В целях качественного осуществления контроля необходимо предварительно ознакомиться с материалами предыдущих проверок по данному объекту, обратив внимание на его особенности, а также ранее вскрытые нарушения, предложения и меры их устранению в процессе проверки главное внимание уделяется соблюдению условий, обеспечивающих сохранность предметов и веществ, пригодность помещения к их хранению, организации охраны объекта (в том числе и исправность ограждения, освещения, сигнализации и других средств усиления охраны, вооружения охраны, состояния дисциплины, знания работниками охраны своих обязанностей, умения обращения с оружием, организацию пропускного режима и др.), обеспечение безопасности лиц, работающих на объекте лицензионно- разрешительной системы, наличие необходимой документации
Так, например, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения органами внутренних дел периодических проверок работников предприятий, организаций и учреждений с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, специально создаваемыми комиссиями проверяются знание действующего законодательства, регулирующего оборот огнестрельного оружия и специальных средств; владение практическими навыками обращения с ними (разборка и сборка, заряжания оружия, производство выстрела, порядок применения спецсредств и т. п.), знание мер безопасности при применении, хранении и транспортировке огнестрельного оружия и специальных средств, знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от их применения
Вместе с тем в зависимости от специфики объекта всесторонней проверке подвергается соблюдение установленных правил приобретения, изготовления, сбыта, учета, уничтожения, пользования, транспортировки и т. д. предметов и веществ, на которые распространяется лицензионно - разрешительная система.
Для осуществления действенного контроля за объектами лицензионно - разрешительной системы должностные лица органов внутренних дел наделены следующими правами согласно Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.04.1999г. «О мерах по реализации Постановления Российской Федерации от 21.06.1998 №814» №288:
- требовать от субъектов, в ведении которых находятся эти объекты, предоставления соответствующих документов, а также получать необходимую письменную или устную информацию;
- производить осмотр мест производства, продажи, хранения и использования предметов и веществ, подпадающие под лицензионно - разрешительную систему;
- давать обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами письменные предупреждения об устранении выявленных в ходе проверок нарушений установленных правил.
Одновременно при реализации контрольных функций они обязаны неукоснительно соблюдать права и законные интерес данных субъектов
В случае обнаружения нарушений сотрудник органов внутренних дел, осуществивший проверку, составляет акт, в котором подробно излагается суть выявленных недостатков и дается срок для их устранения. При отсутствии нарушений проверяющим составляется рапорт в произвольной форме. Все материалы проверок объектов лицензионно - разрешительной системы немедленно докладываются руководителям органам внутренних дед, которые принимают по ним соответствующие решения
Контроль за хранением огнестрельного оружия, принадлежащего отдельным гражданам, осуществляется в органах внутренних дел с привлечением актива общества охранников и рыболовов, охот инспекции, добровольных народных дружин при строгом соблюдении законности. О результатах проверки сотрудник милиции составляет рапорт, который затем подшивается в личное дело владельца оружия.
Негласные проверки разрешительной системы осуществляются преимущественно аппаратами оперативно-розыскных служб милиции в случаях, когда имеются достаточные данные о серьезных нарушениях порядка хранения, транспортировки, охраны и использования предметов и веществ, на которые распространяется лицензионно-разрешительная система, а также данные об их хищении, использовании не по назначению и в преступных целях.
В процессе гласного контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы органы внутренних дел осуществляют допуск лиц к работам, связанных с хранением, использованием, транспортировкой предметов и веществ, подпадающих под действие лицензионно-разрешительной системы. При этом основаниями для отказа в таком допуске могут служить:
- заключение медицинского учреждения, свидетельствующее о том, что данное лицо по состоянию здоровья не может быть использовано на упомянутых работах или владеть огнестрельным оружием;
- данные о систематическом нарушении проверяемым лицом общественного порядка, злоупотреблении спиртными напитками, употреблении наркотических средств без разрешения врача;
- предъявление обвинения в совершении преступления, а также предание суду;
- непогашенная или не снятая в установленном порядке судимость за особо опасные государственные и тяжкие преступления, за преступления с применением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ.
Эти и некоторые иные обстоятельства служат основаниями и для отказа в выдаче лицензии на осуществление гражданином частной детективной или охранной деятельности, а также лицензии на приобретение гражданского оружия
В обеспечении эффективности контроля за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системы большая роль отводится учету объектов. Он не только обеспечивает соблюдение установленных правил владельцами и пользователями объектов лицензионно-разрешительной системы, но и способствует своевременному предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с хищением либо неправомерным использованием предметов и веществ ограниченного оборота.
Учет объектов лицензионно-разрешительной системы осуществляется органами внутренних дел в следующих формах:
· журнальная;
· учетные дела;
· личные дела;
· контрольно-накопительные дела;
· картотеки.
На каждый объект лицензионно-разрешительной системы в органах внутренних дел сотрудником лицензионно-разрешительной системы заводится учетное дело. Учетное дело состоит из двух разделов.
В первом сосредоточиваются материалы, послужившие основанием для открытия объекта, переписка, связанная с получением соответствующих разрешений, копии информации и представлений о выявленных нарушениях и ответы на них.
Во втором - данные о лицах, имеющих доступ к хранению, транспортировке и использованию предметов и веществ, материалы проверки указанных лиц, а также акты и рапорты о проверке объекта. Учетные дела постоянно хранятся в органе внутренних дел. В случае передачи объекта под контроль другому органу внутренних дел туда же передаются и учетные дела.
По журналу ведется учет лиц, получивших открытую лицензию па приобретение газового оружия, и владельцев огнестрельного оружия. В журнале фиксируются следующие данные:
· фамилия, имя и отчество владельца оружия;
· адрес его местожительства;
· вид, модель, калибр, серия и номер оружия;
· номер открытой лицензии или разрешения на хранение и ношение оружия;
· срок действия разрешения;
· отметки о проведении проверок сохранности огнестрельного оружия по месту жительства владельца;
· отметки о причинах снятия оружия с учета.
Сотрудник лицензионно-разрешительной системы заводит личное дело на каждое лицо, владеющее газовым или огнестрельным оружием. В нем содержатся материалы, послужившие основанием для приобретения оружия, карточка-заявление владельца, необходимые проверочные материалы. При этом личные дела на владельцев газового и охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия хранятся в органе внутренних дел по месту их жительства, а личные дела на владельцев охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом в подразделениях лицензионно-разрешительной системы МВД, ГУВД, УВД.
Контрольно-накопительные дела заводятся в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ на каждый подчиненный орган внутренних дел. В контрольно-накопительном деле содержатся данные об объектах лицензионно- разрешительной системы, хранящемся и используемом оружии, данные о владельцах оружия, представления о выявленных недостатках, а также иные материалы по линии лицензионно-разрешительной работы
В дежурных частях горрайорганов внутренних дел ведется картотека владельцев огнестрельного оружия. Эта картотека используется оперативным дежурным для проверки лиц задержанных за различные правонарушения, а также для информирования нарядов милиции при выездах на чрезвычайные происшествия.
В процессе осуществления гласного контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы органы внутренних дел обязаны выявлять различные нарушения установленных правил обращения с предметами и веществами, в отношении которых установлен особый режим пользования, и принимать необходимые меры к их устранению. С этой цепью в соответствии с действующим законодательством милиции предоставлено право:
- закрывать стрелковые тиры в случаях не обеспечения безопасности граждан и сохранности находящихся в них оружия и боеприпасов;
- запрещать предприятиям, организациям и учреждениям приобретение, сбыт, продажу, хранение и перевозку оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов в случаях нарушения порядка сбыта, отпуска, хранения, учета, использования и транспортировки таких предметов и веществ, производить изъятое указанных предметов и веществ, опечатывание складов, баз и хранилищ,
- приостанавливать полностью или частично деятельность пиротехнических предприятий, если в них не обеспечивается безопасность работников или других граждан;
- аннулировать разрешение на хранение огнестрельного оружия, выданные гражданам, при нарушении ими правил хранения или использования огнестрельного оружия, а также лицам, систематически нарушающим общественный порядок, злоупотребляющим спиртными напитками, употребляющим наркотические вещества без назначения врача, страдающим психическими заболеваниями, изымать у них в соответствии с действующим законодательством огнестрельное оружие и боеприпасы к нему,
- аннулировать лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаях нарушения либо неисполнения требований законодательства, регулирующего детективную охранную деятельность, либо при неисполнении соответствующими лицами и организациями налоговых и иных финансовых обязательств (по представлению финансовых органов)
В случаях, когда в соответствии с действующим законодательством нарушение правил лицензионно-разрешительной системы образует состав противоправного деяния, виновные лица привлекаются к уголовной, административной, материальной или дисциплинарной ответственности.
В случаях незначительных, но систематических нарушении на объектах лицензионно-разрешительной системы, при невыполнении предписаний органов внутренних дел работники милиции вправе ходатайствовать перед министерством ведомством, администрацией предприятия, учреждения или организации о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения.
Заключение.
В структуре милиции общественной безопасности органов внутренних дел участковые уполномоченные милиции по прежнему остаются основным звеном, обеспечивающим должный порядок санкционирования лицензионно-разрешительной системы. В соответствии с приказами МВД России участковые уполномоченные милиции должны хорошо знать объекты разрешительной системы, контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, условия хранения и функционирования средств цветного копирования, состояние учета печатной (изготовляемой) продукции, место хранения или переработки наркотических средств, порядок и состояние их охраны, а в сельской местности - знать места произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, а также контролировать соблюдение законодательства в сфере частной детективной и охранной деятельности.
Литература:
Основная:
1. Конституция РФ. - Москва, 1993г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ. (Извлечение)
3. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции» от 24.08.2004. // СЗ, 2004, №35.
4. Федеральный Закон от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 02.11.2004г. №127 ФЗ // СЗ 2001, №33 (ч.1), ст.3430.
5. Приказ МВД России от 16.09.2002 №900 (в ред. от 03.05.2003) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»
5. Волков Ю.Н., Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Правовые основы деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативно-правовых актов: В 3-х томах. Санкт Петербург, 2003.
6.Сальников В.П. Административная деятельность ОВД: Учебник (том1-3). - Санкт-Петербург, 2003г.
7.Справочник участкового уполномоченного милиции. - Москва, 1997г.
Дополнительная:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 г. №600 «Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной сыскной деятельности)».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2002г. №135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
3. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: Монография. - Санкт-Петербург, 2004.
4. Каплунов А.И., Бородин С.С., Берекет В.М. Административная деятельность ОВД: Учебное наглядное пособие. - Москва, 2004
5. Черепанов А.В.. Организация деятельности участкового уполномоченного милиции: Учебное пособие. - Москва, 2002.
6. Каплунов А.И., Уткин Н.И., Бородин С.С. Административная деятельность ОВД: Сборник заданий. - Москва, 2002.
7. Каплунов А.И. Применение и использование сотрудниками милиции огнестрельного оружия: Монография. - Санкт-Петербург, 2001.
Каплунов А.И., Милюков С.Ф. Применение и использование огнестрельного оружия: Научно-практическое пособие. - Санкт-Петербург, 1998.