Анализ внешней среды транспортной отрасли Хабаровского края
Исходя из этого, концептуально модель анализа внешней
среды авиакомпанией можно представить на рис. 2.
спрос
предложение
Стратегические альтернативы
|
|
Учет неопределенности и коммерческих рисков
|
|
Система
ограничений со стороны внешней среды:
-
межгосударственные
- государственные
- юридические
- и т.д.
|
|
Оценка показателей
хозяйственной деятельности конкурентоспособности предприятия, услуги
|
|
Имитационное
моделирование
|
|
Ситуационное
моделирование
|
|
Экономико-математические
методы и модели менеджмента
|
|
Анализ и
прогнозирование конъюнктуры рынка
|
|
Рис. 2. Модель анализа внешней среды организации
Следует отметить, что стратегический подход к управлению
авиапредприятием основан на системном подходе и ставит своей задачей увязку стратегического
потенциала предприятия с его возможностями во внешней среде.
Следует заметить, что анализ внешней среды рынка авиационных
перевозок, как правило, ведут отдельные авиакомпании, имея узкую практическую
увязку с интересами конкретной авиакомпании. При этом специалисты авиакомпаний
в большинстве случаев часто эмпирически подходят к анализу и прогнозу
конъюнктуры, подменяя качественные явления в исследовании внешних закономерностей
конъюнктуры выявлением внешних количественных соотношений для практического
использования. Тем не менее, в процессе анализа и прогнозирования внешней среды
рынка авиакомпании учитывают все основные факты, влияющие на формирование
спроса на воздушные перевозки. Особое внимание при этом уделяется изучению и
прогнозированию внешней среды мирового рынка воздушных перевозок, так как
риск, связанный с падением спроса на воздушные перевозки в мире, весьма велик,
он сопряжен с крупными финансовыми затратами и в отдельных случаях может даже
привести и уже нередко приводит к финансовому краху отдельных авиакомпаний.
Выявление рынка при анализе
внешней среды заключается в определении спроса и предложения, т.е. ответа на
два главных вопроса: 1) где имеется спрос на перевозки, каков этот спрос в
данный момент и каков прогнозируемый потенциальный спрос; 2) какова степень
удовлетворения спроса на перевозки регулярными и нерегулярными авиакомпаниями,
а также другими видами транспорта[9, с. 15].
Освоение рынка при анализе
внешней среды состоит в разработке и осуществлении мероприятий по формированию
спроса на перевозки данной авиакомпанией и его удовлетворению на конкретном
рынке. Сложность решения задачи по освоению рынка при анализе внешней среды заключается
в том, что в настоящее время практически все региональные рынки поделены между
ведущими авиакомпаниями, главенствующими на том или ином рынке, и авиакомпания,
вступающая на рынок, должна реально представлять, на какую долю перевозок на
данном рынке она может претендовать в данный момент, и каковы шансы на ее успех
в конкурентной борьбе с другими авиакомпаниями и другими видами транспорта в
перспективе.
Изучение рынка международных воздушных перевозок и прогнозирование
его конъюнктуры при анализе внешней среды позволяет установить, между какими
парами пунктов целесообразно начать воздушные перевозки и какие располагаемые
провозные мощности (емкость и частота движения) будут оптимальными на данном
этапе и в перспективе. Ответ на эти вопросы может дать системный анализ и
прогнозирование конъюнктуры рынка международных воздушных перевозок.
Анализ внешней среды проводится как по отдельным местным
рынкам, так и по региональным рынкам, с тем чтобы выявить состояние конъюктуры
во всех интерисующих авиакомпанию географических районах,
а также в мировом масштабе в целом. Оценка состояния конъюнктуры рынка
воздушных перевозок производится в виде анализа состояния рынка на определенное
время, а также в виде краткосрочных и долгосрочных прогнозов с учетом перевозок
всеми видами транспорта.
При анализе внешней среды немаловажным выступае опредление
экономических барьеров отрасли. Экономические барьеры транспортной отрасли:
высокая капиталоемкость отрасли, низкая платежеспособность потребителей
пассажирских авиауслуг.
При этом доминирующим элементом в структуре расходов
авиакомпании и, следовательно, в структуре тарифа (в среднем до 40% при мировом
уровне – 9-12%) является стоимость авиатоплива.
Лицензирование и сертификация являются главными
инструментами государственного регулирования деятельности авиакомпаний и
реализации курса на сокращение численности действующих авиаперевозчиков на
основе их слияния (присоединения), создания альянсов, концентрации объемов перевозок.
В этих условиях роль федеральных органов исполнительной власти и органов власти
субъектов Российской Федерации приобретает особое значение: усиливается
возможность административного воздействия на хозяйствующие субъекты.
В настоящее время условия лицензирования и сертификации
авиационной деятельности в значительной мере ужесточены. Сама процедура лицензирования
авиаперевозочной деятельности, предусматривающая выдачу лицензии не на вид
деятельности, как это установлено законодательством, а на маршрут, является
барьером входа на данный рынок. Так, авиакомпания “Пулково” имеет 82 лицензии
на осуществление регулярных внутренних перевозок, Челябинское авиапредприятие –
более 20. Квотирование объемов авиаперевозок, осуществляемое Минтрансом России
путем лицензирования маршрутов, квалифицированное МАП России как нарушение
антимонопольного законодательства, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов,
ограничивает конкуренцию на рынке авиаперевозок и в ряде случаев приводит к
разделу рынка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7