3. Особенности применения мер административного принуждения и привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения
Решающая роль борьбы с правонарушениями в сфере дорожного движения принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения.
Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.
Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности, имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. К административно-предупредительным мерам в сфере безопасности дорожного движения относят:
- прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
- проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне);
Меры административного пресечения используются, как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).
Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного задержания в сфере безопасности дорожного движения, среди них такие как:
- задержание лиц, находящихся за рулем в состоянии опьянения;
- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство; и пр.
В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:
1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок (предупреждение).
2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.
В соответствии с КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий: - предупреждение; - штраф; - лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами); - исправительные работы; - административный арест.
Заключение
Подводя итог вышеизложенного хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.
Деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам.
Следует также сказать, что правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.
Несомненно, законодательством органы управления наделены достаточно широкими полномочиями в области принуждения, что не исключает и нарушения, допускаемые уполномоченными органами, осуществляющих государственное управление. В связи с этой проблемой законодательство в определённых случаях осуществляет защиту граждан, организаций чьи права и интересы были нарушены.
Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности в сфере безопасности дорожного движения.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ. – М., Юрид. лит., 1993.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 N 113-ФЗ).
3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г.)
4. Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).
5. Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453, от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209).
6. Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525).
7. Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".
8. Приказ МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 3 августа 2001 г. N 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880.
9. Приказ МВД РФ от 21 февраля 2002 г. N 148 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию, утвержденную приказом МВД Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782"
10. Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 «О регистрации транспортных средств» (в ред. Приказов МВД РФ от 22.12.2003 N 1014, от 19.01.2005 N 26, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ 2003-635).
11. Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».
12. Приказ МВД РФ от 19 января 2005 г. N 26 «О внесении изменений в нормативно - правовые акты МВД России».
13. Приказ МВД РФ от 28 марта 2005 г. N 209 «О внесении изменений в приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297».
14. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Часть особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 2002.
15. Бахрах Д.Н. Административное право. -М 2003 .
16. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. – М., БЭК, 1999.
17. Катанян К. КоАП имени ГИБДД // Новое время, 2000, №17-18.
18. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М.: Транспорт, 2003.
19. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 2001.
20. Семенов В.М. Правоохранительные органы РФ. – М., Норма, 2000.
[1] Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).
[2] Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453, от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209).
[3] Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).
[4] Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).
[5] Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525).
[6] Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).
[7] Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209).