— самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);
— правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и др. нормативных актов);
— судебную защиту бюджетных прав.
Как видим, эти права отражают взаимодействие выше- и нижестоящих субъектов в области бюджетных отношений, что обусловлено их экономическими и политическими взаимосвязями.
Естественно, что на каждом уровне бюджетные права имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые из названных прав отсутствуют, например, у муниципальных образований, в составе которых не имеется муниципальных образований нижестоящего уровня. Поэтому необходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение и выявление их особенностей применительно к конкретным видам субъектов.
Анализ бюджетных прав государства и его территориальных подразделений как в общем аспекте, так и в направлении конкретных субъектов имеет важное значение для решения задач совершенствования межбюджетных отношений, нацеленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отношений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.
Кроме того, эти права создают финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.
Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве, в частности Бюджетном кодексе РФ 1998г.
БЮДЖЕТНЫЕ
ПРАВА РФ - совокупность прав и
обязанностей (полномочий) РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых
Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ. Бюджетные права РФ,
исходя из особенностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две
группы[9]:
1) Бюджетные права РФ как суверенного единого и неделимого федеративного
государства; 2) Бюджетные права РФ в отношении собственного и нижестоящих
бюджетов. Первая группа Бюджетные права основана на конституционных нормах,
устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и что
в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое,
валютное, кредитное и таможенное регулирование. Следовательно, РФ имеет такие бюджетные
права, которые распространяются на все ее субъекты и органы
местного самоуправления. К бюджетным правам РФ как
единого и неделимого суверенного федеративного государства (первая группа)
можно отнести: 1) установление видов бюджетов, порядка и принципов их объединения в бюджетной
системе РФ; 2) определение видов расходов, включаемых
в бюджет текущих расходов и в бюджет развития; 3) определение состава доходных
источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 4)
установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной
системе РФ; 5) установление общего порядка формирования расходной
части бюджетов разного уровня; 6) утверждение единых бюджетных
классификаций, действующих на всей территории РФ, и их виды; 7)
установление принципов и основ организации бюджетного
процесса в РФ независимо от уровня его осуществления; 8)
установление основ бюджетных прав субъектов РФ и органов
местного самоуправления; принципов бюджетных взаимоотношений между
РФ и ее субъектами; 9) осуществление методического руководства в
бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного
законодательства
на всей территории РФ; 10) установление общей системы мер по
сбалансированию бюджетов всех уровней; 11) составление консолидированного
бюджета РФ. Осуществление перечисленных бюджетных прав РФ направлено на
проведение единой финансово-бюджетной политики на всей ее территории.
Вторая группа бюджетных прав включает в себя
права по формированию, распределению и использованию федерального бюджета и
права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня. К ним
относятся: 1) право на свой бюджет (федеральный); 2) право на получение
закрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет; 3) право на определение
направлений использования федерального бюджета и объемов бюджетных средств по
этим направлениям; 4) право на организацию и осуществление
бюджетного
процесса (планирование, рассмотрение, утверждение и исполнение
федерального бюджета); 5) право на установление предельного размера дефицита
федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения;
6) право утверждать перечень защищенных статей текущих расходов федерального
бюджета; 7) право на утверждение оборотной кассовой
наличности в составе федерального бюджета. Оборотная кассовая
наличность образуется за счет остатков средств по федеральному
бюджету на начало нового финансового года. Она может быть использована в
течение года на покрытие временных кассовых
разрывов (несовпадение по времени должного поступления денежных
средств в бюджет с их плановым использованием). В конце финансового
года оборотная кассовая
наличность должна быть восстановлена до утвержденного при ее
образовании уровня; 8) право на образование резервных и иных целевых фондов в
составе федерального бюджета; 9) право на законодательное
регулирование всех вопросов по формированию, распределению и использованию
федерального бюджета; 10) право на утверждение порядка реализации стадий бюджетного
процесса на федеральном уровне; 11) право на определение перечня
регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета; 12)
право на уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе
его исполнения; 13) право на введение механизма секвестра по федеральному
бюджету; 14) право на утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
Бюджетные права РФ по отношению к бюджетам ее
субъектов включает в себя: 1) утверждение дифференцированных или единых
нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в
государственные бюджеты субъектов РФ; 2) определение размеров дотаций,
передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ; 3) определение
размеров субвенций для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевых
направлений использования и иных условий их предоставления; 4) принятие
специального законодательства,
регулирующего порядок предоставления дотаций
и субвенций из федерального бюджета и их использования; 5) закрепление за
бюджетами субъектов РФ на срок не менее чем пять лет любых регулирующих доходов
и передача в эти же бюджеты своих закрепленных доходов в целях обеспечения
гарантированного уровня доходной части минимальных бюджетов нижестоящего
территориального уровня; 6) определение расходной части минимального бюджета
субъектов РФ, гарантируемой своими финансовыми возможностями; 7) осуществление
контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства;
8) возмещение выпавших доходов и ущерба, причиненного бюджетам субъектов РФ в
результате своих правомерных и неправомерных действий.
2.2 Регулирование бюджетного права муниципальных образований.
Все муниципальные образования, виды которых определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления обладают бюджетными правами. Важное значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения. Указанные права обеспечивают также органам местного самоуправления в пределах их компетенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.
Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс РФ 1998 г. обобщенно определяет круг полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к компетенции этих органов в области регулирования бюджетных отношений.
Положения федерального законодательства конкретизируются в законодательстве субъектов РФ и нормативных актах самих органов местного самоуправления.
Вместе с тем определение основ бюджетно-правового статуса муниципальных образований в федеральном законодательстве усиливает гарантированность этих прав.
Важное значение в этом аспекте имеет Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», специально нацеленный на закрепление гарантий финансовых, в том числе бюджетных, прав органов местного самоуправления. Закон предписывает органам государственной власти России и органам государственной власти субъектов Федерации содействовать развитию местных финансов, участвовать в решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных и региональных программ. Вместе с тем названный Закон закрепляет право контроля со стороны этих органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства РФ и субъектов РФ.
Бюджетно-правовой статус муниципальных образовании определяет совокупность следующих прав.
1. Право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представительным органом местного самоуправления[10]. Вмешательство вышестоящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов местного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах.