Второй этап развития архитектуры и градост роительства начался с'конца 30-х годов. Архи тектурно-градостроительной деятельностью в Кыргызстане в эти годы, в основном, занима лись архитекторы из Москвы и Ленинграда. Архитекторов-кыргызов по существу не было из- за отсутствия архитектурно-строительных учеб ных заведений.
В 1939 Совет народных комиссаров Кыргыз ской ССР утвердил первый градостроительный документ — Генеральную схему развития и ре конструкции г. Фрунзе (арх-ры Н. Смирнов). Основные идеи генерального плана предусмат ривали укрупнение планировочных элементов го родской застройки, реконструкцию жилых квар талов, композиционные выделения главных го родских магистралей, создание в юго-зап. час ти города промышленной зоны, новых бульва ров, озеленённых пространств и др. В после дующие годы эти замыслы получили частичное воплощение. Так, по проспекту Молодой Гвар дии (быв. ул. Атбашынская), ул. Правды (быв. Кузнечная), были созданы новые бульвары, организованы в Карагачевой роще Центральный парк культуры и отдыха, близ завода им. Фрунзе — парк имени Фучика, создан сквер напротив Дома Правительства, заложен Ботанический сад, за вершена реконструкция бывшего городского сада. В архитектурном облике столицы весьма замет ную роль стали играть ул. Ленина (ныне про спект Жибек жолу), Сталина (ныне проспект Чуй) и Пионерская (ныне Токтогула).
На примере г. Фрунзе стало очевидно, что дальнейшее развитие городов немыслимо без раз работанного генплана. Создание генеральных планов городских населённых пунктов постави ло их развитие на рациональную плановую основу и послужило прочной базой для кыргызского градостроительства.
В эти годы были выполнены первые гене ральные планы сельских населенных мест. Пер вый проект колхозного посёлка им. Калинина Сокулукского р-на был разработан в 1949 архи тектором Е. Писарским. Однако в проектах за стройки городов и сёл были слабо учтены реги ональные, культурно-исторические и природно- климатические факторы. Архитектурно-художественные проблемы затрагивались поверхностно и трактовались чересчур упрощённо или в духе псевдоклассицизма. Промышленные сооружения уступали по архитектурно-художественному качеству жилым и общественным зданиям, но в отдельных случаях были созданы интересные сооружения, например, здание шампанвинком бината на проспекте Мира.
Послевоенное десятилетие характеризуется пе реходом на типовое проектирование и массовое строительство. Первая серия типовых двух-трёхэ- тажных жилых домов была разработана архитекто ром А. М. Альбанским в проектном институте «Кыргызпроект». В архитектуре домов была сделана попытка учесть местные климатические особенности. Наряду с проектами местных архитекторов в жилищном строительстве использовались проекты архитекторов Узбекистана и Казахстана. В этот период практически во всех населённых местностях возводились школы, клубы, библиотеки, больницы и торгово-бытовые здания. Раз вернулось строительство курортов и санаториев на Ысык-Кёле, в Ысык-Ате и Жалал-Абаде.
Архитектуру данного периода характеризуют кинотеатр «Ала-Тоо» (1938, арх-ры В. Калм ыков), здание медицинского института (1939, арх- р Ф. Стеблин), здание Дворца пионеров (1939—51, арх-ры Ф. Стеблин, В. Нусов), зда ние Прокуратуры республики (1941, арх-р В. Верюжский), здание торгового техникума (1954, арх. Е. Писарской), здание Гос. академиче ского театра оперы и балета им. А. Малдыбаева (1955, арх. А. Лабуренко при участии П. Ива нова). Они вобрали в себя типичные черты со ветской архитектуры, пластические и художест венные поиски того времени.
В 50-е годы начали создаваться архитектур ные ансамбли. Формирование первого архитек турного ансамбля — Советской площади, нача лось на пересечении пр. Чуй и бульвара имени Крупской в 1951. Первый ансамбль был образо ван зданиями горисполкома (арх. П. Иванов), Министерства сельского хозяйства (арх. В. Ну сов), проектного института «Кыргызгипрострой» (арх-ры В. Очинский, В. Афонин, И. Люб линский, В. Коновалов) и открытой площадью. Со строительством с вост. стороны площади зда ния Кыргызской гос. филармонии и памятника Манасу (1980,арх-ры А. Печёнкин и др., скульптор Т. Садыков) было полностью завершено формирование этого ансамбля. Внешний облик ан самбля сочетает в себе черты классической и мо дернистской архитектуры.
С конца 40-х годов началось возведение ком плекса сооружений республиканской с.-х. выс тавки (ныне ВДНХ), расположенной в юж. час ти столицы. В создании этого архитектурного ансамбля участвовали многие архитекторы Кыр гызстана, среди к-рых К. Галиев, А. Пушкина, Е. Писарской, П. Иванов, А. Нежурин, В. Лы- зенко и др. Архитектура выставочного ансамбля вобрала в себя творческие поиски архитекторов в различных аспектах, что нашло свое отражение в пластической трактовке образов павильонов и др. сооружений. К архитектурным ансамблям этого времени можно отнести соцгородок (арх-ры М. Милов., Е. Писарской), планировка к-рого базируется на градостроительных теориях 50-х годов.
Определённую роль в повышении эстетичес кого уровня городской среды сыграли возводи мые в этот период монументы и памятники, среди к-рых можно отметить памятники генера лу И.В. Панфилову (1942, скульптор О. Мануй лова, арх. В. Верюжский, снесён в 1980), па мятник Т. Я. Бегельдинову (1950, скульптор И. Абакумов), памятник Ж. Боконбаеву (1948, скульптор О. Мануйлова, арх. В. Верюж ский).
В 1955 произошел коренной переворот в истории советской архитектуры с принятием спе циального Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР об устранении излишеств в ар хитектуре и переводом всего строительства на индустриальные методы. Начался новый этап в развитии архитектуры и градостроительства Кыр гызстана. Обеспечение предельно экономичных архитектурных решений зданий и сооружений за счёт сборных конструкций, жёсткое нормирова ние, приоритет типового проектирования и застройки городов в виде микрорайонов стано вятся основой гос. политики в области архитек туры и градостроительства. В этот период не бывалый размах получило промышленное строи тельство, значительно изменившее существую щий облик городов и регионов Кыргызстана. Среди них наиболее крупные: столичная ТЭЦ, домостроительные комбинаты во Фрунзе и Оше, обувная фабрика «Чолпон», камвольно-суконный комбинат, Кантский цементно-шиферный ком бинат, автосборочный, электромеханический заводы, полиграфический комбинат во Фрунзе, Ошский хлопчатобумажный комбинат, Майлуу- Сайский электроламповый завод, Каиндинский завод электрокабелей, завод листового стекла в Токмоке и др.
Особое внимание уделяется архитектуре села, характерным примером укрупнения и преоб разования групп селений может служить посё лок Купре-базар в Таласском р-не (1960), по вышается эстетика жилой застройки, обще ственных центров, улучшается композицион ное построение и планировочная организация (Центральная усадьба совхоза «Ала-Арча», Кыр гызской машинно-испытательной станции, посёлков Курпульдёк Калининского, Бейшеке Кировского, Терек-Суу Токтогулского, Жаны- Арык Карасуйского р-нов). По единому генплану комплексно был построен экперимен тально-показательный посёлок Орто-Алыш со вхоза «Аламюдюн», отобранный для реализа ции в результате открытого республиканского конкурса Госстроем Кыргызской ССР и Союзом архитекторов (авторы — арх-ры М. Ловушки на, К. Клименко). Рациональной планиров кой, благоустроенными жилыми кварталами, развитым общественным центром обладает по сёлок Токтогул, построенный в 1977. Проект посёлка для гидростроителей разработан в про ектном институте «Кыргызпроект» авторской группой: В. Умамбеков, К. Куделя, Р. Москин, К. Алыкулов и С. Лопатин. В 1978 году им была присуждена Гос. премия имени Ток тогула.
Курортное строительство развернулось в Ысык- Кёлской котловине на основе проекта районной планировки, разработанного ЦНИИП градо строительства (Москва) и республиканскими про ектными институтами (1972).
В начале 60-х годов в связи с переходом на индустриальные методы строительства полностью было прекращено индивидуальное проектирова ние жилых домов. Если раньше преобладала экспериментальная застройка жилых кварталов, то теперь она велась в виде микрорайонов методом свободной планировки. Была принята ступен чатая форма культурно-бытового обслуживания жилых районов. За период с 1955 по 1965 разра ботаны 5 каталогов типовых проектов жилых домов, на основе к-рых застраиваются жилые зоны городов и посёлков городского типа. Под руководством арх-ра Е. Писарского в 70-е годы были разработаны серии типовых проектов жи лых домов 98, 105, 106 серий с улучшенной пла нировкой квартир. За широкое внедрение ти повых пяти- и девятиэтажных крупнопанельных жилых домов серии 105 архитекторы Е. Писар ской, В. Седов, инженеры А. Мозговой, А. Тэвс, А. Афонин, В. Анистратов в 1978 удо стоены Гос. премии Кыргызской ССР в области науки и техники.
Игнорирование региональных культурно-ис торических традиций, безликость, механистич ность в формировании архитектуры такого рода жилых образований, несмотря на относительное улучшение комфортности проживания в них, вызвала справедливые нарекания со стороны на селения.
Вместе с тем, определённые успехи были до стигнуты в индивидуальном проектировании и экспериментальном строительстве жилых домов. Интересную архитектурную трактовку имеют 102- квартирный жилой дом с Дворцом бракосочета ния и кафе на 75 мест (1966, арх-ры В. Анд реев, Р. Ким), жилой дом с магазином «Тысяча мелочей» (1974, арх-ры Е. Писарской, В. Ива нов, А. Голованов, К. Токочев, С. Нургазиев).
Проектирование и строительство общественных зданий ведется в 3-х направлениях: типовое проектирование и повторное использование, продолжение пластических традиций советской архитектуры и поиск новых индивидуальных ре шений. Для массового строительства школ, детских садов и яслей, магазинов, больниц и др., в основном, используются типовые проекты, раз работанные местными архитекторами и централь ными проектными научно-исследовательскими институтами Москвы, Ленинграда и др. респуб лик. Первая каркасно-панельная школа на 1176 учащихся была построена в 1973 по проекту арх. Р. Кима и инж. И. Снычкова, разработана и внедрена типовая серия детских дошкольных уч реждений (арх-ры А. Цевменко, Л. Спектор). На основе повторного применения ранее разработанных проектов построены кинотеатр «Россия» (1963, арх-ры С. Чечик, П. Мочульский), драматический театр в Оше (1974, арх-ры Ф. Евсеева, М. Евсеева), во Фрунзе: здание цирка (1976, арх-ры Л. Сегал, В. Шадрин, А. Нежу рин, присуждена премия Совета Министров СССР), Дворец спорта (1974, арх-ры В. Кос тин, В. Марунов), универмаг «Айчурек» (1974, арх-ры Б. Соболевский, Ю. Пересветов), кино театр «Манас» (1970, арх. А. Головонов) и др.
Типология общественных зданий и сооруже ний в этот период была значительно расширена и пополнена своеобразными архитектурными решениями. Построены интересные по пласти ке с выразительным архитектурным образом му зеи В. М. Фрунзе (1967, арх-ры Ю. Карих, Г. Кутателадзе), изобразительного искусства (1974, арх-ры Д. Ырыскулов, А. Жекшенбаев, В. На заров, инж. А. Юсупов), главный выставочный павильон ВДНХ (1974, арх-ры В. Лызенко, А. Не- журин, присуждена премия Ленинского комсо мола Киргизии). Особенно выделяется компо зиционный замысел и пластика здания Кыргыз ского гос. музея изобразительных искусств, авторскому коллективу к-рого в 1976 присужде на Гос. премия им. Токтогула Сатылганова.