«деревья» (de,ndrwn-dendron). Деревья – часто символизирует людей в ВЗ. Они представляют гордость, могущество правителей (Ис.2:13;Дан.4), врагов Бога и его народа (Ис.2:13-Ассирия; Ис.10:16-20-Ливан), а также Израиль (Иер.11:16-17;Иез.20:47-48). Верный народ представлен зеленеющим деревом (Ис 44:3-4). Когда деревья плодовиты, хорошо орошаемы – это символ верного Израиля (Пс 1:3;51:8;Ис 61:3).
«зеленная трава» (co,rtoj clwro.j-hortos hloros). В 2 Цар. 23:4 Давид использует траву как символ своего царства, которое греется под светом мудрого царя, таким образом контраст между травой и деревьями показывает, что трава символизирует простых людей в отличии от высокомерных и могучих деревьев. Также трава является символом человеческой уязвимости и быстротечности ( Пс.89:5-7;91:7;Ис.40:6-8). Когда трава зеленная и сочная она символизирует верный Богу народ (Ис.44:3,4). Трава сухая – символ нечестивых, неверных завету с Богом (Пс.36:1,2).
Обобщение:Поздние пророки показывают, что град и огонь - это символы Божьих судов над Израилем, потому что он нарушил завет.
Иер 11:16-17 «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее. Господь Саваоф, Который насадил тебя, изрек на тебя злое за зло дома Израилева и дома Иудина, которое они причинили себе тем, что подвигли Меня на гнев каждением Ваалу»
Иер 21:12-14«Дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит. Вот, Я - против тебя, жительница долины, скала равнины, говорит Господь, - против вас, которые говорите: `кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши? Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь, и зажгу огонь в лесу вашем, и пожрет все вокруг него»
Иез 15:6-8«Посему так говорит Господь Бог: как дерево виноградной лозы между деревами лесными Я отдал огню на съедение, так отдам ему и жителей Иерусалима. И обращу лице Мое против них; из одного огня выйдут, и другой огонь пожрет их, - и узнаете, что Я Господь, когда обращу против них лице Мое. И сделаю эту землю пустынею за то, что они вероломно поступали, говорит Господь Бог».
5.3.2 Значение труб в ВЗ
В греко-римском мире существительная форма слова ( sa,lpigx- salpinx) по отношению к инструменту, глагольная форма ( salpi,zw-salpidzo) указывало звучание. Трубы обычно не использовались как музыкальный инструмент. Они использовались в сражении, чтобы пугать врагов, а также использовались в культовом значении.[12] Группа слов «трубы» используется в LXX 144 раза в пяти основных значениях: молитва в рамках завета (в поклонении-56 раз или во время войн завета-24 раза), в других сражениях-25 раз, предупреждение-24 раза, во время воцарения -9 раз, и теофании-6 раз.[13]Преобладающее использование труб в В.З. в духовном контексте завета (80 из 144) ясно указывает на духовное значение труб. Трубный звук в некотором смысле является символом молитвы завета. В трубы могли трубить только священники и когда священники трубили в трубы (Числ.10:8-10) они обращались к Богу, чтобы Он вспомнил свой завет со своим народом. В Н.З. слово « трубы» используется 22 раза: в контексте пришествия Христа(Мф.24:31)-3 раза, теофании(Евр.12:19)-3 раза и 14 раз в Откр. 8-11 главах, 2 раза в других случаях(Мф.6:2;1Кор.14:8).
Итак, возможно использование семи труб в Откр.8-11 главы подразумеваются в В.З. теологическом значении: молитва в рамках завета. Прежде всего семь труб представлены вводной части 8 главы (Откр.8:2-6), где фимиам восходит с молитвами святых. В ответ - кадильница бросается в низ на землю и начинают поочередно звучать трубы.
Paulein пишет: «Сильная тематическая параллель с Числ.10гл. доказывает, что трубы в Откр.8-11 главах должны быть поняты как поклонение и молитвы в В.З.».[14]
5.3.3. ВЗ фон :
Вероятные аллюзии
Исх. 9:23-26« И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, град весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал ».
Вывод: источником обоих язв (египетской и первой трубы) с небес включают смесь огня и града и все это падает на землю, огонь уничтожает растительность и все деревья.
Мы наблюдаем тематическую параллель: суды Божьи над врагами народа Божьего.
Ис. 10:16-20«За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно».
Иез 5:1-4«А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части. Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. И возьми из этого небольшое число, и завяжи их у себя в полы. Но и из этого еще возьми, и брось в огонь, и сожги это в огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев».
Вывод: текст описывает разрушение Иерусалима во время захвата его вавилонянами. Мы видим вербальную и тематическую параллели суда.
Иез 38:22 «И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу;»
Вывод по ВЗ фону: аллюзии на ВЗ в первой трубе символизируют Божий суд над Его врагами, причем уничтожение растительности говорит о том, что уничтожаться будут те, кто ранее был верен завету, а теперь отвернулся от Яхве и повернулся к иным богам. Земля символизирует народ и в частности Израиль. Земля становится пустыней, когда народ нарушает завет. Зеленеющая растительность символизирует народ Божий, тогда как сохнущая трава – символ наказания неверных. Трава и деревья вместе символизируют руководителей и простых людей.
5.3.4. НЗ фон:
Мф. 3:10«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Лк. 23:28-31«Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?»
Христос себя сравнивает с зеленеющим деревом, а Израиль с сухим. Сухое дерево, Израиль, будет наказано Римом подобно тому, как это произошло с Зеленеющим деревом (с Иисусом).
Иуда 11-12 «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые».
Вывод: Здесь бесплодные деревья символизируют лжеучителей.
5.3.5Толкование первой трубы:
Параллели на ВЗ и НЗ показывают, что язва первой трубы падает на врагов Бога. Бог использует свое оружие град и огонь, чтобы покарать Своих врагов. Язва падает на треть земли, на треть дерев и на всю траву. Первая труба – это язва против народа Божьего, которая падает на Его же, но уже не верный народ. Эти дерева и трава когда-то были Божьими, а теперь нарушили завет и отпали. Трава и деревья символизируют Израиль, который отверг Иисуса как мессию, потерял благодать и подпал под гнев Божий. Скорее всего, в первой трубе представлен Мессианский суд над Иерусалимом и Иудеей совершенный римскими войсками в период с 65 года н.э. по 135 год н.э. (Мф.24:15-21;Лк.21:20-24).
Иудейская нация – это первый преследователь церкви Божьей. Христос использует земных правителей как Свой инструмент наказания. Подобное Бог совершал в прошлом, используя царей Ассирии (Ис.10:5,6), Вавилона (Иер25:8-11), Персии (Ис.44:28;45:1). Бог начинает Свое правосудие с собственного народа завета (Иез.9:6).
В ВЗ мы имеем параллели, когда святые молились об отмщении. Эти молитвы названы молитвами проклятия врагов(Пс.34,68,108).Если учитывать, что язвы Исхода являются сильнейшей структурной параллелью семи трубам, то необходимо сказать, что молитвы Израиля низвели на Египет язвы (Исх3:7-9).Страдания Египтян явились судами в ответ на угнетение Израиля (Исх.6:6;7:4). Подобно и язва первой трубы над отступившем Израилем является ответом на молитвы святых мучеников (Откр.6:10; 8:2-6).
6.Теологический анализ
Для первых читателей книги Откровение, данный текст нес ободрение, что Бог слышит вопли мучеников. Ведь когда Иоанн писал книгу Откровение, римская армия продолжала опустошать Иудею до 135г.н.э., а это являлось исполнение суда а ответ на молитвы умирающих за Христа.
Несмотря на то, что между богословскими школами существует много споров относительно толкования труб, мы в своем толковании находим поддержку в пророчестве Христа об Иерусалиме (Мф.24:15-21;Лк21:20-24).
Иоанн использует знакомые для христиан язык завета и символы святой божьей войны с отступившими (Числ10:9; Соф1:16; Иер4:5,21; Иез.7:14). Трубы изображают как Христос, Лев из колена Иудина (Откр5:5), посылает предупредительные суды, используя обычные средства Святой войны: огонь, град и т.д.
Какая же весть для нас содержится в этом тексте? Руководители и народ Израиля были ответственны за свое неверие в Агнца. Христос предупреждает нас, что если мы подобно Израильскому народу будем «бесплодной смоковницей»(Мф.21:19), то нас постигнет таже участь (Лк.19:44). Но как и прежде Бог по Своей милости предлагает Своему народу право выбора: « …жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им»(Втор.30:19,20).
7.Гомилетический анализ
Используя этот отрывок в проповеди мы должны показать, что первая труба, подобно Египетским язвам, говорит нам о том, что это не естественные бедствия, но это Божий суд на Его врагов. Несмотря на то, что Христос совершает ходатайственное служение на небе, в которое входит и искупительное долготерпение к Его врагам. Первая труба объявляет, что долготерпение Божье имеет свои пределы. Огонь, брошенный с жертвенника на землю (Откр.8:5) как огненное испытание, уничтожает нечестивых и защищает верных Богу. Огненное испытание было в ВЗ: Быт.19:24-29, Числ.16:35, Дан.3:19-23. Огненному испытанию подвергся Иерусалим в 70 г .н.э. (Мф.22:7), когда отвергнувшие Христа подверглись ужасному бедствию, в то время как христиане были удалены от наказания ( Лк.21:20-23). Сегодня проверяется наша верность Богу. Испытание огнем подвергнется жизнь каждого человека на Божьем суде в конце времени земной истории, о чем предупреждает нас апостол Павел (1Кор3:13, 10:26-29).
Заключение
Проведя экзегетическое исследование, мы пришли к таким выводам:
1.В Откр.8:7 Иоанн использует язык и символы завета
2.Действие первой трубы не относится к какому-то неопределенному будущему и не является наказанием Римской империи варварами.
3.Первая труба является исполнением суда Божьего над Израильским народом, нарушивших завет с Ним, отвергнув Христа и став гонителем Христин в I веке.
Библиография:
1.Баркли У. «Откровение Иоанна».PS,USA.
2. Гатри Д. «Введение в Новый Завет». СПб .«Богомыслие».1996.
3.Новый библейский комментарий, С-Пб «Мирт», 2001 г
4.Новая Женевская Учебная Библия. Комментарии к откровению.
5.Русская Синодальная Библия
6.Greek NT 4th Revised Edition
7.New Jerusalem Bible
8.New King James Version
9.New Living Translation
10. Paulеin, Decoding Revelation’s Trumpets, Andrews University Seminary Dissertation Series, v.11 (Andrews University Press: Berrien Springs, MI, 1988)
Введение
Постановка проблемы
Методология
1. Историко-контекстуальный анализ
1.1 Авторство
1.2 Время написания
1.3Цель написания и адресат.
2.Текстуальный анализ
3. Грамматико – синтаксический анализ
3.1. Ключевые слова
3.2.Механическая разбивка
4.Литературный анализ
5. Литературно-контекстуальный анализ
5.1Непосредственный контекст
5.2Расширенный контекст
5.3Контекст Библии
5.3.1 ВЗ фон из шести эхо
5.3.2 Значение труб в ВЗ
5.3.3. ВЗ фон
5.3.4. НЗ фон
5.3.5Толкование первой трубы
6.Теологический анализ
7. Гомилетический анализ
Заключение
Библиография
[1] Paulеin, Decoding Revelation’s Trumpets, Andrews University Seminary Dissertation Series, v.11 (Andrews University Press: Berrien Springs, MI, 1988) p.179-180.
[2] Там же, p. 191.
[3] Новая Женевская Учебная Библия. Комментарии к откровению.
[4] Новый библейский комментарий, стр. 709, С-Пб «Мирт», 2001 г
[5] У.Баркли «Откровение Иоанна».PS,USA.С.14-15
[6] там же,С.15
[7] там же,С.15
[8] там же,С.15-16
[9] Д.Гатри «Введение в Новый Завет». «Богомыслие». СПб.1996.С.734 - 735
[10] У.Баркли, С.18
[11] Ibid,p.205; в новозаветное время греческое слово- σαμασια вышло из употребления.
[12] Paulеin, Decoding Revelation’s Trumpets, Andrews University Seminary Dissertation Series, v.11 (Andrews University Press: Berrien Springs, MI, 1988) p.203
[13] Ibid,p.206
[14] Ibid,p.223