Оказание услуги не предполагает ни создание вещи, ни ее последующей передачи получателю. Если не представляется возможным основываться на осязаемом результате услуги, следует воспользоваться критерием ее эффекта, достижимого в границах возможной эффективности действий составляющих содержание услуги.
Услуга должна повлечь наступление такого полезного эффекта, который в существующих пределах эффективности услуги достижим в обычных условиях, т.е. когда фактически достигнутый полезный эффект услуги доступен предвидению в заранее известном ряду прочих возможных эффектов.
Обычными являются типичные, штатные условия оказания услуг соответствующего вида. Обычные условия несовместимы с экстремальной обстановкой. Обстоятельства, присущие обычным условиям, воспроизводятся с незначительными отклонениями каждый раз при оказании услуг конкретного вида. В случае существенного отклонения в обстоятельствах оказания услуг обычные условия нарушаются. Эти отклонения могут быть случайными, повторяющимися и устойчивыми. Изменения обстоятельств по независящим от исполнителя услуги причинам требуют прекращения производства услуг - не отдельной из них, а всех - на период действия этих обстоятельств впредь до восстановления обычных условий. Отклонение от обычных условий по вине исполнителя услуги предполагает его ответственность, если влияет на эффективность услуги и/или отразилась на фактически достигнутом ее эффекте у конкретного получателя[21].
Таким образом, услуга не имеет конечного итога. Юридическим итогом услуги является момент окончания составляющих ее действий. Фактический итог связан с моментом проявления полезного эффекта предпринятых действий.
Степень полезности достигнутого эффекта зависит не от совершенных действий, если соблюдена технология их осуществления, а от доступности получения более выраженного или другого эффекта с помощью этих действий. Нельзя получить эффект, который недостижим при совершении конкретных действий.
Своим содержанием услуга имеет действия - действия, направленные на удовлетворение субъективной потребности ее получателя. При этом сами действия носят объективный характер. Они наполнены определенным содержанием и выполняются в сообразном цели услуги объеме. Субъективная потребность получателя услуги удовлетворяется в той мере, в какой поставленную цель могут достичь соответствующего содержания действия, осуществляемые в необходимом объеме.
Содержание таких действий определяет вид услуги, а их объем - стоимость (цену) услуги. Объем составляющих услугу действий - категория, корреспондирующая категории оплаты услуги. Совершение действий меньшего объема предполагает соразмерно меньшую величину платы за услугу.
Однако услуга обладает признаками завершенности составляющих ее действий. Не является услугой совокупность действий, оконченных до момента, продолжение действий после которого не влияет на характер и величину полезного эффекта. До определенного момента такие действия целесообразны, после - бесполезны. В этом смысле услуга обладает признаком необходимой достаточности составляющих ее действий, имеющих самостоятельное значение лишь в исчерпывающей их совокупности, целостности.
С другой стороны, продолжение целесообразных действий после завершения услуги может иметь место. Их целесообразность определяется другим вектором приложения тех же действий либо другими действиями. Например, эпиляция на нижней конечности завершена, производится на верхней. Или: стрижка закончена, производится бритье. Та же или другая услуга в этом случае отграничена от первой. Последовательные (одинаковые) или параллельные (разные) услуги могут оказываться на протяжении определенного периода времени (месяц, год, несколько лет или десятилетий) в этом заключается обслуживание. Обслуживание - это совокупность услуг, но не единая (поэтапно длящаяся либо единовременно многокомпонентная) услуга. Услуга в процессе обслуживания - порционно-дискретный его элемент, обладающий признаками завершенности и отграниченный от смежных элементов.
Принципиальное значение в этой связи имеет момент, который определяет завершенность услуги. Этот момент является юридическим итогом услуги.
Момент завершения услуги не тождественна моменту наступления полезного эффекта. Последний являет собой фактический итог услуги. Если полезный эффект услуги при корректном ее исполнении не наступил в силу отсутствия необходимых или наличия препятствующих факторов, то фактический итог отсутствует при наличии юридического итога.
Если же ненаступление полезного эффекта услуги обусловили пороки содержания и объема предпринятых для ее исполнения действий, то отсутствует и фактический, и юридический итог услуги.
Оба момента могут отстоять во времени, порой значительно. Поэтому отсутствием фактического итога услуги является не наступление ее полезного эффекта по прошествии такого времени, по истечении которого он уже заведомо не наступит.
Поэтому необходимо для понимания услуги в качестве объекта обращения, т.е. того, что обладает стоимостным выражением. Услуга представляет такую целостную совокупность дозированных целесообразных) действий, которая подлежит оплате.
Услуга является предметом оплаты. Оплачивается стоимость составляющих услугу действий - действий такого объема и содержания, которые необходимы и достаточны, чтобы признать услугу завершенной, т.е. означающих достижение юридического итога. Если оплате подлежит достижение фактического итога, - это не услуга, а работа.
Если составляющие услугу действия одинаковые по содержанию, но могут выполняться в разных объемах, то каждый из них подлежит оплате в соответствующем размере. Не могут оплачиваться одинаково разные по объему совершаемых действий услуги.
Соответственно, последовательные или параллельные услуги, оказываемые в процессе обслуживания, имеют каждая самостоятельное значение, обладают свойственными каждой из них объемом и содержанием составляющих их действий, а потому - разной стоимостью, даже если оплачиваются совокупно.
Одной из особенностей отношений, вытекающих из оказания медицинской помощи, является то, что они устанавливаются медицинской организацией с потребителями, т.е. с гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. На эти отношения в полной мере распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей». В преамбуле, которого закреплены положения о том, что указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Существенно, что под действие упомянутого Закона подпадают отношения с потребителем вообще, безотносительно того, кто производит оплату за услугу - сам потребитель или третье лицо в его пользу (плательщик по закону или по сделке).
Отличной от других разновидностей отношений с потребителями особенностью отношений, вытекающих из оказания медицинской помощи, является то, что они складываются по поводу здоровья граждан, т.е. обременены целевым назначением.
Такая цель всегда обладает общественной полезностью, если представляет объективную пользу для отдельного лица, т.е. индивидуально полезна для его личного здоровья, а потому полезна для здоровья общественного.
Законодатель в ст. 150 ГК РФ называет здоровье в ряду объектов гражданских прав в виде защищаемых законом нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом.
Здоровье есть первостепенное неотчуждаемое благо каждого, принадлежащее ему от рождения.
Здоровье каждого есть объект защиты законом - каждый имеет право на физическую неприкосновенность.
Здоровье каждого в качестве принадлежащего ему блага защищается законом как право, но не как обязанность - защищается как данность. Каким здоровьем гражданин обладает, такое и подлежит защите законом.
Здоровье каждого защищается законом против неопределенного круга лиц - никто не вправе посягать на физическую неприкосновенность лица.
Следовательно, возникает вопрос, в каких пределах правомерна охрана здоровья гражданина. В этой связи следует иметь в виду, что охрана здоровья столь же подвержена наступлению правовой ответственности, как и любое посягательство на защищаемое законом здоровье граждан. Если причинителем вреда, охраняемым законом интересам и защищаемым законом благам, является лицо, осуществляющее деятельность в сфере охраны здоровья, оно не имеет иммунитета против правовой ответственности.
Под защитой закона находится не деятельность в отношении здоровья, а само здоровье как названная законом правовая категория.
В сфере охраны здоровья реализуются отношения по поводу здоровья граждан. Здоровье же остается в принадлежности его обладателя.
По поводу здоровья обращаются товары, работы, услуги и иные не изъятые из оборота объекты гражданских прав. Само здоровье в обращении не находится.
По поводу здоровья его обладатель вступает в договорные отношения с отдельными лицами или кругом лиц. У этих лиц возникают договорные и/или внедоговорные (из причинения вреда) обязательства перед обладателем здоровья.
Возможность причинения вреда порождает другую особенность отношений, вытекающих из оказания медицинской помощи. В отличие от прочих услуг, которым свойственны только денежные покупательские риски, медицинским услугам присущи также и риски физические.
Медицинское воздействие обычно неосуществимо без соответствующего доступа к патологическому очагу и/или сопровождается побочными эффектами. И то и другое является травматизацией, дополнительной к патологической, т.е. к той, которая сама по себе вредоносна для здоровья пациента, чем и обусловливает необходимость медицинского воздействия.
Кроме того, медицинское воздействие может не соответствовать тяжести патологического процесса и объему поражения. В этом случае оно либо недостаточно, и тогда вред здоровью усугубляется прогрессированием патологии, либо избыточно, и тогда вред здоровью от медицинского воздействия больше, чем от самой болезни.
Отсюда возникает проблема правомерности причинения повреждений, сопутствующих оказанию медицинской помощи. Вред здоровью пациента при оказании медицинской помощи может быть причинен как правомерными, так и неправомерными действиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22