В настоящее время прослеживается негативная тенденция усиления административного регулирования экономических процессов в регионах. Как свидетельствуют данные МАП России, значительное количество дел по нарушению антимонопольного законодательства возбуждалось в последнее время против местных органов власти. Они были связаны с установлением различного рода административных барьеров.
К их числу можно отнести барьеры входа на местные, локальные товарные рынки для иногородних хозяйствующих субъектов, способных успешно конкурировать с местными товаропроизводителями, введение для иногородних предприятий повышенных ставок местных налогов, повышенных размеров оплаты лицензий, усложнение порядка лицензирования видов деятельности, усложнение порядка регистрации предприятий, создание препятствий в отведении земельных участков, приоритетное распределение любых видов ограниченных ресурсов и т.п.
Следует учитывать и тот факт, что административные барьеры могут возникнуть вследствие сложившихся неформальных отношений между соответствующими органами государственной власти и наиболее крупными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке. Это позволяет им лоббировать свои интересы и добиваться решений, направленных против потенциальных конкурентов (в том числе, в вопросах государственной помощи и государственных заказов).
До издания, государственной регистрации в Министерстве юстиции и официального опубликования нормативного акта, определяющего права лиц на получение разрешения, характер этого права и условия его приобретения, разрешительный порядок не могут считаться введенными, а права и обязанности лиц, реализующих технические средства связи, определенными. Попытки органов службы государственного надзора за связью ввести правила выдачи разрешений своими директивными письмами противоречат действующему законодательству и нарушают права хозяйствующих субъектов - участников данного рынка.
Одним из серьезных административных барьеров является создание необоснованных препятствий при лицензировании деятельности хозяйствующих субъектов, в основном, посредством расширения состава различных справок и заключений, предъявляемых при получении разрешительных документов.
Основными проблемами по выявлению и пресечению данных нарушений являются:
- нежелание соискателей лицензий и лицензиатов оформлять в письменном виде жалобы на действия лицензирующих органов, ввиду возможного применения лицензирующими органами дискриминационных мер по отношению к ним;
- отсутствие положений о лицензировании отдельных видов деятельности, например, по розничной продаже алкогольной продукции;
- недостаточно четкое определение полномочий лицензирующих органов; видов деятельности, подлежащих лицензированию лицензирующими органами в составе субъекта Федерации;
- отсутствие регламентации порядка выдачи лицензий и их копий в случаях осуществления деятельности на нескольких территориально обособленных объектах и другие.
На территории Российской Федерации отсутствует единый порядок применения территориальными органами МНС РФ, не приведенных в соответствие друг с другом норм федеральных законов № 171-ФЗ и № 5-ФЗ в области лицензирования деятельности по обороту алкогольной продукции.
В результате этого Управление МНС применяет нормы указанных законов иначе, чем это делают налоговые органы во всех остальных субъектах Российской Федерации, что и привело к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов республик, занимающихся оборотом алкогольной продукции.
Управление Министерства по налогам и сборам выдает лицензии и требует с соискателей лицензий на деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции уплачивать сбор в размере 500 МРОТ по каждому из 8 видов алкогольной продукции в соответствии с перечнем, установленным Законом № 5-ФЗ. В субъектах Российской Федерации, лицензии на деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции, выдаются без подразделения на виды с однократной уплатой лицензионного сбора.
Управление Министерства по налогам и сборам такими действиями создало административный и финансовый барьер для входа на рынок услуг по оптовой торговле алкогольной продукцией, исключив возможность получения лицензии и осуществления соответствующей деятельности для организаций, не обладающих средствами на оплату лицензионного сбора, в несколько раз превышающего 500 МРОТ, как это необходимо для получения единой лицензии на оборот алкогольной продукции. Для снятия установленных барьеров Управлению МНС было выдано предписание о прекращении нарушения.
По мнению антимонопольного управления, единый порядок применения норм федеральных законов № 171-ФЗ и № 5-ФЗ, касающихся лицензирования деятельности по обороту алкогольной продукции, должен быть установлен Министерством по налогам и сборам РФ путем издания акта, обязательного для исполнения всеми его территориальными органами.
Для снятия административных барьеров территориальные антимонопольные органы используют методы не только пресечения, но и предупреждения. [10; с.20-22]
По результатам исследования были сделаны выводы о том, что деятельность контролирующих органов должна быть упорядочена в направлении повышения эффективности их работы и снижения административных барьеров, связанных с действиями указанных органов. Здесь, следует:
- исключить практику дублирования одинаковых проверок различными контролирующими органами, например, органами сертификации и лицензирования;
- установить порядок публичной отчетности об осуществлении контролирующими органами контрольных функций;
- исключить практику использования средств от штрафных санкций на социальные цели контролирующих органов;
- установить, что органы, финансируемые за счет госбюджета, должны осуществлять все необходимые проверки, осмотры и другие контрольные процедуры на безвозмездной основе;
- разработать единый механизм ответственности контролирующих органов и должностных лиц за нарушения, допущенные при осуществлении ими контроля за деятельностью Хозяйствующих субъектов;
- усовершенствовать механизм взаимодействия между контрольными органами в целях устранения дополнительного контролирующего воздействия на предпринимательские структуры.
МАП России поручил своим территориальным органам осуществить во 2 квартале 2007 г. мониторинг реализации контрольных и надзорных функций органов власти различных уровней, что, несомненно, существенно дополнит результаты данного исследования.
Особым способом косвенного управленческого воздействия на экономику выступают государственные контракты. Применяемые исполнительными органами власти механизмы размещения государственного заказа между субъектами предпринимательского сектора оказывают самое непосредственное воздействие на конкуренцию производителей. В условиях ограниченности бюджетного ресурса потенциал конкуренции должен реализовываться путем создания равных условий доступа поставщиков к государственным контрактам путем организации конкурсного размещения заказов. Такой подход попутно обеспечивает и реализацию еще одного принципа правового режима государственного контракта - эффективность использования бюджетных средств.
2.1.Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
Семнадцать лет назад было создано «Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан». Для осуществления функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Рассмотрим подробнее структуру Управления Федеральной антимонопольной службой в Республике Татарстан: (см. приложение 2)
Перечень территориальных подразделений:
Территориальных подразделений не имеется. Управление является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы.
Сферы деятельности, подлежащие контролю (надзору) организации:
Сферы деятельности, подлежащие контролю (надзору) организации – Управление осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Предмет контроля (надзора):
Соблюдение гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность организации:
Конституция Российской Федерации
Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,
Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»,
Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,
Федеральный закон от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»,
Акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»,
международные договоры Российской Федерации, приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2004 г. № 135 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»,
иные правовые акты Федеральной антимонопольной службы.
Краткое изложение прав организации при осуществлении контрольных (надзорных) функций:
Управление имеет право:
- рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о естественных монополиях,
- принимать по ним решения и давать обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений в пределах компетенции территориального органа;