'Скажем, человек испытывает голод, физическое страдание, тогда усиливает свои сигналы «ад». Если же он получает от чего-то удовольствие, сигналы уже усиливает зона «рая». Зоны связаны отрицательной обратной связью. Когда, например, удовольствие начинает превышать допустимые пределы, в зону «ада» поступает сигнал опасности, и удовольствие становится неудовольствием, процесс прекращается (скажем, ребенок, наигрался, устал).
При курении и употреблений алкоголя ритмы и связи нарушаются. Никотин и алкоголь, проявляя свои наркотические свойства, насыщают «рай» и гасят неудовольствие. Наступает временное облегчение. Но «рай» начинает требовать постоянного подкармливания.
Привыкнув курить или пить вино, мы отводим маятник в сторону «рая».
Чем больше человек курит, тем маятник «рая» больше отклоняется. При попытке бросить курить начинает сигнализировать «ад»... То же самое с алкоголем.
Да, с организмом шутить нельзя, всякая попытка подхлестнуть его в силу ритмической природы биологических процессов может привести к необратимым последствиям. Так, желание временно облегчить самочувствие (состояние дискомфорта) оборачивается нарушением жизненно важных процессов в организме.
2.4 Особенности психотерапии при лечении алкогольной
зависимости в подростковом и детском возрасте.
У взрослых психотерапия в настоящее время стала рассматриваться как основной метод лечения алкоголизма, без которого лекарственная терапия в большинстве случаев оказывает весьма нестойкий эффект. В действии самих лекарственных веществ (апоморфина, тетурама и др.) справедливо усматривается ведущий психотерапевтический (условнорефлекторный, бихевиоральный) компонент.
Хотя необходимость психотерапии при алкогольной зависимости в подростковом возрасте никем не оспаривается, тем не менее имеются определенные указания на малую эффективность как индивидуальной рациональной, так и групповой психотерапии. Когда подростка насильственно заставляют лечиться, то само лечение, включая общение с психотерапевтом, рассматривается им как форма наказания и вызывает лишь
протест. В этих условиях на успех психотерапии, как и всего лечения, рассчитывать трудно.
Индивидуальная рациональная психотерапия, по нашим наблюдениям, действительно, неэффективна при хроническом алкоголизме, если он развился на фоне неустойчивой психопатии и акцентуации характера. Основной путь влияния врача — разъяснение вреда алкоголя для здоровья и социального статуса в настоящем и будущем — неустойчивого подростка оставляет равнодушным. Однако для подростка эпилептоид-ного типа забота о собственном здоровье, своем будущем, опасность-пострадать или подвергнуться преследованиям в беспомощном состоянии «отключения» могут оказаться достаточно волнующими проблемами. Но для этого нужны не только «подход» к подростку, его «доверие к врачу» но и уверенность самого подростка в высокой компетентности и особом внимании к нему врача. Информация о вреде алкоголя «вообще», представленная в форме, лично его не- задевающей, для такого пациента малозначима. Эпилептоидному подростку бывает полезно показать результаты его обследований — например, электроэнцефалограмму, электрокардиограмму, анализы крови, желудочного сока и т. п. и сопоставить их с нормами, приводимыми в руководствах, с аналогичными исследованиями у его сверстников, чтобы очевидными стали выраженные отклонения именно его показателей (электроэнцефалограмма особенно удобна в этих целях). Производят иногда также впечатление рассказы о тяжких последствиях поступков, совершенных в состоянии «отключения».
Цель индивидуальной психотерапии — добиться того, чтобы подросток сам принял решение лечиться и прекратить алкоголизацию.
У подростков гипертимного и истероидного типа задача психотерапии иная — постараться найти поле деятельности, более привлекательное, чем выпивка, и способное удовлетворить жажду общения с товарищами, открыть возможность престижного положения в их'среде. При наслоении черт неустойчивости на гипертимное, истероидное или иное ядро (включая энилептоидное) психотерапия становится столь же нерезультативной, как и у подростков неустойчивого типа.
При лабильной и шизоидной акцентуации психотерапия должна носить не столько «антиалкогольный» характер, сколько быть направленной на преодоление тех трудностей и жизненных проблем, которые подтолкнули к алкоголизации. Эмоционально-лабильный подросток нередко страдает от эмоционального отвержения в семье (что, например, мало беспокоит неустойчивого); он ищет в алкогольной компании эмоциональные контакты, нуждается в «друге-психотерапевте», «друге-опекуне».
Если для шизоидного подростка алкоголь служит «коммуникативным допингом», то надо постараться уговорить его принять участие в групповой психотерапии, задачей которой является обучение вербальным и невербальным приемам контактов со сверстниками.
Групповая психотерапия может оказаться не только бесполезной, но и вредной, если группа собрана из подростков, злоупотребляющих алкоголем и не имеющих искреннего намерения прекратить выпивки. Такая группа лишь сплачивает собранных подростков в алкогольную компанию, а к групповым обсуждениям вреда алкоголя они отнесутся безразлично или иронически.
Групповая психотерапия может иметь смысл для подростков гипертимного, истероидного и лабильного типов, если их включают в неалкоголизирующуюся группу (но не кичащуюся своей трезвенностью); где сам процесс группового общения оказывается для них привлекательным в силу общих интересов, возможности проявить себя, найти эмоциональные привязанности и т. п. В целом групповая психотерапия обычно оказывается успешной, если она ставит не прямые противоалкогольные цели, а служит способом отвлечения от алкоголя.
Все другие психотерапевтические методы (суггестивная терапия, эмоционально-стрессовая терапия и др.) у подростков могут оказаться эффективными только при одном предварительном условии — желании лечиться.
Заключение
Сегодня в России после распада СССР проблема детского алкоголизма заметно обострилась, причиной этому стало: появление коммерческих торговых точек , продающие спиртные напитки даже не совершеннолетним, стремление подражать взрослым и пытаться выглядеть как они, а конце концов подражание свои сверстникам, которые уже и так употребляют алкоголь или курят, что бы не казаться среди них “белой вороной”. Ещё немаловажным фактором является СМИ и средства массовой западной культуры (музыка, кинематограф) К примеру, видя в фильме накаченного героя, который спасает мир от страшной катастрофы и притом залпом выпивающей стакан виски, современная молодежь старается быть похожими на тех, кого они видят на экране. Что же касается музыки, то здесь большое значение имеют направления панк, металла и рок музыки, к примеру в песнях подобных музыкальных направлений напрямую пропагандируется алкоголизм, пьянство и наркомания.
Задача всестороннего и гармонического развития подрастающего поколения неразрывно связана с воспитанием у него позитивных нравственных установок, в том числе и отрицательного отношения к проявлениям пьянства.
Необходимость усиления противоалкогольной работы с подростками обусловлена прежде всего распространенностью употребления алкоголя среди населения. Известно, что пьянство родителей создает крайне неблагоприятные условия для нравственного воспитания и интеллектуального развития детей и способствует их раннему приобщению к алкогольным напиткам.
Особенно чревато последствиями употребление спиртных напитков в переходном возрасте у десяти-шестнадцатилетних, когда в развивающемся организме происходит дифференциация и совершенствование функций и систем, идет половое созревание. Употребление алкоголя в этом возрасте способно задержать или вовсе остановить физическое и умственное развитие, формирование этических и нравственных категорий, высших форм мышления, эстетических понятий.
Сравнительная новизна проблемы создаёт определённые трудности в путях её решения. Основными путями решения данной проблемы является: профилактические методы: антиалкогольная агитация, тренинги, проведение классных часов, посвящённых проблеме алкоголизма; экстренные методы: психотерапия, химиотерапия (лекарственная) , шокотерапия.
Список литературы
1. В. Бувальда. Учебное пособие по наркологии для врачей-стажеров. Пер. с англ. Под. ред.
2. И. В. Г е л ь н . Алкоголь и дети. М:. Медицина 1982 г-84с.
3. Позняка В. Б. — Минск: Изд-во «Интертракт», 1997. — 124 с.
4. Портнов А. А. Хронический алкоголизм или алкогольная болезнь. М 1959. - С. 53-61.
5. Портнов А. А. Пятницкая И. Н. Клиника алкоголизма. Издание второе. - Л., 1973.
6. Сосин И. К., Мысько Г. К, Гуревич Я. Л. Немедикаментозные методы лечения алкоголизма. — Киев: Изд-во «Здоровья», 1986. — 152 с
7. Справочник по психиатрии. Под ред. А. В. Снежневского. — 2-е изд., перераб., и доп. — М.: Медицина, 1985. — С. 160.
8. Узлов Н. Д. Абстинентный синдром при бензиновой токсикомании
9. у подростков. Алкоголизм и неалкогольные токсикомании. — М.: МЗ РСФСР, 1987. - С. 145-147.
10. Фридман Л. С, Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Г., Хайман С. Е. Наркология. — М.: Изд-во «Бином» СПб.: Изд-во «Невский диалект», 1998. - 318 с.
[1] Газета “Вечерний Екатеринбург” №4 1999 ст. Дети – алкоголики.