Растущая активность иностранных банков на российском рынке выражается как в участившихся покупках отечественных банков, так и в активном выходе в российские регионы посредством развития региональных сетей. В условиях возросшей конкуренции для российских банков становится важным четкое позиционирование, понимание, в какой нише следует работать, чтобы быть конкурентоспособным.
Рисунок 7 - Иностранные активы и пассивы российских банков
2.3 Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции
Информация – это важнейший ресурс, необходимый для успешного развития бизнеса. Если компания выходит на новый рынок, начинает новый проект, расширяет масштабы своей деятельности или, напротив, испытывает трудности и проблемы, снижающие эффективность ее работы – это значит, что компания нуждается в сборе и анализе маркетинговой информации.
Основным приемом банковского маркетинга является общение с клиентурой, обеспечение рентабельной деятельности и достаточного размера дивидендов по акциям банка, предоставление клиентам преимуществ и уникального сервиса по сравнению с другими кредитно-финансовыми организациями, материальная заинтересованность служащих банка в его успешной деятельности. При достижении этих целей можно выделить активный и пассивный маркетинг.
Активный маркетинг включает систему следующих мероприятий:
¾организацию активной рекламы при помощи почтовой и телефонной связи, а также телевидения
¾проведение разовых мероприятий, в частности презентаций и конференций, на которых происходит процесс непосредственного изучения потребительских оценок качества и полноты продуктового ряда;
¾анализ потребностей потенциальных клиентов в процессе личного общения;
¾организация дискуссий для обсуждения актуальных проблем банковской деятельности; проведение анкетирования среди клиентов и опроса населения.
К пассивному маркетингу относятся публикация в прессе информации о банковских услугах и экономических показателях, разработка эмблемы и «девиза» коммерческого банка и т.д.
Довольно перспективным направлением является выпуск кредитных карт.
В 2004 – 2005 годах происходит рост доли кредитных карт. За этот год показатель увеличился на 2,6 и составил 6,2%, превысив среднероссийский уровень (4,4%). Стабилизация экономической ситуации и увеличение доходов населения оказывают положительное влияние на развитие рынка потребительского кредитования. При этом принятые поправки к Налоговому кодексу, позволяющие устанавливать льготный период, должны повысить привлекательность кредитных карт для населения.
Рисунок 8 – Динамика развития инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций по оплате товаров и услуг с использованием платежных карт.
Одна из целей банковского маркетинга – привлечение новых клиентов, которые до этого не пользовались услугами банка и предложение новых услуг для уже имеющихся клиентов.
Люди, обращающиеся в банк для совершения одного вида операций, являются потенциальными покупателями дополняющих и смежных видов услуг.
Рисунок 9 – Структура банковских карт, эмитированных на территории Курской области
Например, если клиент покупает у банка дорожные чеки или получает иностранную валюту, ему следует предложить услуги по страхованию от несчастного случая во время зарубежной поездки. Целью банковского маркетинга является поиск наиболее выгодных (существующих и будущих) рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Этот процесс предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.
Мы провели маркетинговое исследование в городе Курск, чтобы определить банк, пользующийся наибольшим спросом у населения и определить степень влияния рекламы на потенциальных клиентов.
Опрос проводила по следующим возрастным категориям:
1. 18 – 25
2. 26 – 45
3. 46 – 65
4. 66 и старше
Количество респондентов: 250 человек, с уровнем дохода от 500 рублей до 8500 тысяч рублей в расчете на 1 человека.
Таблица 3 – Процентное соотношение полученных данных
№ вопроса |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
11 |
12 |
№ ответа |
|||||||||
1 |
51,1 |
71,2 |
81,3 |
45 |
63 |
60,1 |
18,3 |
75 |
13,3 |
2 |
11 |
2,1 |
10 |
12 |
1,2 |
26,4 |
15,8 |
1,5 |
10,9 |
3 |
6,5 |
7 |
8,7 |
10 |
0,2 |
13,5 |
5,1 |
6 |
3,7 |
4 |
2,5 |
4,7 |
|
1,3 |
0,7 |
|
0 |
5,1 |
0 |
5 |
15,3 |
0,9 |
|
17 |
1,3 |
|
6 |
1,1 |
3 |
6 |
6,4 |
8,6 |
|
7,1 |
8,6 |
|
4 |
6,2 |
2,3 |
7 |
2,5 |
3,5 |
|
3 |
25 |
|
0 |
2,1 |
0 |
8 |
1,3 |
2 |
|
1,5 |
|
|
0 |
- |
0 |
9 |
0,6 |
|
|
0,3 |
|
|
0 |
3 |
0 |
10 |
0,4 |
|
|
0,5 |
|
|
0,2 |
|
0 |
11 |
0,5 |
|
|
0,2 |
|
|
0 |
|
0 |
12 |
0,3 |
|
|
0,5 |
|
|
0,3 |
|
0 |
13 |
1,2 |
|
|
1,2 |
|
|
47,2 |
|
66,8 |
14 |
0,3 |
|
|
0,3 |
|
|
0 |
|
0 |
15 |
0,1 |
|
|
0,1 |
|
|
3,1 |
|
0 |
16 |
0 |
|
|
0 |
|
|
0 |
|
0 |
На основе проведенного исследования можно сделать вывод: 51,1% курян доверяет Сбербанку России, считают его самым известным и надежным. На втором месте с большим отрывом Банк Москвы – 15,3%. Внешторгбанку отдали предпочтение 11%, Курскпромбанк – 6,5%, Балтийскому банку 6,4%. Остальные банки набрали менее 2,5%. У 81,3% респондентов есть счет в банке, а 18,7% отказались сказать или у них его нет. 60,1% с удовольствием выбирают выгодные условия, интересно, что 26,4% респондентов при возможности не хотят менять свой банк на более выгодные условия, так как их устраивает стабильность. С логотипами знакомы 5,1%, а многие из 94,9%, которые не знакомы с ними, даже не знают что это такое. Внимание жителей города Курск более всего привлекает телевизионная реклама 71,2%. Щитовая реклама способна привлечь 8,6% опрошенных, реклама в газетах и журналах может заинтересовать 7% респондентов. Остальные виды рекламы привлекают гораздо меньше внимания опрошенных, реклама на транспорте - 4,7% курян. Реклама, присылаемая по почте, привлекает 3,5% респондентов. 2,1% куряне обращают внимание на рекламу по радио. На рекламу в Интернете, обращают внимание по 0,9% опрошенных. Остальные 2% участников опроса затруднились с ответом. Таким образом, реклама, размещенная в СМИ, является наиболее эффективной, поскольку привлекает наибольшее количество потенциальных клиентов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8