Даосизм и его влияние на китайскую культуру

В  период  династии  Тан  (618-907)  даосизм продолжал занимать сильную  позицию,  ведя ожесточенную  полемику с буддизмом и успешно конкурируя   с конфуцианством.   Можно  считать,   что  даосизм  для некоторых   своих  приверженцев   был   своеобразной   реакцией  "на официальную     конфуцианскую     идеологию     и  санкционированные конфуцианством образ жизни, формы социальной структуры".

Даосизм   пользовался   покровительством  императорской  семьи, фамилия  которой  была  Ли,  как  и  у  Лао-цзы.  В этот период было написано  множество значительных трактатов, построено немало крупных монастырей.  В начале  династии  Сун (960-1279) позиции даосизма все еще  были сильны. Особенно уверенно даосы чувствовали себя при дворе второго   сунского   императора  Чжэнь-цзуна  (998-1022).  В 1190 г. впервые  был  опубликован даосский канон "Даоцзан". После завоевания севера  страны  чжурчжэнями  возникло немало даоссских сект вызывали подозрение  и у последующих иноземных династий (монголов, маньчжур), захватывавших  китайский  трон. После падения династии Сун произошло ослабление  позиций  даосизма.  Хотя еще случались отдельные взлеты, приливы  симпатии  со стороны  некоторых  императоров, даосизм сошел окончательно  с  политической арены и стал "религией индивидуального спасения".

В XII в. произошел  раскол  религиозного даосизма на две школы: северную   и южную.   Северная   школа называлась  "цюань-чжэньцзяо" ("абсолютной истины") южная - "чжэнъицзяо" ("подлинного единства"). Северная   школа,   в свою   очередь,   состояла   из двух  основных направлений:  северного  направления  "цюаньчжэньцзяо",  основанного патриархом   Ван Чжэ,  называемого  также  учителем  Чунъян (жил  во времена сунского императора Хуэйцзуна, правившего в 1101-1125 гг.) и южной  ветви "цюаньчжэньцзяо",  основанной  патриархом  Лю Хайчанем, учеником Люй Чуньяна.


В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной – не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.


Южная  школа "чжэнъицзяо"  называлась  еще "тяньшидао"  - "путь небесного  наставника".  Патриарх ее Чжан Цзунъянь в 1276 г. получил от юаньского  императора  Ши-цзу  официальный титул тридцать шестого Небесного наставника.

Последователи  южной  школы  ("чжэнъицзяо")  веровали в судьбу, пытались  узнать  ее при помощи различных гаданий и повлиять на нее, пользуясь  талисманами, амулетами, заклинаниями, молитвами. Они жили в  миру,   обзаводились   женами и детьми.  Посты соблюдали  лишь  в определенные   дни.  Эта школа  развивала  преимущественно  ту часть даосизма,  которая  шла  от древних магов, колдунов, шаманов. Она не придавала   большого   значения  собственной  природе  человека,  ее совершенствованию, а полагалась на внешние средства, на помощь магов (фанши).


Северная  школа  "цюаньсжэньцзяо" придавала одинаковое значение совершенствованию   собственной   природы  человека  и  употреблению различных    внешних   средств,   предлагаемых   магами.   При  этом пред-почтение    отдавалось    совершенствованию    своей    природы, использова-нию   своих  собственных  внутренних  средств  и ресурств.  Последователи  этой  школы  - обычно монахи, жившие в монастырях или обителях,    вели   уединенную   жизнь,  соблюдали   целибат,   были вегетарианцами,  не пили вина. Учение передавалось не по наследству, как  в  южной   школе,   а от учителя  ученику.  Заключалось  оно  в наставлениях   по части   медитации,   дыхательной   и  двигательной гимнастики.



С  течением  времени  грань  между  южной  и  северной  школами исчезала,   представления   и практика   одной   школы проникали   в представления и практику другой. Южная школа вовсе не отворачивалась от  способов самосовершенствования, свойственных северной, а северная не  чуралась  талисманов  и заклинаний. Отшельники, занятые поисками бессмертия,  жили  и на  юге.  А на севере  постоянно  и повсеместно встречались гадатели и прорицатели, маги и волшебники.


Поиски бессмертия - своими собственными силами, или обращаясь к помощи  магов  и заклинаний,  - это  центральное,  главное положение религиозного даосизма, важнейшая его составная часть. Ближайшая цель даосов   заключалась   в избавлении   от недугов,  продлении  жизни, омоложении.


Поисками   бессмертия   занимались   еще задолго  до оформления даосизма  как религии.  Китайская литература изобилует рассказами об отшельниках,  алхимиках,  императорах,  занятых поисками бессмертия, эликсира  жизни,  островов,  населенных  небожителями. Эликсир жизни пытался отыскать Цинь Ши-Хуанди (221-210 гг. до н.э.). Ханьский У-ди (140- 87 гг. до н.э.) принимал пилюли бессмертия. Тай-у (424-451 гг.) император   династии   Северная   Вэй,  удостоился  чудодейственного талисмана. Стареющий Чингис-хан обратился за лекарством бессмертия к даосскому  монаху  Чан-Чуню  (1222 г.). История увлечения правителей эликсиром жизни, взлеты и падения советников-даосов, вражда даосов и буддистов,  жаркие  диспуты при императорских дворах - все это имело место  со времени глубокой древности вплоть до недавнего времени. При маньчжурской династии  Цин  (1644-1911)  даосизм  захирел  окончательно, лишенный всякой   поддержки  двора.  Однако  многие  чиновники-конфуцианцы  в частной  жизни  практиковали  "религию  индивидуального  спасения" - даосизм.


Основателем даосизма традиционио считается Лао-цзы, живший по преданию на рубеже VI-V вв до н.э. и перед тем как уйти навсегда из Китая на Запад, оставивший у начальника пограничной заставы Инь Си изложение своего учения под названием “Дао-дэ цзин”.


В “Дао-дэ цзине” речь идет о едином первоначале всего сущего – единой субстанции и одновременно мировой закономерности – Дао. Это понятие дало название даосизму (дао цзяо).  Впрочем (как  уже было сказано), ничего собственно даосского в самом понятии “дао” нет, это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Кроме Лао-цзы нельзя не назвать другого даосского мыслителя, Чжуан-цзы (IV-III вв. до н.э.), автора трактата, названного его именем. Впрочем, “Чжуан-цзы” даже не хочется называть сухим словом “трактат”: так много в нем парадоксов, притч, эксцентричных образов, перетолкованных в духе даосской философии и литературного блеска.


Для мировоззрения “Чжуан-цзы” огромное значение имела концепция “уравнивания сущего” (ци у), согласно которой мир представляет собой некое абсолютное единство. В нем нет места четким границам между вещами, все слито друг с другом, все присутствует во всем. В этом мире нет никаких абсолютных величин, ничто само по себе не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все существует только относительно чего-то другого и в теснейшей внутренней связи и взаимообусловленности.

Для традиционной китайской философии была нехарактерна вера в бессмертие конкретно души. Реальной признавалась только единая психо-физическая целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци). После смерти тела это “ци” рассеивалось в природе. К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ – животных (по) и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной нитью, связывающей их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому уже в глубокой древности огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностей китайской культуры.


Однако, даосизм не удовлетворился идеалом простого физического, пусть даже и бесконечного, продления жизни. Истинный даосский бессмертный (сянь) в процессе движения по пути бессмертия радикально трансформировал, преображал свое тело, которое согласно даосскому учению приобретало сверхъестественные силы и способности: умение летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже сжимать время. Но основная трансформация в процессе занятий даосской медитаций - духовная: бессмертный в полной мере ощущал и переживал даосскую картину мира, реализовывая идеал единства (единотелесности) со всем сущим и с Дао как таинственной первоосновой мира.


Путь к бессмертию по даосскому учению предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки, во многом напоминавшей индийскую йогу. Она предполагала как бы два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела. Первый заключался в занятиях медитацией, созерца-нием Дао и единства мира,  единением с Дао. Применялись и различные сложные визуализации божеств, символизировавших собой особые состояния сознания и типы жизненной энергии.


Бессмертие  в религиозном  даосизме  мыслилось как материальное бессмертие,  бессмертие  тела, а не души. Даосы полагали, что души и духи  не могут существовать  без телесной  оболочки.  "Если даосы  в поисках долголетия представляли себе его не духовным, а материальным бессмертием,   это   не было   выбором  между различными  возможными решениями,   для  них  это было  единственно   возможным   решением. Греко-романский  мир рано стал  противопоставлять  друг  другу дух и материю.   В религиозных  концепциях  выразилось  противопоставление единой  духовной  души  материальному  телу. Китайцы  же  никогда не разделяли     дух  и материю.     Для  них  мир    был   непрерывной последовательностью  от  пустоты  на  одном  конце  до  самой грубой материи  на  другом,  а потому  душа  не стала  невидимым и духовным антиподом  видимого  и материального  тела. Более того, существовало слишком   много душ  в  человеке,  чтобы  какая-нибудь  из них могла служить  противовесом  телу.  было  две группы душ: три верхние души (хунь)  и семь нижних  (по).  И если были расхождения по части того, что с ними  случалось  в ином мире,  все сходились  на том, что  они разделяются  в момент  смети.  При жизни, как и в момент смерти, эти многочисленные  души часто  неопределенны  и туманны.  После смерти, когда рассеяна  эта  армия  духов, каким  образом  смогут  они снова собраться  воедино?  Тело же, напротив, являлось единством и служило домом  этим  и другим духам. Таким образом, лишь увековечение тела в той или иной форме  может  обеспечить  продолжение  живой личности в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать