельности самой кадровой службы: персональные и учетные документы, плановые и отчетно-статистические, организационно-распорядительные.

Разновидности документов по функциям и задачам управления кадрами включены в Общероссийский классификатор управленческой документации (документы по приему, переводу и увольнению работников, по оформлению отпусков, поощрений, дисциплинарных взысканий и др.). Именно они и определяют основные направления деятельности кадровой службы по документированию трудовых отношений.

В каждой организации издаются приказы о приеме и увольнении, подписываются трудовые договоры с работниками, вносятся записи в трудовые книжки, ведутся личные карточки работников. Подобные документы составляют минимально обязательный объем документов отдела кадров.

Приказами по кадрам оформляются также предоставление отпуска, объявление поощрений и взысканий, изменение условий труда, присвоение разрядов, классности, установление размеров оплаты труда, командирование сотрудников и др.

Трудовые правоотношения работодателя (предприятия) с работником регулируются Трудовым кодексом (ТК) РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 09.05.2005). Порядок оформления приема, увольнения и перевода сотрудников ни в коем случае не может противоречить положениям ТК РФ.

Этапы трудовой деятельности сотрудников зафиксированы в документации по личному составу. К ней относятся:

·        Трудовой договор;

·        Приказы по личному составу (о приеме на работу, переводе, предоставлении отпусков, увольнении и т.д.);

·        Личные карточки работников;

·        Трудовые книжки;

·        Табель учета рабочего времени;

·        График отпусков;

·        Личные заявления работников;

При разрешении трудовых конфликтов в судебном порядке, которые всегда сопровождаются представлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе, важнейшую роль играет не только правильное составление содержательной части каждого документа, но и его оформление в соответствии с действующими тре­бованиями законов, иных нормативных актов. Ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных рекви­зитов или неверное их оформление нередко приводят специалистов кадровой службы к неудаче в судебных спорах с работником даже при хорошем знании положений Трудового кодекса Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать