Диалека рыночного равновесия

Диалека рыночного равновесия

Диалека рыночного равновесия

Мы моги бы с равным основанием
спорить о том, регулируется ли стоимость
полезностью или издержками производства,
как и о том, разрезает ли кусок бумаги
верхнее или нижнее лезвие ножниц.

Альфред Маршалл (1)

Вынесенная в эпитет мысль Альфреда Маршалла удачна не только тем, что, как теперь выясняется, объективная величина стоимости товара в абсолютно равной степени определяется как полезностью товара, так и издержками его производства, но и тем, что противоположности, которые формируют стоимость товара, как и противоположные лезвия ножниц, действуют по принципу единства и "борьбы" противоположностей, равенство или равновесие которых в первом случае определяет рождение объективной величины стоимости товара, рождение объективных, равновесных цен товаров, во втором - равенство сил, приложенных к лезвиям ножниц, определяет процесс резания.

Относительность объективности экономических законов

Закон всемирного тяготения - закон, который абсолютно не зависит от воли и сознания людей, и потому является абсолютно объективным законом природы. Но в природе не существует абсолютно объективных законов, которые определяли бы экономические взаимосвязи между людьми. Объективные обстоятельства, которые субъектам экономических взаимосвязей приходится учитывать как не менее объективную силу, чем сила всемирного тяготения, складываются из мнений и побуждений самих субъектов примерно так же, как складывается равнодействующая определенного количества физических сил, где какое-то изменение отдельных из них уже не способно существенно повлиять на изменение этой равнодействующей.

Объективность экономических законов имеет относительный характер, т.е. эта объективность рождается в определенных условиях, которые можно назвать условиями полноценного рынка.

Это рынок, который способен сформировать и продолжительное время поддерживать так называемые равновесные цены. Это рынок, который, по мнению известных экономистов (Э.Чемберлин, П.Самуэльсон) (2,3), мнению, ставшему теперь уже общепризнанным тяготеет к промежуточному положению между совершенной конкуренцией и монополией, тяготеет к монополистической конкуренции. Это рынок, определяющийся множеством условий, но в отношении рождения объективных экономических законов он определяется двумя основными условиями.

Первое - количественное условие - ограниченность минимального количества субъектов экономических взаимосвязей.

Например, только определенное количество продавцов и покупателей товара - (количество, обеспечивающее наличие конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями) - способно породить объективность процесса ценообразования. В единичных же, случайных актах обмена, т.е. когда нарушено это количественное условие формирования полноценного рынка, цена товара определяется не объективным законом стоимости, а субъективными побуждениями продавцов и покупателей.

То есть здесь при изменении количества субъектов экономических взаимосвязей происходит качественное изменение характера законов, определяющих эти взаимосвязи.

Определить точно, какое именно количество субъектов экономических взаимосвязей рождает новое качество законов, определяющих протекание этих взаимосвязей, так же невозможно, как невозможно определить точно, какое именно количество отдельных зерен рождает новое их качество - кучу зерна. Но, несмотря на невозможность определения точных параметров этого качественного перехода, он существует, и является границей, отделяющей область действительности, где экономические взаимосвязи определяются объективными законами от области, где эти же взаимосвязи определяются субъективнопсихологическими законами формирования поведения людей, или, проще говоря, субъективными побуждениями участников этих взаимосвязей.

Не абсолютное, а относительное уменьшение количества продавцов какого-то товара при объединении их в монополию также переводит процесс ценообразования в область субъективнопсихологических законов.

Субъекты экономических взаимосвязей как члены общества являются еще и субъектами права, и потому еще одним условием полноценного рынка, качественным его условием, является ненарушение общественной властью естественности этих взаимосвязей, т.е. ненарушение возможности формирования этих взаимосвязей побуждениями субъектов этих взаимосвязей, а не побуждениями чиновников общественной власти. Как это, например, имело место в плановой экономике так называемых социалистических стран, где субъективизм и волюнтаризм в экономике по причине нарушения этого качественного условия формирования полноценного рынка были закономерным явлением.

То есть здесь мы имеем еще один качественный переход, отделяющий область действительности, где экономические процессы определяются объективными законами экономики от области, где эти же процессы определяются субъективнопсихологическими законами поведения людей.

Нарушение даже одного из этих двух основных условий формирования полноценного рынка ведет к переплетению разнородных областей действительности. И в этих условиях одни экономические взаимосвязи могут определяться объективными экономическими законами, другие - субъективнопсихологическими. Цены одних товаров могут формироваться в соответствии с объективным законом стоимости, и таким образом рождаются объективные цены, других - в соответствии с субъективными побуждениями продавцов и покупателей, и таким образом рождаются субъективные цены.

Процсс ценообразования и формирование обменного эквивалента.

Трудовая теория стоимости (Смит, Риккардо, Маркс) утверждает,что равны величины разных видов труда производят равноцнные товары, т.е. что обменным эквивалентом товарообмена является величина трудозатрат производства товара.
Но реальный товарообмен реального рынка осуществляется посредством субъективных представлений покупатьеля о величине полезности товара и о возможности отдать за эту величину полезности определенную часть своего дохода.Величина же трудозатрат производства товара не оказывает никакого влияния на формирование цены товара.

В осмыслении этой реальности родилась субъективно-психологическая теория стоимости (Менгер, Визер, Вальрас), которая пыталась доказать, что обменным эквивалентом товароомена является величина полезности товара.
Но непреодалимым препятствием для этой теории оказалось определение объективной единицы измерения субъективной величины полезности товара.

Автор статьи на предельно упрощенной, модели рынка и посредством бухучета, который не соответствует общепринятому, но соответствует логике решаемой пролемы, показывает, что обменным эквивалентом товарообмена является цена полных трудозатрат производства товара, цена, которая является суммой прибылей всей череды производителей этого товара, начиная с производителей сырья и энергии и кончая последним продавцом этого товара.

В соответствии с предлагаемой теорией стоимости цена товара, с одной стороны, является ценой полных трудозатрат производства товара, отражающей величину этих трудозатрат, с другой - ценой полезности товара, отражающей величину этой полезности. На основании чего можно утверждать, что предлагаемая теория стоимости является теорией, объединяющей трудовую теорию стоимости с субъективно-психологической.

Цена товара, в основном, определяется двумя его объективными свойствами.

Первое - финансовые издержки производства товара.
Второе - потребительные свойства товара (полезность товара).

Первое свойство участвует в ценообразовании в виде довольно точной математической величины.
Второе свойство не имеет математической точности, т.к. величина потребительных свойств товара, с одной стороны, измеряется массой и количеством, с другой - чисто субъективным определением уровня качества товара и величиной собствнной потрености в этом товаре.

Величина потребительных свойств товара участвует в ценообразовании в виде сравнения подобных товаров для сравнения их цен.

Величина потребительных свойств товара, измеряемая его ценой, называется стоимостью товара. Определение "списано" прямо из жизни: сколько стоит этот товар (конкретная величина полезности)? - Стоимостью товара является его цена.

То есть процесс ценообразования есть не что иное, как процесс формирования величины стоимости товара.

Предельно упрощая реальный рынок, представим себе такой рынок, где осуществляется купля-продажа товара только одного вида с абсолютно одинаковой величиной потребительных свойств, например, абсолютно одинаковые молотки, и где все продавцы являются частными предпринимателями, которые в каком-то смысле тоже производят товар, покупая его на оптовых рынках.

В этом случае издержками производства товара будет оптовая цена, плюс все издержки его продажи.

Все, что получает продавец сверх покрываемых ценой издержек , назовем прибылью, которая является ценой труда продавца по купле-продаже товара.

Цель продавца - продать товар с наибольшей прибылью.
Цель покупателя - купить товар по наинизшей цене.

То есть, кроме двух объективных свойств, определяющих цену товара, имеют место еще и две субъективные составляющие цены товара, одна из которых стремится повысить цену, другая - понизить. При дефиците товара проявляется действие первой составляющей, при перепроизводстве - второй.

Если же спрос товара уравновешен предложением, то конкуренция между продавцами не позволяет им повысить цену товара, а конкуренция между покупателями не позволяет им снизить цену товара (условие равновесия субъективных противоположностей).

Процесс ценообразования протекает посредством борьбы этих субъективных противоположностей. Заканчивается эта борьба по принципу последнего рубежа обороны продавца и наступления покупателя.

Последним рубежом покупателя является осознание им того, что этот товар у всех продавцов имеет такую же цену.

Последним рубежом продавца является осознание им того, что эта цена покрывает издержки, предоставляя средства для следующего оборота, и позволяет обеспечить уровень личного потребления, сравнимый с уровнем потребления людей, занимающихся аналогичным видом деятельности.

То есть когда субъективные составляющие цены, уравновешивая друг друга, нейтрализуются, формируется объективная цена товара, приносящая продавцу объективную прибыль. При нарушении этого равновесия формируется субъективная цена. Объективная и субъктивная цена товара рождают соответствнно объективную и субъективную стоимость товара.

И если предположить, что у всех продавцов одинаковые издержки на единицу товара, то у всех и прибыль на единицу товара будет одинаковой. То есть в этом случае цена труда всех продавцов на единицу товара или, что то же самое, на единицу издержек будет одинаковой (опять же в целях упрощения не будем учитывать возможные изменения издержек на единицу товара при изменении объемов продаж).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать