Бухгалтерский учёт источников собственных средств на примере ГУП КК "Тихорецкое ПАТП"

— распределение между учредителями организации (дебет счёта 83, кредит счёта 75) и т.п.

Аналитический учёт по счёту 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить получение информации по источникам образования и направлениям использования средств.

Учёт резервного капитала.

Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счёт 82 «Резервный капитал».

Отчисления в резервный капитал отражаются по кредиту счёта 82 и дебету счёта 84.

Использование резервного капитала отражается по дебету счёта 82 и кредиту счёта 84. При этом, суммы направленные на покрытие убытка за отчётный год, списываются непосредственно в дебет счёта 82 с кредита счёта 84. Суммы резервного капитала, направляемые на погашение облигаций, оформляют двумя бухгалтерскими записями:

Дебет 82 Кредит 84;

Дебет 66 или 67 Кредит 51.

Организации, создающие резервный капитал по своему усмотрению, могут его использовать на различные цели, в том числе на:

— покрытие убытков от хозяйственной деятельности (кредитуют счёт 84);

— выплату доходов по облигациям и дивидендов по акциям в случае отсутствия прибыли (кредитуют счета 70 и 75);

— увеличение уставного капитала (кредитуют счёт 80);

— покрытие различных непредвиденных расходов (кредитуют счета расходов).

Учёт целевого финансирования.

Для учёта средств целевого назначения применяют пассивный счёт 86 «Целевое финансирование». Поступление средств отражают по кредиту данного счёта, а расходование – по дебету. Аналитический учёт по счёту 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

ПБУ 13/2000 предусматривает 2 варианта принятия к учёту государственной помощи:

— по мере фактического получения бюджетных средств;

— как возникновение задолженности.

При первом варианте учёта бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют следующей бухгалтерской записью:

Д 51, 52,  и др. К 86.

Поступление имущества за счёт бюджетных средств записывают в дебет счетов учёта имущества (07, 08, 10 15, 41 и др.) и кредит счёта 86.

При втором варианте учёта бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолженности по целевым бюджетным средствам и оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет 76 Кредит 86.

Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учёта денежных средств (51, 52 и др.), счетов учёта имущества (08, 10 и др.) с кредита счёта 76.

Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счёта 86 в кредит счёта 98 при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита 08).

В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доходы с дебета счёта 98 в кредит счёта91.

Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счёта 86 с кредита счёта 98 в момент принятия к учёту материально-производственных запасов, начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счёт бюджетных средств.

Суммы, учтённые по кредиту счёта 98, списывают в дебет данного счёта с кредита счёта 91 по мере отпуска материально-производственных запасов на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счёт бюджетных средств.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учёте в общем порядке, принятом для учёта заёмных средств.

Учёт нераспределённой прибыли и непокрытого убытка.

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределённой прибыли или непокрытого убытка организации используют счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».

 В случае наличия нераспределённой прибыли счёт 84 является балансовым, пассивным, фондовым. В этом случае он имеет кредитовое сальдо. По кредиту отражается выявление и накопление чистой прибыли, а по дебету её распределение.

 В случае наличия непокрытого убытка счёт 84 является регулирующим, контрпассивным счётом и имеет дебетовое сальдо. По дебету отражается сумма выявленного непокрытого убытка, а по кредиту погашение убытка за счёт соответствующих источников.

Сумму чистой прибыли отчётного года списывают заключительными оборотами декабря в кредит счёта 84 с дебета счёта 99.

Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов, создание и пополнение резервного капитала, покрытие убытков прошлых лет, увеличение уставного капитала.

На суммы начисленных доходов учредителям дебетуют счёт 84 и кредитуют счета 70 (работникам организации) и 75 (сторонним участникам).

Отчисления в резервный капитал отчисляют по дебету счёта 84 и кредиту счёта 82.

Направление чистой прибыли на покрытие убытка прошлых лет отражают по дебету и кредиту счёта 84.

На сумму увеличения уставного капитала кредитуется счёт 80.

Сумма чистого убытка отчётного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счёта 84 с кредита счёта 99.

Убытки отчётного года списываются с дебета счёта 84 в кредит счетов:

— 82 «Резервный капитал» - при списании за счёт средств резервного капитала;

— 75 «Расчёты с учредителями» - при погашении убытка за счёт целевых взносов учредителей организации;

— 80 «Уставный капитал» - при доведении величины уставного капитала до величины чистых активов организации;

— 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» - при списании за счёт нераспределённой прибыли прошлых лет.

Процедура списания чистой прибыли или убытка отчётного года в бухгалтерском учёте носит название «реформация баланса».

Аналитический учёт по счёту 84 должен обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом средства нераспределённой прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации или иных аналогичных мероприятий по созданию и приобретению нового имущества и ещё не использованные, в аналитическом учёте могут разделяться.

Следует отметить, что Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н не предусмотрено открытие к счёту 84 субсчетов для учёта фондов накопления, социальной сферы и фондов потребления.

Остатки фондов накопления следует присоединить к нераспределённой прибыли.

Остатки фонда социальной сферы следует присоединить:

— в части, образованной из прибыли после уплаты налога на прибыль, - к нераспределённой прибыли (счёт 84);

— в части дооценки объектов социальной сферы – к счёту 83;

— в части безвозмездно полученных объектов – к счёту 98;

— в части объектов и средств, полученных в ходе приватизации, - к счёту 83.


1.3. Проблемы реформирования системы бухгалтерского учёта в Российской Федерации в соответствии с требованиями МСФО

«Путь реформирования национальной системы отчетности уже определен: это переход на МСФО»,– заявил директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России Л. З. Шнейдман в своем выступлении 8 июня 2004 г. на Национальном конгрессе «Реформирование бухгалтерского учета и отчетности». По мнению многих экспертов, Россия еще далека от определения ее как страны с прозрачной и понятной отчетностью.

Проблемы кроются в основном в неготовности российских компаний к внедрению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), так как это связано с определенными расходами (по статистике до 5 % годового оборота крупной компании уходит на внедрение международных стандартов).

Прозрачная финансовая отчетность создает условия для прогнозирования отношений, возникающих на рынке, позволяет с меньшими затратами осознанно действовать для урегулирования кризисных ситуаций, характерных для любого рынка, на ранних стадиях предвидеть подобные ситуации. Понимание необходимости бесперебойной и бесконфликтной работы рыночных механизмов, способствующей нормальной рентабельности рыночных операций, заставляет участников рынка заботиться о прозрачности своей публичной отчетности. Преодоление противоречий между прозрачностью и конфиденциальностью отчетности произойдет только на базе осознания выгодности такой отчетности для ее составителей.

Необходимость общепринятых и широко известных правил составления отчетности была по-настоящему осознана после краха 1929 г. на мировых фондовых рынках, ставшего начальной точкой многолетнего экономического кризиса в индустриально развитых странах. Кризис выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже в разных компаниях существенно отличались друг от друга, отчетность оказывалась несопоставимой и непонятной, на ее основе делались ошибочные выводы, анализ отчетности изначально становился неверным. Единство подходов к составлению финансовой отчетности заложили (МСФО). Многие страны мира в течение ближайших 5-7 лет (до 2010 г.) должны полностью перейти на составление финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Международные стандарты (International Financial Reporting Standards) — МСФО (IFRS, ранее используемая аббревиатура — IAS) определяют систему рекомендаций, направленных на установление общих правил составления и представления финансовой отчетности. Хотя международные стандарты учета регулируют только внешнюю финансовую отчетность, тем не менее, они влияют и на национальную методологию бухгалтерского учета. В течение последних лет в России реализуется комплекс мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с потребностями развития рыночной экономики и с учетом современных подходов, сложившихся в мировой практике. Необходимость осуществления комплекса мер по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учета вызвана, прежде всего, развитием в нашей стране рыночных отношений, изменением экономической среды деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе, расширением взаимоотношений с субъектами мирового рынка, появлением новых объектов приложения предпринимательской деятельности и изменениями правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Стратегия применения МСФО в России заключается в использовании их наряду с национальными стандартами, т. е. финансовая отчетность юридического лица формируется по национальным правилам (стандартам), которые не противоречат принципам МСФО, а сводная (консолидированная), отчетность группы взаимосвязанных организаций подготавливается по МСФО. При этом правила представления консолидированной отчетности в ряде случаев принципиально отличаются от порядка формирования отчетности юридического лица. Отчетность юридического лица и отчетность консолидированная несут во многом самостоятельную нагрузку, так как бухгалтерская отчетность юридического лица является официально значимым юридическим документом, определяющим (подтверждающим) имущественное и финансовое положение организации. Консолидированная же отчетность служит базой для оценки инвестиционной привлекательности той или иной финансово-промышленной группы, желающей привлечь сторонний капитал. В России разрабатываются модифицированные правила представления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц в соответствии с принципами, закрепленными в МСФО, и отвечающих требованиям российского законодательства (в том числе нормам Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и других нормативных актов). На законодательном уровне введены основополагающие принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в МСФО (начисления, непрерывности деятельности, общие требования к бухгалтерской отчетности), которые закреплены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету. Определен перечень обязательных отчетов, полностью соответствующих МСФО, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка. В настоящее время особое место уделяется вопросам трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам в финансовую отчетность, составляемую на основе МСФО, а также методических указаний по введению процедур корректировок данных бухгалтерской отчетности, учитывающих последствия инфляции. Вместе с тем в России существует ряд проблем по исследуемому вопросу — не урегулирован правовой статус отчетности по МСФО, не принято решение о составлении индивидуальной финансовой отчетности и консолидированной отчетности по МСФО для компаний с котируемыми ценными бумагами и выборе стандартов для компаний с некотируемыми акциями, отсутствует система контроля за достоверностью отчетности, не проводится мониторинг отчетности, представляемой российскими компаниями. Проблемой трансформации отчетности при переходе на международные стандарты являются следующие моменты:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать