Апологетика православия в Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы

Итак, рассмотрим более подробно вопросы присутствия Православия в пространстве современного Интернета.


2.1 Православные сайты рунета: специфика и статистика


Совокупная аудитория религиозных сайтов рунета (русскоязычного сектора мировой сети Интернет) невелика. Связано это, главным образом, с тем, что интересы пользователей «всемирной паутины» обычно лежат далеко вне религиозной сферы. По данным портала Rambler пользователей в сети интересуют, главным образом, компьютеры и Интернет (32%); развлечения (23%); новости и СМИ (8%); бизнес (7%) и автомобили (5%). Совокупная дневная аудитория религиозных сайтов рунета, по данным Rambler, составляет лишь около 60 тысяч посетителей (или около 0,3% от общей аудитории рунета).

Оценить же точно, сколько посетителей религиозного сектора рунета посещает православные сайты, не представляется возможным, потому что не все православные сайты используют системы Интернет-статистики. Однако, поскольку подавляющее большинство религиозных сайтов включено в раздел «Религия» рейтинга Rambler, это позволяет получить требуемую приближенную оценку с достаточно высокой точностью. Анализ статистики сайтов раздела «Религия» показал, что посещаемость религиозных сайтов распределяется следующим образом: православные – 51%, инославные (протестанты, межконфессиональные проекты) – 19%, восточные культы и оккультизм – 11%, исламские – 9%, тоталитарные и псевдорелигиозные секты – 6%, иудейские – 4%[15].

Итак, большинство посетителей религиозных сайтов рунета (51%) читают православные сайты. Каково же число религиозных и православных сайтов в русском Интернет-пространстве? Точно ответить на этот вопрос сложно, поскольку, во-первых, понятие Интернет-сайта весьма условно, во-вторых, как уже говорилось выше, не все религиозные Интернет-проекты включены в классификаторы, позволяющие получить открытый доступ к требуемой статистике. Так, согласно поисковику Yandex количество православных сайтов рунета около 2000 (январь 2005 г.), т.е. около 0,11 % от общего числа сайтов. По данным же Rambler Toр 100 религиозные сайты рунета (1262 сайта, по данным за январь 2005 г.) составляют примерно 0,19% от общего числа сайтов рунета.

Таким образом, сравнив доли числа православных (0,11%) и религиозных (0,19%) сайтов рунета, можно сделать вывод о том, что около 60% религиозных сайтов русского Интернета — православные.

Полученные цифры позволяют сделать один важный вывод. Авторы инославных сайтов на русском языке действуют более активно, чем православные, ибо условный показатель эффективности православных сайтов (доля числа сайтов/доля числа посетителей) меньше 1 (он равен примерно 0,86). Объясняется это, видимо, тем, что инославные сайты имеют, по большей части, миссионерскую направленность, в то время как большинство православных проектов носят пока информационно-справочный характер.

Тройка самых посещаемых православных ресурсов рунета осталась в минувшем году неизменной — это проект «Православный календарь», портал «Православие.RU» и Официальный сайт Русской Православной Церкви. В десятку наиболее посещаемых проектов вошли также: Каталог «Православное христианство.RU», личный сайт диакона Андрея Кураева, сайт радиостанции «Радонеж», сайт информационного агентства «Русская линия», проект центра «Православная энциклопедия» «Седмица.RU», библиотека православного христианина «Благовещение» и Интернет-портал Союза писателей России «Русское воскресение».

В 2004 году в рунете появилось несколько новых интенсивно развивающихся проектов. К числу наиболее интересных можно отнести ресурсы Православие и мир, Милосердие.RU, Библион, Русское православное телевидение, Доброе слово, Благочестие.RU, магазин Сретение, Русская цивилизация, Слово, Правая.RU, Благословение и др.

На основе анализа числа сайтов, отнесенных к различным рубрикам каталога «Православное христианство.ru», можно составить представление о тематической структуре православного рунета. Каждый четвертый православный узел рунета представляет собой официальную страницу — храма, епархии, благочиния, иного учреждения Русской Православной Церкви, или официальный сайт церковно-общественной организации. Другая четверть православного рунета состоит из ресурсов, посвященных православному искусству и научным вопросам. Далее идут, в порядке уменьшения числа сайтов, такие тематические группы, как «Православное вероучение» (9%), «Семья, жизнь в миру» (7%), «Образование» (7%), «СМИ» (6%), «Интернет-службы» (6%), «Политика и идеология» (5%), «Церковь и общество» (5%), «Личные странички» (3%) и сайты, посвященные хозяйственной деятельности православных христиан (3%).

Половину официальных Интернет-узлов составляют храмовые странички, 17% — страницы церковно-общественных организаций, 15% — монастырские сайты, 12% — официальные епархиальные сайты.

Одновременно с появлением в русском Интернете первых православных страничек стали появляться и сайты со списками ссылок на эти ресурсы. Вначале, когда число православных ресурсов сети исчислялось десятками, это были обычные разделы ссылок на православных сайтах. С ростом православного Интернета, когда православные страницы стали исчисляться уже сотнями, появились первые систематизированные каталоги. Одними из таких каталогов были «Koinonia» Виктора Сударикова, «Ортодокс», г. Санкт-Петербург и тамбовский проект «Истина Православия», ТГТУ. Каждый из этих проектов привносил в православный Интернет новые идеи: в каталоге Виктора Сударикова все ресурсы проходили предварительную проверку автором, в каталоге на сервере «Ортодокс» было реализовано автоматическое добавление ссылок пользователями, а также сопровождение описаний ссылок изображениями-баннерами; подборка ссылок на сервере Тамбовского университета была дополнена системой распределенного поиска по описаниям ссылок в каталоге. В появившемся чуть позже каталоге «Соборность» была впервые в православном рунете реализована идея многоуровневого рубрикатора.

В настоящее время в Российском Интернете реально действуют три каталога православных ресурсов. Это — личная подборка ссылок Николая Ардабьевского на его авторском сайте, собрание ссылок на сайте Андрея Лебедева и каталог «Православное христианство.ru», поддерживаемый группой редакторов-добровольцев.

Анализ продолжительности жизни православных сайтов показывает, что многие православные сайты (главным образом это — личные авторские проекты) закрываются в течение первых пяти месяцев после открытия[16]. Эту группу сайтов можно условно назвать сайты-однодневки. Следующая категория сайтов — это типичные православные сайты, среднее время жизни которых составляет от 10 месяцев до года. Как показывает статистика, год существования — это важный рубеж для православного сайта. Большинство проектов не выдерживают, увы, испытание временем и закрываются. Те проекты, которым удается преодолеть данный критический рубеж (сайты-долгожители), могут существовать два и даже три года и больше.

Можно назвать следующие причины, которые обычно приводят к закрытию православных проектов:

—     потеря у авторов Интернет-проекта интереса к сайту;

—     смена руководителя организации, которой принадлежит сайт;

—     переход администратора сайта на работу в другую организацию;

—     проблемы с доступом в сеть Интернет в данном регионе или у автора сайта;

—     отсутствие свободного времени в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами;

—     реорганизация православных Интернет-проектов.


2.2 Аудитория православных сайтов рунета


Распределение посетителей православных страниц по странам не сильно отличается от картины, характерной для русского Интернета в целом. Три четверти пользователей читают православные страницы на русском языке из России и других стран бывшего СССР, а подавляющее большинство остальных читателей проживают в странах Запада.

Если рассматривать такую характеристику, как посещаемость сайтов, то имеется естественная обратно пропорциональная зависимость между числом сайтов и средним числом их посетителей.

Среди всех посетителей православного рунета около трети приходится на небольшие сайты (с аудиторией до 250 человек в сутки), другая треть — на самые посещаемые православные порталы (с числом уникальных посетителей более 500 в сутки), остальные посещают сайты с суточной аудиторией от 250 до 500 посетителей.

В мае 2004 года в каталоге «Православное христианство.ru» произошла реорганизация. Авторы проекта изменили программное обеспечение каталога, что стало возможным задавать и читать описания сайтов не только по-русски, но и на любом из языков, на котором сделан включаемый в каталог сайт. И за последнее время в каталоге были открыты и частично заполнены ссылками английская, румынская, французская, сербская, болгарская, немецкая, польская, норвежская и итальянская версии интерфейса, готовятся к открытию грузинская, японская, греческая, венгерская, латышская и другие языковые версии.

С открытием иностранных версий интерфейса каталога авторы проекта поставили перед собой глобальную цель: собрать, описать и систематизировать в единой базе данных ссылки на возможно большее число православных сайтов мировой сети Интернет, вне зависимости от языка, на котором эти сайты выполнены. Частично эта задача уже решена сегодня, что позволяет сделать некоторые выводы о языковой структуре мирового православного Интернета.


2.3 Тенденции и перспективы роста православного рунета

 

Если в 1997-1999 годах число православных сайтов не превышало и 100—150, то к 2000 году их было уже порядка 300, в 2001 — 500, в 2003 — 1100, а в январе 2004 года — не менее 1600. Экспоненциальный рост числа православных сайтов позволял сделать предположение, что к январю 2005 года, если бы эта тенденция сохранилась, число православных сайтов на русском языке достигло бы 2500. Однако темпы развития православного Интернета в прошлом году несколько снизились, и к январю 2005 года в православном Интернете насчитывается лишь около 2000 действующих православных сайтов.

С чем может быть связано такое изменение динамики числа православных русских сайтов? Можно назвать следующие возможные причины этих изменений:

—     насыщение отдельных секторов православного Интернета (число приходских сайтов ограничено числом приходов, епархиальных — числом епархий, монастырских — числом православных монастырей);

—     среднее время жизни православного сайта – менее года, поэтому бурно возникавшие в последние годы сайты по прошествии небольшого времени стали закрываться;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать