Спиритизм имеет в Корее мощные корни. Религиозное разнообразие в стране весьма велико: почти половина корейцев принадлежит к христианским церквам (большей частью протестантским, но есть там и Римо-католическая церковь). Но в этой стране и в традиционные протестантские конфессии зачастую привносится значительная доля спиритизма. Семья Муна, как я уже говорил, была не христианской, а шаманистической, что наложило переделенный отпечаток на сознание Муна.
Главная книга Муна называется «Божественный Принцип» Эта книга надписана Муном, но реальными авторами являются несколько его учеников, имевших богословское образование (сам Мун, как известно, такового не имел). В частности, очень большую роль в написании этой книги (да и вообще в разработке мунитского «богословия») сыграла г-жа Ким Ён Он, работавшая в Калифорнии с 1959 г. и ставшая ведущим представителем движения Муна в западном мире. На ее разработках основываются первые тексты движения Муна, публикующиеся почти на всех западных языках; она пыталась «вживить» учение Муна в христианское богословие. В середине 90-х гг. она предприняла попытку разработать «мунизированную» версию ислама,.но не успела. После ее смерти в движении Муна не было произведено ни одного сколько-нибудь значительного теологического текста.
Трудно определить, что в «Божественном Принципе» собственно от Муна, а что — от его более образованных учеников, тем более что английская версия этой книги не совсем совпадает с корейской — на английский переводилось выборочно лишь то, что более приемлемо для христианского мира. Таким образом, большая часть мунитов, не знающих корейского языка, естественно, не знает самого главного в этой книге. На русском языке «Божественного Принципа» до недавнего времени не существовало, был лишь пересказ «Принцип в основных чертах» — нечто вроде «Детской Библии». Таким образом, русские муниты, не владеющие английским, целых десять лет не знали истинного содержания своего главного вероучительного источника.
Вообще «Божественный Принцип» трудно сравнивать со священными книгами других религий, например, с Библией или Кораном, — это скорее катехетический учебник, включающий в себя такие главы, как «Принцип творения», «Эсхатология», «Мессия: значение и цель его пришествия», «Периоды провиденциальной истории и определение их про-должительности» и т. д. В «Божественном Принципе» присутствуют некоторые элементы христианской протестантской теологии, но больше там даосизма, корейского народного шаманизма и спиритизма.
Другим вероучительным источником для сегодняшних мунитов является непрерывающееся «откровение Муна» и его речи, которые продолжают «Божественный Принцип». Они относятся непосредственно к сегодняшнему дню как руководство к действию. Все это постоянно публикуется под названием «Отец говорит» или «Учитель говорит».
Еще один важный источник откровения — это сообщения из «мира Духов», получаемые спиритами, которых много в мунитском движении. Спириты постоянно общаются с потусторонним миром и с духами. Такого рода откровения, правда, «наверху» просеиваются, и что-то из них публикуется, а что-то — нет. Но спиритические сообщения — постоянный источник пополнения откровения для мунитов.
Особый источник откровения — Мун Хын Джин (один из 13 детей Муна от последнего брака), который в 1984 г. разбился на машине (по некоторым сведениям, будучи пьяным). Его смерть была объявлена «искупительной смертью агнца», и он стал царем в царстве духов. Таким образом, он занял в догматике место Христа. Правда, жена Муна предсказала, что сын ее, исполнив свою высокую миссию в мире духов, на сороковой день физически воскреснет. Этого, к сожалению, не случилось.
Мунитский бог — это лишь вторичная, возникшая во времени персонификация, сгусток изначально безличной энергии, имеющий два полюса — мужское и женское начало, между которыми в своеобразном энергообмене пульсирует напряжение
«Божественный Принцип» видится мунитам как последнее и окончательное новое откровение. Таким образом «Божественный Принцип» — это последнее слово, которое стоит над предыдущими Заветами, являясь ключом к Новому и Ветхому Заветам; там объясняется, как нужно Библию читать и понимать. Библию муниты, как правило, не знают, кроме нескольких историй, которые их мессия излагает весьма произвольно.
Верят ли муниты в личностного Бога? На этот счет в «Принципе» содержатся весьма противоречивые сведения. С одной стороны, муниты уверяют «внешних», что они являются строгими монотеистами и веруют в личностного Бога — Отца и Творца Вселенной. Муниты говорят, что Бог обладает чувствительным сердцем, и обращаются к Нему с молитвой, как к личности.
Правда, этот бог весьма далек от христианского понятия о Божестве: как и «традиционный» восточный Абсолют, он содержит в себе мужское и женское начала. Более того, мунитский бог несовершенен, несамодостаточен и не всемогущ.
Мун заявляет об этом прямым текстом: «Бог не может существовать в одиночестве». Более того, оказывается, что бог сам находится в постоянном развитии и, по всей видимости, все же был сотворен: «Бог тоже имел период роста... Бог возрастал... Ребенок растет, вы росли, и точно так же Бог рос. Каждый индивидуальный человек, рожденный у своих родителей, является свидетельством роста всего сотворенного, включая также и Бога»[9].
Оказывается, что мы и являемся богом, обретшим существование в нас и неспособным к осознанному бытию без нашего участия: «...человек является видимой формой Бога, а Бог является невидимой формой человека. Субъект и объект едины в своем существе. Человек является воплощенным Богом. <...> Мы — зеркала, отражающие характеристики Бога. Бог в точности такой же, как вы и я»[10].
Но коль скоро мунитский бог-отец — это несамостоятельное и несовершенное антропоморфное нарциссическое существо, осознающее себя, лишь любуясь своим отражением в творении, то действительно ли он — первопричина всего сущего? И тут в русской (также как и в английской) христианизированной версии «Принципа» мы видим странное противоречие. С одной стороны, «Принцип» гласит: «Бог — Создатель всего, что есть в мире. Он — абсолютная реальность, вечное существо, являющееся причиной Самого Себя и пребывающее вне измерений времени и пространства». Но продолжим цитату: «Следовательно, энергия, обеспечивающая Его существование, также должна быть абсолютной, вечной и являться причиной самой себя. Она источник всех видов энергий и сил, которые обеспечивают существование всего, что есть в мире творения. Мы называем эту основополагающую энергию универсальной изначальной силой»[11].
Таким образом, мы видим, что о «строгом монотеизме» мунизма говорить не приходится: все это не более, чем прикрытие, «эзотерический разрыв», разработанный для удобства вербовки адептов в христианском мире. На самом же деле возникающая во времени и только лишь в соотношении с миром «личность» мунитского бога напоминает более всего персонифицирующиеся время от времени силы природы в построенных на атеистическом гуманизме научно-фантастических романах братьев Стругацких.
Смысл творения бога содержится в трех заповедях, которые Мун называет благословениями. Этот постулат основывается на стихе из Книги Бытия (1:28): «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями], и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею], и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». На основании весьма своеобразного толкования этого стиха Мун выстраивает три благословения, которые Бог сотворил для человеческого рода.
Первое благословение: «плодитесь». Это не относится к плодовитости в общепринятом смысле этого слова, а означает единство тела и духа и связанное с этим целостное отношение к Богу. Результат первого благословения — благословение личного совершенства, которое является предпосылкой второго благословения: «размножайтесь и наполняйте землю». Это означает достижение единства между совершенным мужчиной и совершенной женщиной в их целостном отношении к Богу. Результат второго благословения — благословение истинной семьи, истинного клана, истинного рода, истинной нации, истинной мировой семьи. Когда все это достигнуто, тогда можно говорить о третьем благословении: «обладайте ею и владычествуйте». Это означает единство совершенного человечества с природой в целостном отношении к Богу. Результат третьего благословения — благословение истинного господства, истинного Небесного Царства. Третье благословение — это и есть «Религия объединения».
Бог создал человека и сообщил ему три благословения, но человек эти три благословения не исполнил. Вначале архангел Люцифер, или сатана, влюбился в Еву, соблазнил ее и вступил с ней в сексуальные отношения. Так произошло нарушение первого благословения. От этих отношений родился Каин. После этого Адам нарушил Божие благословение и тоже вступил в преждевременные физические отношения с Евой, отчего родился Авель. Но Авеля убили, остался один Каин, от которого все мы и происходим (Сиф каким-то образом выпал из этой мунитской схемы, впрочем знание Писания никогда не было сильной стороной корейского лжемессии). У всех нас течет в жилах сатанинская кровь наполовину с человеческой: по 50 % от Евы и от сатаны.
Очень интересны мунитские рассказы о том, как Мун проник в мир духов и силой пытался выяснить, что же там произошло. Он искал сатану, чтобы допросить его с пристрастием. В конце концов некоторые элементы Божественного Принципа были сообщены Муну Богом, но большую часть он добыл в борьбе с миром духов. Вот что муниты об этом пишут[12]: «Ни Бог, ни Иисус ничего не рассказывали ему о грехопадении людей. Ему пришлось найти Люцифера, потому что тот знал про все это в подробностях. Это была не только физическая, но и духовная борьба, и Мун боролся с еще большей духовной силой, чем Люцифер. Они стояли лицом к лицу и боролись, и Мун узнавал все про грехопадение. Он спросил Люцифера: «Когда Ева была молода, в 15 лет, ты очень за ней ухаживал? Вы часто гуляли рука об руку? Часто ли вы бывали вместе?» Люцифер помедлил, потому что эти вопросы были ему неприятны, и сказал: «Да-да, Ева, Ева...».
Итак, наша проблема в том, что все мы являемся потомками сатаны. А спасения, каким его видит бог и достижение которого для всего мира обязательно и неизбежно, можно достигнуть, когда «совершенный человек» обучит «совершенную женщину», чтобы она стала «совершенной Евой». Тогда он сможет зачать совершенных детей — безгрешных детей, заложив тем самым основы совершенной семьи, которая не будет иметь никаких связей с сатаной, а будет, наоборот, иметь связь с Богом. Но для явления такого совершенного человека должен быть целый ряд условий, в частности, беспрекословное повиновение посылаемым богом время от времени «центральным личностям», которые таким образом смогут исполнить подготовительную работу для появления мессии, который создаст совершенную семью и станет «истинным отцом» всего человечества.