Десять заповедей и новая заповедь Христа, закон и благодать - их взаимоотношение - это вопрос догматики. АСД утверждают, что "закон и благодать совершенно необходимы для спасения человека" [5].
Здесь лучше всего понять библейский смысл закона и благодати: "от полноты Его мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа" - Ин. 1,16-17.
"А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться в вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя" - Гал.3,23-25.
Суббота
"Милосердный Творец установил субботний покой для всех людей как памятник Сотворения. ...Суббота... это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения...
...Суббота - это постоянное Божие знамение вечного завета между Им и Его народом. Радостное проведение этого святого времени с вечера до вечера, от захода до захода солнца..." [5].
Субботу как день покоя и поклонения установил Бог не как Творец, но как Господь Бог тех, которых Он вывел из земли египетской - Исх.20,2. И это установление не для всех людей, а "суббота Господу Богу твоему" - Исх.20,10, т.е. для тех, кого Бог сделал Своим особым народом [4].
Если АСД понимают под словами "между Им и Его народом" Израильский народ, тогда все на своем месте. Если в этом контексте под "Его народом" понимаем христианство, то это неприемлемо, так как для христиан нет Ветхого Завета, а есть Новый Завет, в котором нет указаний для празднования ветхозаветной субботы [4].
Также не понятно как суббота может быть символом искупления и знаком освящения. Автор работы не раз наблюдал как в одной из поместных общин АСД, собрание начинает богослужение с восхваления субботы, воспевая: «О, субботний день, святой!» Автору кажется это скрытым идолопоклонством – приписывая дню личностные качества и ставя его наравне с Тем, Кому должна принадлежать вся наша хвала без остатка.
Христианское поведение
"...Мы стремимся только к тому, что может произвести в нашей жизни христианскую чистоту, здоровье и радость. Это означает, что наши удовольствия и развлечения должны соответствовать высокому мерилу христианского вкуса и красоты. Признавая различия в культурах, мы считаем, что наша одежда должна быть простой, скромной и опрятной... нам необходимо держаться наиболее здоровой диеты, насколько это, возможно, не употреблять той пищи, которая отмечена в Писаниях как нечистая. Так как алкогольные напитки, табак и безответственно принимаемые возбудители и наркотики вредны для нашего организма, то нам необходимо также воздерживаться от них..." [5].
Если признавать различия в культурах, то для каждой культуры, для каждого народа будет своя полезная и неполезная, даже вредная пища, и поэтому для других народов не обязательно придерживаться культуры Израильского народа. Вообще для христиан нет "чистой" и "нечистой" пиши: "...что Бог очистил, того не почитай нечистым" Деян.10,15. Такими убеждениями руководствуются все евангельские конфессии.
Брак и семья
"Брак - это божественное установление... как пожизненный союз между мужчиной и женщиной для их совместной жизни в любви..." [5].
Служение Христа в небесном святилище
И еще одно учение отличает адвентистов от всех остальных евангельских конфессий. Они создали учение о "небесном святилище".
"В небе находится святилище, скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек. Там ради нас Христос совершает служение, предоставляя возможность верующим воспользоваться заслугами Его примирительной жертвы, принесенной однажды на кресте за всех. Со времени Своего вознесения Он был поставлен нашим великим Первосвященником, и тогда же было положено начало Его ходатайственному служению. В 1844 году, по окончании пророческого периода - 2300 дней, Он вошел во вторую, последнюю фазу Своего примирительного служения. Оно заключается в следственном суде, в функции которого входит окончательное удаление всех грехов... Жители неба, благодаря следственному суду, видят, кто среди умерших на земле почил во Христе, и потому считается достойным иметь участие в первом воскресении. На этом суде также обнаруживается, кто из находящихся в живых пребывает во Христе, сохраняя заповеди Божий и веру Иисуса..." [5].
Это важнейшая часть весьма разработанной в адвентизме эсхатологии (разработанной настолько, что при чтении их книг создается впечатление, будто адвентисты знают о втором Пришествии больше, чем Сам Господь). Исторически вполне понятно — зачем они его создали. Когда пророчества о Втором Пришествии, которые дали рождение движению адвентистов, не оправдались, то авторитет своей организации лидеры могли сохранить, только дав своим былым пророчествам новое толкование. Христа никто не видел вновь пришедшим на землю? Что ж — "разумейте духовно, братья". Он пришел духовно, а не телесно. Он "пришел" не к нам, а на небесах. Там Он совершил "пришествие" в некое "небесное святилище" [7].
Кроме того, эта доктрина говорит о несовершенстве и умалении жертвы Христа на Голгофе, что для евангельских христиан совершенно неприемлемо.
В этой доктрине ясно виден своеобразный рационализм АСД, а с другой стороны - отсутствие должного внимания к божественному предупреждению, что "сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам..." - Втор.29,29. Послание к Евреям мы понимаем как объяснение того лучшего, совершенного, что мы имеем во Христе [4].
Второе пришествие Христа
"Второе пришествие Христа - блаженное упование церкви - явится величественным завершением дела Евангелия. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным, видимым и охватывающим весь мир... Время этого события не открыто, и потому мы призываемся быть всегда готовыми" [5].
Внесение в "Вероучение" пункта о втором пришествии Христа в такой формулировке сближает понимание этой истины с любой евангельской конфессией.
Смерть и воскресение
"Возмездие за грех есть смерть, но Бог, единый, имеющий бессмертие, дарует вечную жизнь Своим искупленным. До того дня смерть является бессознательным состоянием для всех умирающих..." [5].
"Смерть нас приведет в состояние покоя, неактивности и полного" бессознания. Между смертью и воскресением умерший спит" [5].
Таких же взглядов придерживаются и Свидетели Иеговы, но не ортодоксальное христианство. Согласно Библии сразу после смерти человек находится в определенном месте и продолжает жить, что основывается на следующих отрывках: Лк.16,22-30; Фил.1,23-24; 2 Кор.5,1-8; Пс.72,24; От.6,9-Ю.
Тысячелетнее царство и завершение трагической истории греха
"...Второе воскресение, то есть воскресение всех, делавших злое. Они разделят участь сатаны и его ангелов в последней тщетной борьбе с добром. Таким образом, Вселенная навеки будет освобождена от греха и грешников" [5].
"Великая борьба окончена. Грех и грешник перестали существовать. Вся Вселенная очищена" (Е.Г.Уайт, ц.46).
Учение АСД об уничтожении всех злых людей является своеобразным универсализмом, т.е. верой, что с Богом в конце концов будут только добрые, помилованные люди. Универсализм, как таковой, базируется на принципе всеобъемлющей любви Бога. А учение, согласно которому все грешники уничтожатся, наоборот, показывает Бога, как ненавидящего людей. Об этом мы читаем: Рим. 2:6-9 [4].
Глубже понять особенности вероучения и взглядов АСД нам помогут также вопросы, на которые должны ответить кандидаты на крещение. Далее будет процитирован "Настольный календарь" АСД на 1980 год, стр.62.
В тексте подчеркнуты те проблемы, о которых, как несоответствующих новозаветному духу, уже говорилось выше.
Проверка кандидата
Обет, даваемый при крещении (кандидаты на крещение должны ответить утвердительно на эти вопросы в присутствии членов церкви).
1. Верите ли вы в Бога, в Его Сына Иисуса Христа и Духа Святого?
2. Принимаете ли Вы смерть Иисуса Христа на Голфгофе как очистительную жертву за грехи людей, и верите ли Вы, что через веру в Его пролитую Кровь люди спасаются от греха и наказания?
3. Отрекаясь от греховного образа жизни, приняли ли Вы Иисуса Христа как своего личного Спасителя и верите ли Вы, что Бог ради Христа простил Ваши грехи и дал Вам новое сердце?
4. Принимаете ли Вы верою праведности Христа, считая Его своим Посредником в небесном святилище, и верите ли в Его обетование подкреплять Вас пребывающей силой Святого Духа, чтобы Вы могли исполнить Его волю?
5. Верите ли Вы в богодухновенность Библии и в то, что она содержит святое правило веры и руководство для практической жизни христианина?
6. Принимаете ли Вы Десять Заповедей, как закон, обязательный для христианина? Стремитесь ли Вы силою вечно живущего Христа соблюдать этот закон, в том числе и четвертую заповедь, которая требует соблюдения седьмого дня недели как субботы Господней?
7. Верите ли Вы, что Ваше тело является храмом Святого Духа, и, что, заботясь о своем теле, Вы должны прославить Бога, воздерживаясь от алкогольных напитков, табака в любых его видах и от нечистой пищи?
8. Принимаете ли Вы учение о духовных дарах и верите ли Вы, что Дух Пророчества является одним из отличительных признаков Церкви остатка?
9. Является ли скорое пришествие Христа Вашей блаженной надеждой и приняли ли Вы твердое решение приготовиться встретить Его?
10. Верите ли Вы в необходимость согласованных действий в Церкви, и является ли Вашей целью поддержание Церкви своими добровольными прштошениями, личными усилиями и своим добрым влиянием?
11. Принимаете ли вы учение Нового Завета о крещении через погружение в воду, и желаете ли Вы иметь такое крещение как свидетельство Вашей веры во Христа и в прощение Ваших грехов?
12. Зная и понимая фундаментальные принципы Библии по учению Церкви адвентистов седьмого дня, стремитесь ли Вы, с помощью благодати Божией, жить в гармонии с этими принципами?
13. Верите ли Вы, что Церковь адвентистов седьмого дня является Церковью остатка, и желаете ли Вы присоединиться к ее членам?
Некоторые второстепенные особенности
Следует также выделить некоторые второстепенные особенности, замеченные Савченко П.Д., который называет их второстепенными потому, что они не отражаются в вероучении. В то же время они очень характерны для практической жизни АСД.
а) В молитвенных домах АСД нет христианского символа - креста. Эту символику АСД отрицают наравне с иконами.
б) АСД не празднуют никаких праздников, кроме субботы. "...если они (праздники) не имеют основания в Слове Божием, то они нам и не нужны. Поэтому мы не празднуем праздников, кроме субботы" ("Вопросы по вере и учении АСД", стр.19).
в) АСД резко отрицательно относились к папе Римскому. В нем видели антихриста. В последние годы есть признаки изменения позиции АСД по отношению к папе (бывают личные контакты, визиты, общение с католиками).
г) Исследование истории и оценка актуальных событий в мире являются составной частью размышлений АСД о скором пришествии Христа.
Заключение
Из этого краткого исследования учения Адвентистов седьмого дня видно, что не всегда можно четко определить, является ли религиозное движение культом или нет. Это относится и движению Адвентистов, поскольку оно весьма неоднозначно: его исторические корни более «культичны» нежели современная деятельность. Адвентистов седьмого дня оценить весьма сложно, поскольку некоторые члены этой церкви часто исповедуют веру, которую сложно отличать от ортодоксальной евангельской веры. Церковные служения также очень схожи и даже идентичны служениям евангелических церквей, даже гимны и проповеди звучать очень похоже.
Если не слишком акцентировать внимание на определенных доктринах Адвентистов седьмого дня, то большинство протестантов, возможно, почувствовали себя гораздо уютнее на службе Адвентистской церкви, нежели в «современной харизматической церкви».
И в заключении хочется согласиться с известным христианским исследователем Уолтером Мартином. В своей книге «Царство культов» он утверждает: «… адвентизм седьмого дня, как вероучение, является по своей сущности христианским в том понимании данного термина, что все религиозные течения, исповедующие Христа, есть христианские по сути, если они привержены основной миссии христианства, изложенной в Библии, в Символе Веры и в постановлениях соборов. Но это ни в коем случае не означает, что все баптисты, методисты, епискописты, лютеране или адвентисты являются обязательно христианами. Вопрос вероисповедания является исключительно вопросом взаимоотношения каждого конкретного человека и Бога и должен рассматриваться только в свете Откровений Священного Писания и пророчеств Святого Духа» [5].
Список литературных источников