9.2. Классификация отраслевых рынков по уровню (характеру)
входных барьеров
В соответствии с этой классификацией, предложенной Д.Бэйном, различаются отраслевые рынки с входами:
- легким;
- слабозатрудненным (предоставляемым);
- сильно затрудненным (сдерживаемым);
- блокированным.
Первый из перечисленных типов рынков характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной (функционирующие на нем фирмы фактически индифферентны к возможности появления новых конкурентов), высокой мобильностью капитала, свободой приобретения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной. На таких рынках отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении затрат (издержек производства).
На рынках второго типа отдельные функционирующие фирмы могут иметь ощутимые преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило, посредство минимального повышения цен в сравнении с издержками. Однако с точки зрения долгосрочной перспективы этим фирмам выгоднее допускать вхождение на рынок новичков, нежели нести затраты по возведению новых входных барьеров; поэтому в каждый данный долгосрочный период имеет место отрыв соответствующих цен от предельных издержек.
В противоположность этому на рынках третьего типа укоренившиеся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков; здесь функционируют явно доминирующие фирмы (фирма).
Что касается рынков четвертого типа, то на каждом из них обычно функционирует фирма – естественный монополист; число участников рынка стабильно.
И автор данной классификации, и другие исследователи пришли к выводу о том, что рынки и первого и четвертого типов «в чистом виде» встречаются крайне редко и существуют главным образом как теоретическая абстракция, в связи с чем, главным объектом анализа отраслевых рынков – рынки со сдерживаемым и предоставляемым входами.
Также принято различать еще два типа входных барьеров:
- стратегические, формируемые как следствие поведения фирм;
- нестратегические (или структурные), выступающие для любых хозяйствующих объектов, как внешняя данность. В свою очередь, здесь различают три основных разновидности:
- административные («правительственные»);
- гражданские;
- социально-экономические.
В качестве примера рассмотрим рынок деревообрабатывающей промышленности в НАО.
Рынок деревообрабатывающей промышленности НАО
Деревообрабатывающая промышленность представляет собой условное наименование отраслей хозяйства, осуществляющих переработку лесного сырья, материалов и полуфабрикатов. В НАО она представлена одним предприятием АО «Нарьян-Марский лесозавод». То есть рынок является полностью монополизированным или блокированным, и я склонна думать, что это вызвано существованием наличия определенных барьеров, как стратегических, так и административных. К стратегическим я бы, в данном случае, отнесла удобное месторасположение, ценовую стратегию предприятия (достаточно дешевый и очень качественный продукт, так как используется мелкослойная древесина) и другие барьеры. К административным, я бы отнесла, невозможность появления конкурентов именно легальным путем, то есть слишком велики будут расходы на оформление всевозможных разрешений на вырубку и тому подобное.
Таблица 4. ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ |
|||||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Производство пиломатериалов, тыс. куб м |
13,8 |
5,7 |
3,4 |
1,9 |
1,68 |
6,39 |
6,71 |
9.3. Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок
Административные («правительственные») барьеры суть правообеспеченные (посредством законодательных или подзаконных актов) ограничения на ведение определенных видов деятельности (их лицензирование и выдача разрешений на определенные виды бизнеса, распределение квот между фирмами, сертификация продукции и оборудования, установление норм экономического контроля, всевозможные регламенты ввоза и вывоза ресурсов, и т.п.); преодоление таковых требует от хозяйствующих субъектов временных и финансовых затрат.
Рассматриваемые барьеры в каждый данный период способны быть важным рычагом регулирования экономики и приносить доход в казну государства, но, в конечном счете (в долгосрочной перспективе), подчас становятся фактором сдерживания экономической активности, в том числе в связи с заключенным в них коррупционным потенциалом (возможность разрешать или запрещать те или иные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов всегда сопровождается надеждами чиновников на соответствующую «благодарность»).
Высота административных барьеров может быть представлена в качестве функции двух переменных – вышеупомянутых временных и денежных затрат (время, потраченное на установленные бюрократические процедуры, логично рассматривать с точки зрения упущенной выгоды; затраты же денежных средств на преодоление административного барьера естественно квалифицировать в качестве обязательных платежей). Сравнение соответствующих функций по различным отраслевым рынкам дает картину уровня рассматриваемых барьеров в экономике.
Кроме сугубо административных барьеров любое государство законодательно задействует барьеры организационно-экономического характера, определяя правила функционирования отраслевых рынков и проводя на них ту или иную промышленную, структурно-инвестиционную, налоговую, таможенную и иную экономическую политику.
В национальных хозяйственных системах с развитыми товарными отношениями имеют место такие нестратегические барьеры социально-экономического характера, как, прежде всего, устоявшаяся емкость отраслевых рынков, связанная с соответствующими параметрами предложения и платежеспособного спроса. Главные факторы, влияющие на высоту сопряженного с этой емкостью входного барьера, - степень товарной насыщенности отраслевого рынка, наличная платежеспособность населения, а также мера активности иностранных конкурентов (ясно, что при прочих равных условиях импортные интервенции на данном товарном рынке затрудняют вход на него отечественных предпринимателей). Высота рассматриваемого барьера может быть оценена на основе выявления отношения минимально эффективного годичного выпуска фирмы (речь идет о его объеме, при котором достигается минимальный уровень долгосрочных издержек) к количеству проданного и потребленного за год продукта.
Следующий барьер социально-экономического характера связан с состоянием рыночной инфраструктуры. Ясно, что наличие надежной системы взаиморасчетов, отлаженных механизмов оказания страховых услуг, разветвленной сети складского хозяйства, высокие густота и ритмичность функционирования транспортных коммуникаций – существенные факторы облегчения входа фирм на отраслевые рынки. Высоту барьера здесь можно оценить как долю затрат фирмы на оплату услуг институтов рыночной инфраструктуры в розничной цене ее продукции или как отношение этих затрат к ее производственным издержкам.
Весьма существенен и барьер капитальных затрат, или минимального объема первоначальных инвестиций, необходимых для входа фирмы на отраслевой рынок. Очевидно, что на различных рынках величина капитальных затрат неодинакова, а в целом данный барьер выше в отраслях, производящих капиталоемкую продукцию.
Относительные преимущества в уровне затрат, обнаруживающиеся при сравнении последних у укоренившихся в отрасли фирм, как правило, являются следствием возрастающей «отдачи от масштаба». Барьер относительных преимуществ в уровне затрат иногда оценивают путем сопоставления объема выпуска продукции на одного занятого в фирме. Данное соотношение получило наименование «индекс барьера», и чем выше значение этого показателя, тем более высокими являются барьеры относительных издержек для какой-либо отрасли.
§10. Фирма как субъект отраслевого рынка
Традиционно под фирмой понимается коммерческая организация, как правило, представляющая собой юридическое лицо. «Фирма» зачастую трактуется двояко: в узком и широком смыслах. В узком смысле – как имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела. В широком – в качестве основной хозяйственной единицы современной рыночной экономики, зарегистрированной в соответствующей правовой форме. В общем, фирма – это, прежде всего, обособленный агент рынка, обладающей производственной и финансовой свободами и зарегистрированный как юридическое лицо, имеющее банковский счет и прочие нормативно закрепленные атрибуты.
Далее, фирма, как обособленный агент рынка, приобретающий на нем ресурсы, производственно комбинирующий их и продающий готовые изделия покупателем, сама выступает как институт осуществления некоего альтернативного рыночному механизма распределения ресурсов, обеспечивающего существенную их экономию. Этот механизм предполагает задействование определенного круга властных отношений, добровольное подчинение работников координатору производства – менеджеру, управляющему бизнес-процессом.
Кроме того, фирма представляет собой относительно крупную хозяйственную единицу с нетривиальной организационной системой управления (в качестве фирмы нельзя трактовать, скажем, осуществление производства кустарем-ремесленником).
В теории организации отраслевых рынков принято считать, что размер фирм и их число в отрасли связано с уровнем отдачи от масштаба производства. Это, как правило, проявляется в том, что крупным субъектам рынка удается производить и сбывать изделия с менее высокими, чем могут позволить себе относительно небольшие производители, средними издержками. Экономия на затратах при росте масштабов производства получила название «эффекта масштаба», который обычно анализируется с точки зрения выпуска: