3.3. Основные новшества бюджетной классификации 2008 г.
Одной
из основных новаций, регламентированных Законом в целях решения указанных
задач, явился пересмотр и новая редакция статей Бюджетного кодекса,
устанавливающих основные принципы и структуру бюджетной классификации
Российской Федерации, с одновременным расширением в этой области полномочий
органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в
плане ее детализации, и дальнейшей интеграцией бюджетной классификации и
бюджетного учета.
Закон обеспечивает приближение бюджетной классификации Российской Федерации к
требованиям международных стандартов. Одновременно создаются законодательные
основы для развития «управленческого» принципа ее построения и использования.
Данный принцип позволяет органам власти в рамках единых позиций бюджетной
классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и
специфике. В результате этих изменений создаются необходимые предпосылки для
расширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти
разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере
бюджетного планирования и управления. При этом сохраняется единство бюджетной
системы и повышается прозрачность бюджетов.
В этой связи Закон предусматривает новую редакцию главы 4 Бюджетного кодекса, в которой уточнено определение и состав бюджетной классификации Российской Федерации.
В
новой редакции главы 4 Бюджетного кодекса бюджетная классификация является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и
исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей
сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации
Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной
классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим кодексом
являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отнесены
к исключительной компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
В состав бюджетной классификации, начиная с 1 января 2008 года, входят всего четыре классификации:
– классификация доходов бюджетов;
– классификация расходов бюджетов;
– классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
– классификация операций публично-правовых образований (данное наименование соответствует привычному: «классификация операций сектора государственного управления»).
Это серьезное изменение и назревшее со временем. Ведь в соответствии с действующей в 2007 г. редакцией Бюджетного кодекса бюджетная классификация Российской Федерации, в том числе включает в себя:
– три вида классификации расходов (функциональную, экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также ведомственную классификацию расходов, которая устанавливает расходы соответствующих бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в разрезе главных распорядителей средств соответствующего бюджета и утверждается законами (решениями) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год);
– два вида классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (источники внутреннего и внешнего финансирования);
– два вида классификации долгов – внутренних и внешних (первая из которых, по сути, является простым перечнем).
Вместе с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации – восемь классификаций, что реально перегружает процесс применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов.
Помимо изменения состава бюджетной классификации необходимо акцентировать внимание на том, что практика утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом осталась в прошлом.
Действующий в настоящее время порядок фактически требует ежегодного принятия двух в значительной степени дублирующих друг друга федеральных законов. Это федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и федеральный закон о внесении изменений в бюджетную классификацию. Очевидно, что данная процедура вносит элементы нестабильности в структуру бюджетной классификации, предполагая ее неизбежные ежегодные изменения, что существенно усложняет подготовку бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Теперь согласно новой редакции Бюджетного кодекса базовые, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс, а именно:
группа – подгруппа (в классификациях доходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов);
раздел – подраздел (классификации расходов бюджетов);
группа – статья (классификации операций публично-правовых образований (или классификации операций сектора государственного управления)
Однако, одновременно с этим, Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях. Тем самым гарантированно будет обеспечено единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы Российской Федерации. Основанием для установления указанной нормы послужило то, что в случае с доходами состав доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предопределен соответствующими законами, а в случае с классификацией операций сектора государственного управления – экономическим содержанием осуществляемых операций.
В отличие от указанных классификаций, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы Российской Федерации, при определении целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, а также статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов, напротив, существенно расширена самостоятельность каждого уровня власти.
Согласно действующим нормам органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право лишь на детализацию утвержденных федеральным законом позиций этих видов бюджетной классификации, что не позволяет в полной мере отразить специфику региональных и местных бюджетов. Теперь же, с 2008 года, перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных новым Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов также утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого бюджета.
Такой подход был определен еще Посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2005 году» и после внедрения будет способствовать обеспечению большей свободы органов государственной власти и местного самоуправления в ходе бюджетного процесса. При этом новый Бюджетный кодекс устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т. д.), обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.
В настоящее время в составе бюджетной классификации отсутствует универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяет окончательно объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к внедрению элементов метода начислений. Для устранения этих принципиальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета в рамках главы 4 Бюджетного кодекса появилась новая статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления (к этому сектору относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения).
Данная классификация предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию с возможностью ее применения в бюджетном учете, как для кассового метода, так и для метода начислений. Метод начислений в свою очередь позволяет сопоставлять себестоимость оказываемых единицами сектора государственного управления услуг, повысить прозрачность финансовой деятельности органов власти и бюджетных учреждений, собирать информацию о финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере и о состоянии активов и обязательств публично-правовых образований. Одновременно существенно расширяются возможности по более детальному отражению расходных обязательств, исполняемых теми или иными главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ, развитию управленческого учета и внутреннего контроля эффективности использования бюджетных средств.
Заключение
Бюджетная классификация - является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
За относительно небольшой период бюджетная классификация подвергалась многочисленным изменениям, связанным с этапам самого становления бюджетного процесса и его реформированием.
Все эти усовершенствования были направлены на приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
Основная идея всех последних бюджетных нововведений - переход к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР), т.е. переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.
Однако можно с уверенностью сказать, что у участников бюджетного процесса еще будут возникать вопросы по ее применению. Может быть и сейчас многие положения нового Бюджетного кодекса в части бюджетной классификации нуждаются в более подробных комментариях.
Список используемой литературы
1. «Бюджетный Кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция);
2. Федеральный Закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ;
3. Федеральный Закон «О внесении изменений в бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» № 63 ФЗ;
4. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»» № 176-ФЗ от 22 декабря 2005 г.;
5. Приказ Минфина России № 74н от 24 августа 2007 г.;
6. Приказ Минфина России № 161н от 29 декабря 2007 г.;
7. Приказ Минфина России № 20н от 7 февраля 2008 г.;
8. Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах»;
9. Бюджетное послание Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2007 году»;
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» № 249 от 22 мая 2004 г.;
11. Методические указания по выполнению курсовой работы по предмету «Бюджет и бюджетная система» АБиК МФ РФ г. Москва 2003 г;
12. Нешитой А.С., учебник «Бюджетная система Российской Федерации»,
4-е издание, исп. и доп. 2006 г.;
13. Дикова Н.Ю. статья «Применение бюджетной классификации Российской Федерации в 2008 году» журнал «Главбух», «Учет в бюджетных учреждениях» № 4, 2008 г.;
14. Дикова Н.Ю. статья «Расходы и Доходы» рубрика «КБК» журнал «Главбух», «Учет в бюджетных учреждениях» № 3, 2008 г.;
15. Дульман П., Сидибе П. статья «Бюджет готов для подписи» "Российская газета" - Федеральный выпуск № 4244 от 9 декабря 2006 г.;
16. Лейман Н.И. статья «Новые принципы бюджетной классификации» журнал «Финансовый справочник бюджетных организаций» № 3, 2008 г.;
17. Маклеева Г. статья «Инструкция по бюджетному учету», "Российская газета" - Федеральный выпуск № 3602 от 13 октября 2004 г.;
18. Новиков Д.В. статья «Бюджетная классификация в 2008 году: изменения» журнал «Бюджетный учет» № 4, 2008г.;
19. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Экономический словарь #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
[3] "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
[4] Федеральный Закон «О внесении изменений в бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» №63 ФЗ
[5] Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
[6] "Российская газета" - Федеральный выпуск №4244 от 9 декабря 2006 г. Павел Дульман, Пьер Сидибе статья «Бюджет готов для подписи»
[7] "Бюджетный Кодекс Российской Федерации" (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция)
[8] Федеральный Закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ
[9] журнал «Бюджетный учет», №4 2008г., Новиков Д.В., статья «Бюджетная классификация в 2008 году: изменения»
[10] Бюджетное послание Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2007 году"
[11] журнал «Финансовый справочник бюджетных организаций», статья Лейман Н.И. «Новые принципы бюджетной классификации»