Деятельность ивана федорова

Со стороны типографской Острожская Библия безукоризненна. Это первая Библия, напечатанная кириллическим шрифтом. Она «послужила оригиналом и образцом для дальнейших русских изданий Библии». Доски инициалов вместе с одной из федоровских типографий приобрело львовской братство, и оттиска с них встречаются в его изданиях и в XVIII веке. Рисунок рамки Острожской        Библии был скопирован для двух литовских «постилл» и одной польской.

Тираж Библии по тем временам был велик. После её напечатания Острожский прислал её Ивану Грозному, очевидно, не в единственном числе, Грозный смог подарить экземпляр англичанину, находившемуся тогда  в Москве. Уезжая из Острога, Иван Федоров вывез с собой 4  Библий [ 6, с.21].

5. Возвращение Ивана Федорова во Львов.


После напечатания Библии между Иваном Федоровым и Острожским произошел разрыв. Случилось это, по мнению И.В.Капустина, после 1582 года. Федоров возвращается во Львов. Острожский же накладывает арест на имущество Федорова, сняв его только более чем через полтора года после смерти первопечатника. Часть инвентаря Федорова, вывезенного им еще из Москвы и Заблудова, осталось с Остроге: много книжных украшений в Острожской «Книге о постничестве» 1594 года и дерманском Октоихе 1604 года оттиснуты с московских и заблудовских досок. Возвратившись во Львов, Федоров лихорадочно ищет средства для устройства новой друкарни : 

продает какие-то шкурки, обязуется отлить пушку, берет взаймы деньги, заказывает бумагу, заключает условие с Гринем, начинает печатать какую-то книгу. После его смерти нашли её набор; названия книги документ неприводим. Как все выдающиеся люди Ренессанса, Иван  Федоров был знатоком в целом ряде областей: энтузиаст, создавший шедевры книжного мастерства, литературно образованный человек, художник, гравер и прежде всего просветитель в самом высоком значении этого слова. «Гуманистически просвещенным ученым» называет его академик Р.Ю.Виппер. В разгаре созидательной работы по устройству пятой типографии Ивана Федорова настигла смерть [ 1, с. 22]. Похоронили первопечатника в Онуфриевском монастыре и над могилой положили плиту с надписью «Друкарь книг, пред тем не виданных» [ 4,с.125].


6.Преемники Ивана Федорова

В Москве

После отъезда Ивана Федорова и Петра  Мстиславца в Литву книгопечатание в Москве не прекратилось. Продолжили дело Ивана Федорова его ученики - Андроник Тимофеев Невежа и Никифор Тарасиев.

В 1567-1568 годах в Москве ими была оборудована типография из которой в 1568 году вышло первое «послефедорское» русской издание Псалтыри. В оформлении книги , весьма ощутимо влияние орнаментики Ивана Федорова, но появляются и новые черты, в частности  большая декоративность и рельефность инициалов.

При пожаре Москвы 1571 года сгорел Печатный двор .Иван Грозный поручил Андронику Невеже устроить типографию в Александровской слободе. Здесь  в 1577 году вышло еще одно издание Псалтыри ,с точки зрения полиграфической и оформительской менее интересное ,чем московское. В Александровской слободе ,по сведениям, приводимым  известным русским библиографом  XVIII века Д.Е. Селиновым – Рудневым , печатались светские книги. Он упоминает ,в частности, две книги о внешней политике Ивана Грозного, до нас , к сожалению, не дошедшие.

После 12-летнего перерыва, в 1589 году, в Москве Андроник  Невежа  выпускает Триодь постную. Андроник  Невежа  руководил московской типографией до 1602 года. Затем во главе её становится его сын Иван Андроников Невежа [ 1,с.31]. 


В Львове

Начало работы Ивана Федорова на Украине именно здесь, по мнению И.В.Капустина ,  – естественно, как и то, что во Львове его дело получило продолжение и развитие. После смерти Ивана Федорова часть его типографского оборудования перешла в руки Сачко Сеньковича и Сенько Корунки. Они пытались заняться книгопечатанием ( в источниках их именуют «друкарями»),однако вскоре продали шрифты и оборудование виленскому печатнику Кузьме Мамоничу. Другая часть оборудования Федорова, оставшаяся во Львове, была выкуплена членами львовского братства из рук ростовщиков , к которым имущество первопечатника попало в качестве залога. Позже путем сделка между кредиторами Федорова права на всю типографию перешли к одному из них , у которого уже «усе варстаты» были куплены «панами мещанами»(т.е. горожанами) «за тую ж суму , яко и заведены были , за полторы тысячи золотых».Мероприятия Львовских горожан по выкупу типографии Федорова были связаны «с реформой» их общественно-политической организации – львовского успенского братства.

Первый документ о выкупе типографии Федорова – это послание львовского епископа Гедеона Балабана 8 ноября 1585 года, когда завершалась подготовка братства, призвавшего к жизни прочную братскую  организацию. Выкуп типографии Федорова ,сбор пожертвований среди широких слоев населения на эту цель, - все это показало львовским горожанам возможность иметь сплоченную организацию. С середины 80-х годов XVI века львовское братство развертывает активную деятельность в защиту национальных прав украинского населения, против политической и культурной экспансии католицизма. Оно занялось созданием школы высшего типа. Типография была нужна, чтобы печатать учебные пособия. Братская школа привлекала образованных людей, используя их в качестве редакторов , корректоров, переводчиков , авторов книг.

Типография братства начала действовать во второй половите 80-х годов XVI века, Были  пущены в ход «варстаты» Федорова , но и изготовлено новое оборудование. В 1589 году горожанин Лесько Малейкий завещал братству часть металлических изделий из своего дома для отливки шрифтов.

Первые сохранившиеся издания «друкарни братской» помечены январем 1591 года, Это грамоты константинопольского патриарха Иеремии и Братского собора 1590года, отпечатанные симметрично на двух половинках одного листа, и «Просфонима» , брошюра с текстом виршей , декламировавшихся учениками львовской школы в честь посещения братства киевским митрополитом. В том же 1591 году вышел «Адельфотис» («Учение детям»), «Грамматика доброглаголиваго еллинославенского языка».Первая постоянная украинская типография действовала вплоть до упразднения Львовского братства австрийскими властями в 1787 году.

В XVII – XVIII веках братство сумело привлечь для работы в своей типографии многих «мастеров друкарского искусства». В первой половине XVII века типографией заведовали в разное время монах П. Кулич ,знаменитый украинский лексикограф Памво Берында, И. Кунотович ,  М. Слёзка. Возможно , что с братством был связан также С. Буязына , который в 1602-1602 годах печатал в типографии Г.Балабана в Стрятине , позже жил во Львове. Во второй половине XVII века в типографии братстве работали Д.Кульчицкий и его жена , «друкарка Дмитрова», С. Половецкий , С. Ставницкий, в 1694-1730 годах сын последнего , Василий.

В разные периоды тематика изданий братской типографии была различной. В первые годы существования братской типографии она обслуживала общественно-политическую и просветительную деятельность братства. Она начала свою деятельность с издания книги   светского содержания. Первое издание братства – Греко-славянская грамматика 1591 года, составленная учениками братской школы, была грамматикой греческого и церковнославянского языка и сыграла важную роль в развитии филологической науки восточнославянских народов. Из тринадцати сохранившихся изданий , вышедших из братской типографии за первое 25-летие её существования (1591-1616), только два богослужебных – те , которые использовались в школе для обучения детей грамоте (Часослов в 8-ю долю листа и Псалтырь). Было издано три книги богословского характера : полемический трактат Мелетия Пигаса и два произведения византийского происхождения – «О священстве» и «О воспитании чад»,приписываемые Иоанну Златоусту.

Издание братством богословских книг следует связывать и  с  реформационными тенденциями в братском движении конца XVI- начала   XVII в. В конфликте с епископом Г. Балабаном львовское братство настаивало на праве мирян читать и комментировать писание и богословские книги, епископ же стремился помешать распространению среди «простонародья» произведений «отцов»  церкви, «говоря яко благословенна всякая душе проста ,многие же книги в неистовство влагают».

Братство печатало различные документы – грамоты церковной иерархии и собственные послания; сохранилась только часть таких изданий. Интересна грамота , заготовленная в 1608 году для сборщиков пожертвований в пользу братства. Яркими красками изображая угнетенное положение украинского народа во Львове, братство излагало свою программу культурно-просветительской деятельности , доказывало необходимость поддержки типографии и школы.

В первой половине XVII века братская типография опубликовала серию школьных декламаций , отличавшихся большей или меньшей степенью драматизации («Просфонима»,1591г, «Вирши» Берынды,161г, «Христис Пасхон» Скульского,1630г , «Розмышляне» И. Волковича , 1631г). Если допустить , что «стены львовского братства и его школы были колыбелью старинной украинской драмы» , то братский типографии принадлежит часть публикаций произведений , расцениваемых как зачатки украинской драматургии.

Братство издавало также панегирики , являвшиеся характерными для той эпохи литературным жанром. Начиная с 1630 года , направление братского издательства изменилось. В 1630-1648 годах оно уделяло основанное внимание подготовке к печати изданий главных богослужебных книг. С середины XVII столетия братство издает почти исключительно богослужебные книги более чем 15 наименований , причем ряд книг в разных вариантах.

Большое место среди изданий занимали  книги малого формата, напечатанные мелким шрифтом , предназначенные для самостоятельного чтения. Часто издавались сокращенные часословы малого формата.

Во второй половине XVII века и первой половине XVIII века большинство литургических книг были механической перепечаткой старых изданий, как это оговаривалось в контрактах с друкарями. Конечно , и в то время сохранялась традиция  прибавлять некоторые светский элементы к литургическим книгам , в первую очередь посвящения разным влиятельным

лицам и стихотворные надписи к их гербам. Во многих изданиях даны «эпиграммы» на герб львовского братства . Они повторяют в разных вариантах мысль о том , что гербом братства является лев . предоставленный

ему галицко-волынскими князьями , и «вежа» символизирующая стойкость братства в борьбе с трудностями. Важной частью литературных изданий являются также предисловия и послесловия. На фоне литургической литературы , выпускавшейся братством во второй половине XVII - первой половине XVIII веков , исключением остаются издания букварей. Наверное , братство издавало буквари и ранее , но они до нас не дошли. Издания букварей достигли крупных тиражей. Букварь 1662 года имеет тираж 600 экземпляров , Букварь 1692 года – 1787 экземпляров , Буквари 1698-1722 годов издавались тиражами в 5900 – 7000  экземпляров [ 6,с. 23-25].


В Остроге

После ухода из Острога Ивана Федорова книгопечатание в Острожской типографии через два-три года возобновилось и с перерывами продолжалось до 1612 года . Книги ,напечатанные здесь, делятся на два группы : это или церковные, или полемические, в которых давался отпор католикам , стремившимся навязать украинцам и белорусам унию с католическим Ватиканом.

В изданиях 80-х годов рассматривается вопрос о календарных системах , причем защищается старая. Этому посвящены первая книга после Библии , напечатанная около 1584 года -  «Послания константинопольского патриарха Иеремии», и сочинение Г. Смотрицкого «Календарь римски новы», вышедшее в Остроге в 1587 году.

 «Книга о постничестве» Василия Великого вышла в 1594 году , это фолиант , имеющий 603 листа , напечатанный крупным шрифтом. Из 5 его заставок 4 оттиснуты с досок Евангелия Мстислава ; с досок того же

Евангелия оттиснуты инициалы «В» и «П». В «Книге о постничестве» есть 4 книжных украшения , восходящих к Ивану Федорову , есть вязь. В 1595году или 1596году из Острожской типографии вышел «Маргарти» Иоанна

Златоуста ,   в 4-ю долю листа. Тем же шрифтом напечатаны и другие книги. На титульном листе , в послесловии и других местах – Федоровский доострожский шрифт; семь заставок , оттиснутых с четырех досок ; плетеный инициал «П» и московская , та же , что и в «Книге о постничестве» , концовка,  повторенная дважды . В «Книжице,., о единой  … вере»  1598 года ,написанное клириком Острожским Василием ,только одна заставка ,оттиснутая , очевидно , с той же доски , что и  в федоровском  Часовнике 1565 года. Напечатана «Книжица» тем же шрифтом , что и «Маргарит»

После ухода Ивана Федорова из острога типография все более и более  клонилась к упадку. Книг было издано мало , по объему это скорее брошюры. Оформление их носит случайный характер. Шрифтовое хозяйство бедно. Шрифтов порой не хватало для набора очередной книги. В конце 1596 года типография обращается с просьбой одолжить шрифты к львовским мещанам , хотя князь Острожский был богатейшим магнатом. Примерно 20 книг, которые вышли почти за 30 лет деятельности типографии,- это немного

И все же книги , в ней напечатанные , сослужили свою службу , воспитывая национальное самосознание украинцев и белорусов.



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать