Библия - материально-исторический и эстетический памятник культуры
Библия - самая удивительная их существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Наиболее читаемая, переведенная на большое количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: именно ее латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил Гуттенберг на своем печатном станке. Библия была одной из первых крупных книг, переведенных на иностранный язык ( Септуагинта, греческий перевод древнееврейского текста Ветхого Завета, появилась примерно в 250 году до Р.Х. ) . По числу переводов, повторных переводов и пересказов у Библии нет соперников среди всех книг мира. Британская энциклопедия пишет, что « к 1966 году полный текст Библии был опубликован … на 240 языках и диалектах… отдельные книги Библии - еще на 739 языках, что в сумме составляет 979 переводов…».
Библия была написана на непрочном материале. В течение веков до изобретения печатного станка её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. По сравнению с памятниками античной литературы, до нас дошло больше рукописных копий Библии, чем любых 10 произведений классической литературы вместе взятых. Слово Библия произошло от греческого языка « библиос» - книги. Библию называют также Священным Писанием. Она представляет собой собрание древних текстов, канонизированных в иудейской религии и христианстве. Действительно, Библия – это не одна книга, но собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Все книги различны по объему, литературному стилю и композиции.
Книги Библии делятся на две группы: Ветхий и Новый Завет. Слово «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю. Инициатива этого союза односторонняя, т.е. полностью зависела от Бога, его чистой, благой воли, воли Дарующего. « Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас…. Поставлю завет Мой с вами, что не будет истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». ( Бытие 9:9,11). В Евангелии от Матфея (26,27) устами Христа говорится: «… И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»
Древнейшая, по времени создания и большая часть Библии называется Ветхим Заветом и состоит из тридцати девяти книг. Первые пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эта часть называется также Пятикнижием. Помимо христианства она признается и в иудаизме. Только в иудаизме она называется Законом или Торой, т.е. учением.
Ветхий Завет составлен начиная от 1300 и до 100 г до н. э. Впрочем, его первые книги имеют устную традицию. Другая часть Библии признается только христианами и называется « Новый Завет». Его книги восходят к первому веку
3
н.э. и посвящены новому посланию Христа. На первый взгляд Библия – это собрание литературных произведений, главным образом древнееврейских, которые были написаны на протяжении около 1600 лет. Авторы писали их в разных странах , от Италии на западе до Месопотамии, а возможно даже Персии на востоке. Состав этих авторов исключительно разнообразен. Их разделяли не только сотни лет и тысячи километров, но и социальные преграды. Среди них мы видим царей, пастухов, солдат, законодателей, рыбаков, государственных деятелей, придворных, священников, пророков, раввина, живущего изготовлением палаток, и врача нееврейского происхождения; кроме того, многие авторы не оставили нам ничего, кроме написанных ими фрагментов Библии, так что никаких сведений о них у нас нет. Сам текст Библии принадлежит к целому ряду литературных жанров. Среди них – исторические заметки, законы ( гражданские, уголовные, этические, ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники – не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. Написанная в таком огромном промежутке времени, разными людьми , разного сословия и образования , эта великая Книга , тем не менее представляет собой удивительно связанное ,имеющее начало, развитие и описывающее конец , повествование. Все 66 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга. Начавшись со дня сотворения мира, Библия повествует о грехопадении человека и о великой любви Бога , который послал в мир Сына Своего Иисуса Христа, чтобы Его жертвой спасти погибающее человечество. Ветхий Завет так же можно рассматривать и как историю развития и жизни израильского народа. Все это делает Библию не просто антологией, а единым целым. Антологию подбирает составитель, а такого составителя Библии не было.
Пятикнижие, в том виде в каком оно дошло до нас представляет собой целостный историко - литературный памятник. Предполагается, что повествование относится по времени не ранее, чем к XIV-XIIIв.в. до н.э. (именно тогда произошло одомашнивание животных, упоминаемое в книге Бытия). Есть и еще целый ряд признаков (географические названия, традиции ), подтверждающие такое предположение .Считается, что книгой , которая в 621г до н.э. была обнаружена во время ремонта храма в Иерусалиме , и было Пятикнижие в том виде ,в каком мы его знаем .
Источниками Пятикнижия были исторические предания «родословия», а также египетские и греческие космогонические и исторические построения, мифы. Пятикнижие вобрало в себя многовековую традицию народного фольклора, которая была использована с целью утверждения монотеизма . Монотеизм (от греч. Mono-один и teus – бог)- единобожие, религия ,признающая ,в отличие от политеизма ,единого Бога.
В Ветхом Завете ( Книга Исход)формулируются первые десять нравственных христианских заповедей , известных как декалог ( от греческого deco – десять и logos-слово, понятие) Моисея и правовые установления.
5
Согласно Библии, эти заповеди Бог (Яхве) возвестил Моисею на третьем месяце путешествия по пустыне Синай на Горе Синай. Заповеди явились условием союза народа с Богом и Его покровительства.
Первая заповедь –о почитании одного-единственного Бога: «Я – Яхве, твой Бог, который вывел тебя из Страны Египетской, из дома рабства: пусть не будет у тебя других богов перед Моим лицом» (Исх. 20:2,3).
Вторая - против распространенного тогда в Израиле почитания идолов : « Не делай себе статуй и других изображений того, что на небесах вверху , и того что на земле внизу , и того ,что в воде под землею» ( Исх. 20:4).
Третья о коллективной родовой ответственности израильтян за грех и преступления отдельного человека: « Я - Яхве, - твой Бог, ревнивый Бог, мстящий за грехи отцов сыновьям, третьему и четвертому поколению, ненавидящим Меня и творящий милость тысячам любящим Меня и исполняющим мои повеления» (Исх.20:5,6).
Четвертая –« Не произноси имени Яхве, твоего Бога ,напрасно»(Исх.20:7).
Пятая о субботе : «Помни день отдохновения ,чтобы святить его. Шесть дней трудись и делай всякую свою работу, а седьмой день –отдохновение ради Яхве, твоего Бога ,не делай ни какой работы ни ты, ни сын твой ,ни дочь твоя ,ни твой раб… ибо шесть дней создавал Яхве небеса и землю ,море и все ,что в нем, и предался покою на седьмой день»(Исх.20-8,11).
Шестая - «Почитай отца своего и мать свою ,чтобы хорошо было тебе и чтобы увеличить дни твои на земле ,которую Яхве , твой Бог ,даст тебе» ( Исх. 20:12).
Седьмая- «Не убий»(Исх.20:13) .
Восьмая –« Не прелюбодействуй»(Исх. 20:14) .
Девятая – «Не кради»(Исх.20:15).
Десятая - « не произноси против своего ближнего ложного свидетельства» (Исх.20:16). Отдельно стоит заповедь «Не пожелай дома ближнего своего, не пожелай жены ближнего своего… ничего, что принадлежит ближнему твоему». Её можно по-видимому отнести, отнести к требованию «не кради» и «не завидуй».
Возвещение этих заповедей людям через пророка Моисея Бог, по преданию, завершил извержением вулкана: « И весь народ был свидетелем громов и пламени, и звучания трубы ,и того ,что Гора курилась…»(Исх.20:18).
Десять нравственных принципов ,требований, заповедей легли в основу т.н. Моисеева законодательства. Законы, по библейскому преданию, также были продиктованы Моисею Богом с тем , чтобы он научил народ , как жить. Вот некоторые из них. Приведена, например, формула возмездия по принципу талиона : « А если (другая ) беда произойдет , то пусть он отдаст душу за душу , глаз за глаз , зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожег, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25).
«Не следуй за большинством , чтобы сотворить зло ,и не отвечай на суде , сворачивая вслед за большинством , извращая истину»(Исх.23:2).
6
«И взятку не бери , ибо взятка ослепляет зрячих и извращает дело правых» (Исх.23:8).
« И бедняку не потворствуй в его судебном деле»(Исх.23:3)
Есть указания и относительно правильного ухода за землей для земледельца : « И шесть лет засевай свою землю и собирай урожай с нее . А на седьмой оставь ее невозделанной и покинь ее … Также поступи со своим виноградником и со своими оливками»(Исх.23:10,11). Речь шла о необходимости регулярно оставлять землю под парами в конце семилетнего цикла земледельческих работ для восстановления плодородия почвы .
Нравственные и правовые заповеди Моисея регламентировали отношения человека к человеку , предполагая ценность каждого. И в этом усматривалась печать Бога , желавшего , чтобы люди относились друг к другу по- человечески .
Важнейшим источником христианства являются книги Нового Завета, в число которых, прежде всего , входят четыре Евангелия (греч. Evangelion- благая весть, благовестие): « от Матфея», « от Марка», « от Луки» и « от Иоанна». Это повествования о земной жизни Иисуса Христа ,о его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и воскресении. Эти книги считаются богодухновенными т.е. написанными хотя и людьми ,но по внушению Святого Духа .Рассмотрим основное содержание учения о Христе по Евангелию от Матфея .
В главе V передано содержание знаменитой Нагорной проповеди Христа , в которой сформулированы нравственные заповеди христиан.
Первая – « блаженны нищие духом , ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). « Нищие духом» - смиренные, которые осознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают о том, что они лучше или святее других .
Вторая – Христос несколько расширил смысл древней заповеди « не убий» : « А Я говорю вам , что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…»(Матф . 5:23) Не только убийства , но и незаслуженные оскорбления должны быть наказанными , ибо ведут к озлоблению в обществе .
Страницы: 1, 2