Для принятия решений требовалось единогласное одобрение всех участников, хотя в действительности под единогласным подразумевалось подавляющее большинство. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218г. после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».
Конечно, вечевая община не сразу стала самостоятельной и независимой от князя и знати, она прошла долгий путь становления, который протекал параллельно с эволюцией веча от органа родоплеменного строя к органу публичной власти. В различных землях этот процесс протекал не одинаково и завершился в разные сроки, но применительно к серединеXIIв. можно говорить о становлении повсюду на Руси городов-государств и о доминировании веча в политической жизни каждой волости.
Таким образом, до татаро-монгольского нашествия на Руси существовали повсеместно государства, построенные на общинной основе.
До конца XII века политическое устройство всех русских земель не имело пропорциональных различий: всюду существовала трехчленная система власти, выраженная в таких институтах, как князь, «боярская думу» и вече. Все три элемента власти находились в некотором равновесии. Однако в конце XII – начале XIII вв ситуация меняется – во всех землях начинаются трансформации, связанные с доминированием в них какой-либо одной из трех форм государственной власти. По этому принципу тогдашнюю Русь можно разделить на три части: Южная и юго-западная, северо-восточная, северо-западная, южная и юго-западная Русь – это Галицко-Волынские и Киевские земли.
Здесь
надо оговориться, что данное деление довольно условно и критерием его является
схожесть государственного устройства ряда земель. Итак, в этих землях боярская
власть начинает преобладать над властью князя и народного собрания. Здесь свою
роль во многом сыграли географические условия – природное богатство почвы по
рекам Днестр, Сан и Буг дало возможность появиться могущественномк классу
земледельцев, т.е. бояр по преимуществу. Нельзя исключить в качестве причины и
соседство юго-западной Руси с Польшей и Венгрией, где рано развился
аристократический элемент, что наложило, бесспорно, некоторый отпечаток на
мировоззрение южнорусских бояр.Бояре с конца XII века присваивают себе право
распоряжения княжеским столом в обход веча. Кстати, в Галицко-Волынской земле
произошел единственный случай во всей русской истории того времени приобретения
княжеского стола боярином некняжеского происхождения: в 1210г. «Володислав
(боярин) въеха в Галич, вокняжися и сидя на столе».5 но такой случай остался
единственным и ненормальным в глазах современников, вскоре Владислав был схвачен
и заточен в поруб. Для борьбы с боярским элементом князья пытались опираться на
народ, однако, вече не смогло сломить власти объединенной боярской группировки.
Бояре в Галицкой земле владели пригородами на правах княжеских.
Следующий блок земель можно обозначить как северо-восточная Русь, сюда
относятся Ростово-Суздальская земля, а также отчасти Черниговская и Рязанская.
На этих территориях с конца XIIвека доминирует княжеская власть. Начиная с
правления Всеволода III Большое Гнездо (1176-1212), который в летописях
начинает упоминаться великим князем, право наследования становится здесь
исключительным способом передачи княжеской власти. Княжеская власть усиливается
и во внутреннем управлении – понижается значение «боярской думы», а во второй
четверти XIII века в Суздальской земле исчезает вече. Впоследствии вече на
северо-востоке уже является синонимом восстаний и заговоров. В северо-восточной
Руси экономические условия препятствовали образованию как сильного боярства,
так и больших городских общин.
И, наконец, третья группа древнерусских земель – это северо-западные волости, где перевес берет вечевая форма власти. Такое государственное устройство утвердилось в Новгороде, Пскове, Вятке, Полоцке, отчасти т в Смоленской земле.
Наиболее ярким примером подобного устройства служит, конечно, Новгород, поэтому о нем в основном и пойдет речь. Существует мнение об исконности новгородских порядков, об особых привилегиях, якобы данных Новгороду изначально. На самом деле особенности новгородского устройства проявляются не ранее середины XII в. и не заключают в себе что-либо чуждое другим русским землям. Свои вольности город получил, во-первых, в результате развития вечевой общины, а во-вторых, в результате борьбы за независимость от Киева.
Местные причины, направившие здесь государственное устройство в сторону преобладания веча, заключались в географическом положении земли и в отношениях с северогерманскими городскими общинами. Новгородская земля неблагоприятна для земледелия вследствие скудности почвы, но богатство торговых путей привело к значительному развитию торговли. Торговля ызывает сосредоточие населения в больших городских общинах, что и содействовало развитию вечевого начала.
Новгород
делится на две стороны: софийскую (аристократическую) на левом берегу Волхва и
торговую на правом. На левом был «детинец» – Кремль, а в нем Св. София и двор
архиепископа – хранилище новгородской казны и законов. На торговой стороне было
торговище с церковью Св. Иоанна, «двор Ярославль» и иноземные дворы. Две
стороны нередко враждовали между собой и созывали два одновременных веча.
Город делился на пять концов, в которых заключалось самоуправление новгородцев
– суд, заключение сделок, решение местных дел. Кончанские старосты (выборные
главы концов) были представителями этих самоуправляющихся единиц в
общегосударственном управлении, их печатями скреплялись грамоты Новгорода, в
переговорах с иноземцами участвовали выборные от концов. Главное судилище
города состояло из выборных от концов (по 2 боярина и по 2 из «житьи людей»). В
военных походах концы выступали отдельными полками, каждый под своим знаменем.
Все эти черты предполагают существование кончанских народных собраний.
Подразделения концов – улицы – составляли также самоуправляющиеся общины, имея уличанских старост во главе. С древнейших времен вся Новгородская земля была поделена на части между концами для большего удобства управления ею.
Псков имел подобное же устройство, там также был «детинец» и торговище, город также делился на концы, которых было, вероятно, шесть. Существенной особенностью новгородского устройства было появление письменно оформленных договоров общины с князем (первый дошедший до нас договор датируется 1260г.). В них ограждались новгородские вечевые свободы: право вечевого самоуправления, обязанность князя «не замышлять войны без новгородского слова», ограничение судебной власти князя (он не имел права судить без посадника; новый князь не может перерешать дела, уже прежде решенные), также, согласно договорам, князь не мог назначать правителями волостей неграждан новгородских, князь не имеет право смещать должностных лиц без суда.
В XII в. появляется еще одна черта, присущая исключительно Новгороду – возникает институт выборного посадника при князе, тогда как ранее он назначался князем как его помощник. Сначала должность посадника была пожизненной, затем краткосрочной. Однако, надо заметить, институт посадничества был отнюдь не демократическим элементом в системе власти, т. к. выбирали посадников из членов немногих, одних и тех же родов, а иногда эта должность переходила преемственно от отца к сыну. Круг власти посадника почти равнялся княжеской.
Подобно посаднику. И тысяцкий тоже сделался выборным, в то время как в других русских землях его назначал князь. В Новгороде был более точно определен состав «боярской думы», он был весьма обширен – по некоторым источникам в него входило триста господ, в том числе новгородский владыка, княжеский наместник, посадник, тысяцкий, «старые» (сменные) посадники и тысяцкие и просто бояре. Совет заседал во дворе архиепископа.
Ряд
исследователей, среди которых наиболее авторитетным является, пожалуй, Янин
Я.Л., зачастую представляют Новгород как некую боярскую республику, где вечевая
община была поставлена под контроль аристократических группировок,
соответственно, избрание князей и посадников было полностью в руках социальной
«верхушки».
Думается, такой взгляд на Новгородское устройство вполне применим к XV в.,
кокда сформировалось консолидированное боярство, диктовавше свои условия и
князю, и народу, но период до XV в. в истории Новгорода – это все-таки время
государственного устройства с доминированием демократического элемента.
В
пользу идеи о демократическом характере новгородской государственности говорят,
во-первых, факт существования значительной городской общины с сильными
традициями самоорганизации. В Новгороде существовало самоуправление,
построенное естественным путем снизу вверх по системе «уличная община –
кончанская община – городская община», о чем подробнее говорилось выше,
новгородцы отнюдь не представляли собой аморфную легкоуправляемую массу.
Во-вторых, до середины XIIв. Вся социальная энергия новгородцев была направлена
на борьбу за независимость от Киева, что бесспорно сглаживало социальные
пртиворечия между «верхами» и «низами» общества. Ибо только выступая единым
фронтом и только опираясь друг на друга горожане могли надеяться на победу.
В-третьих, можно сказать, что существование каких-либо четко оформленных групп
(«партий») боярства – это явление, как уже говорилось, заключительного этапа
существования Новгородской республики. До этого же боярские группировки были
весьма неустойчивы, политические ориентации бояр менялись в зависимости от
конкретной политической конъюнктуры. Внутрибоярская борьба, конечно, оказывала
влияние на замещение высших государственных постов Новгородской республики, но,
чтобы та или иная смена правителя состоялась, было необходимо волеизъявление
масс простых новгородцев, которые в конечном итоге решали, кому стать князем
или посадником. Именно городская община распоряжалась этими государственными
институтами. И толькл суетливость бояр вокруг этих должностей породила у ряда
историков иллюзию, будто одни бояре управляли всем этим процессом. Существенную
роль в персональных переменах на княжеском столе и посадничестве играли также
внешние факторы: войны, межкняжеские и межволостные отношения.
Заключение
Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она служит основой политики и способна оказывать, хоть и опосредованное, но ощутимое влияние на различные сферы жизни общества.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти.
По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров — крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя (защищать вассалов, оказывать им помощь и получать, в свою очередь, помощь от вассалов), а также права и обязанности князей-вассалов.
Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском государстве определялась характером политической власти при раннем феодализме, которая являлась как бы атрибутом земельной собственности.
Местное самоуправление в России и его правовая основа формировались под влиянием совокупности определенных объективных и субъективных факторов. Такие факторы действуют во всех странах, но имеют разные последствия. Известный государствовед И.А. Ильин особо выделял для России значение таких факторов, как размеры территории, плотность населения и степень грандиозности задач, решаемых народом. В отношении национального, социального и религиозного факторов он был убежден, что чем однороднее общество с точки зрения этих признаков, тем проще управлять государством. Чем менее развит народный уклад, индивидуализирована его культура, тем нужнее ему государственная опека, в том числе и над институтами местного самоуправления.
Развитие местного самоуправления в России, в которой государство традиционно занимало лидирующее место и позиции, было возможно только под опекой государства. Государственная опека социальных институтов (полицеизм), в том числе и местного самоуправления, обусловила доминирование как в муниципальной теории, так и.на практике мощной системы государственной власти.
Своеобразная «отеческая» помощь государства является необходимостью и в настоящее время.
Для развития местного самоуправления необходимо также формирование управленческой культуры. Многие проблемы на муниципальном уровне нередко усугубляются субъективным фактором — неумением и нежеланием должностных лиц осуществлять согласованные действия в интересах населения.
Список литературы
1. Акмалова А.А. Муниципальное право России: Учебник. М:. «ЭКМОС», 2002. — 344 с.
2. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России.
3. В 92 Учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М, 1999. — 368 с.
4. Гомола А. И. История государства и права России: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. И. Гомола, С. Г. Панцер-ная. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
5. ИгнатюкН.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. — 320 с.
6. Постовой, Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика, М. Реклам.-изд. центр "Федоров" 1995
7. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Теория государства и права Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. — 288 с.
8. Федерализм: Энциклопедия. — М.: Изд-во МГУ, 2000.