Безработица и инфляция
Введение
Анализ проблем безработицы и занятости – обширная область научного знания, сосредоточивающая интересы многих научных дисциплин (например, социологии труда, экономики трудовых отношений, социологии профессий и др.). Тема рынка труда долгое время оставалась областью преимущественно экономического анализа, но сейчас проблемами занятости и безработицы занимается особый раздел экономической теории – экономика труда (“labor economics”).
Обратимся к понятию занятости – созданию, распределению и смене рабочих мест. Отношения занятости включают в себя целый набор элементов: поиск работы и рабочей силы, порядок найма и высвобождения работников, условия и содержание труда, установление уровня его оплаты и форм сопутствующих льгот, обучение и подготовка кадров вне и в самом процессе производства, их горизонтальная и вертикальная мобильность (перемещение и продвижение).
Сфера оплачиваемой занятости, обычно в рамках определённой территории, отрасли или группы профессий, характеризуется понятием «рынок труда». Он охватывает претендующих на рабочие места и всех занятых, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Последние представляют занятость вне рынка труда.
Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на него. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения нанимателей и нанимающихся.
Рассмотрим занятость с позиции тех, кто предлагает свою рабочую силу. Каждый трудоспособный индивид принуждён делать ступенчатый выбор, определяющий его место по отношению к рынку труда. Это, во-первых, выбор между незанятостью и занятостью, при котором отказ от последней может быть кратковременным (желание найти другую работу), длительным (уход за ребёнком) или окончательным (выход на пенсию), а реализовать её можно либо в пределах рынка труда (оплачиваемая работа), либо вне их (получение образования, домашнее самообеспечение). Это, во-вторых, выбор между наймом в какой-либо организации и созданием собственного дела. Это, в-третьих, выбор сферы и конкретного места занятости, связанный с поиском и сменой работы. Наконец, в-четвёртых, это выбор форм занятости – полной или частичной, временной или постоянной.
Для традиционной экономической теории каждый такой выбор является продуктом рациональных решений, принимаемых автономным и информированным индивидом с целью оптимизации своих трудовых усилий и получаемого вознаграждения.
Но ещё до принятия решения о выборе конкретного места занятости человек должен дать ответ на другой вопрос: а нужна ли ему вообще какая-либо работа? На одной чаше весов – труд и его ожидаемая оплата, на другой – свободное время и социальное пособие. До Дж.М.Кейнса в экономической теории господствовало мнение о добровольном характере безработицы. Кейнс обратил внимание на то, что существует и вынужденная безработица, порождаемая невозможностью получить рабочее место даже при желании работать за меньшую оплату, - вследствие низкого уровня совокупного спроса. Позже этот аспект теории Кейнса будет рассмотрен подробнее.
Классификация рабочей силы.
В основу категорий, рассматриваемых в настоящем разделе, положены определения, принятые международными конференциями по статистике труда, и рекомендации Международной Организации труда (МОТ), при этом учтены национальные особенности России.
Экономически активное население (рабочая сила) есть часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных и измеряется по отношению к обследуемому периоду.
Уровень экономической активности населения – это доля экономически активного населения в общей численности населения.
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
· Выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу, самостоятельно либо у отдельных граждан, независимо от сроков получения непосредственной оплаты или доходов за свою должность. Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, а также учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений;
· Временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы; ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов; возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (что имеет место при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребёнком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска безработица сохранения или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки, других подобных причин;
· Выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
· Не имели работы (доходного занятия);
· Занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;
· Были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены одновременно все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, заложенными выше.
В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу или признанных безработными.
Уровень безработицы – это удельный вес безработных в численности экономически активного населения.
Определение уровня безработицы.
Уровень безработицы – важнейший показатель рынка труда. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.
Уровень = безработица *100
Безработицы рабочая сила
Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу.
Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляются тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы, т.к. признание за человеком статуса безработного неизбежно содержит в себе сильный субъективный элемент. Например, невозможно совершенно объективно установить, ищет или не ищет человек работу, что для него означает работа; наконец, требуется, чтобы субъект признал себя безработным и обратился в службу занятости.
Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течение которого человек ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства или до наступления рассматриваемого периода), используя при этом любые способы.
Экономически неактивное население – население, которое не входит в состав рабочей силы, включая лиц младше возраста, установленного для измерения экономически активного населения. Величина экономически неактивного населения также измеряется по отношению к обследуемому периоду. Эту часть населения составляют следующие категории:
· Учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневную аспирантуру и докторантуру);
· Лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по потере кормильца при достижении ими пенсионного возраста;
· Лица, получающие пенсии по инвалидности (1, 2, 3 групп);
· Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.;
· Отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, которые прекратили поиск работы, исчерпав все возможности её получения, но которые могут и готовы работать;
· Другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Следует также установить различия между отдельными типами безработицы.
Фрикционная безработица. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу. И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, т.к. многие рабочие, добровольно оказавшись «между работами», переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую, и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объём национального продукта.
Структурная безработица. Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют этот термин в значении «составной». С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует медленно и её структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса.
Страницы: 1, 2