Выслуга лет является особым видом специального трудового стажа. Виды деятельности, включаемые при исчислении выслуги лет, определяются непосредственно в законе (ст. 18 Закона от 12 февраля 1993 г.), а также специальными нормативными актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет: например, постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. № 941, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, : назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" от 12 августа 1994 г. № 942, постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" от 20 февраля 1995 г. № 155 и др.
3. НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ
Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.
Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т.е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности.
Основное отличие непрерывного трудового стажа от общего и специального трудового стажа заключается в его содержании. В содержание непрерывного трудового стажа включается, как правило, только трудовая деятельность. Исключениями из этого общего правила являются включение в непрерывный трудовой стаж периода военной службы, исполнение обязанностей депутата Государственной Думы, а также период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В частности, в соответствии с Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. в непрерывный трудовой стаж засчитывается время военной службы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.
Женщинам-военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с беременностью или рождением ребенка, время военной службы, а также периоды, в течение которых им выплачивались пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, включаются в непрерывный трудовой стаж при условии поступления на работу или учебу до достижения ребенком возраста трех лет.
В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в непрерывный стаж работы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий. Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе также засчитывается в непрерывный стаж работы (службы).
Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регулируется постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.
Основными факторами, влияющими на исчисление непрерывного трудового стажа, являются основание увольнения и сторона - инициатор прекращения трудового договора.
4. СТРАХОВОЙ СТАЖ
В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической ' "формы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной. системы Правительством РФ 7 августа 1995 г. была одобрена Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Основной целью пенсионной реформы является создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица и зависящего от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд РФ путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов.
Первым шагом по реализации Концепции было принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения".
Этим Законом введен в пенсионное законодательство новый термин -"страховой стаж". Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией о порядке введения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г., каждый работодатель ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, на каждое зарегистрированное в системе государственного пенсионного страхования застрахованное лицо, работавшее у него, предоставляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованного лица. Указанные сведения заносятся в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица.
При обращении лица за назначением пенсии продолжительность страхового стажа будет определяться на основании сведений индивидуального лицевого счета. Информация ИЛС относится к категории конфиденциально по законодательству РФ.
При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, будут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и др.).
В страховой стаж включаются (засчитываются):
а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);
б) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
в) иные периоды:
- период прохождения военной службы, а также
другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в
органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей";
- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период
временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста
полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых
общественных работах и период переезда по направлению государственной службы
занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной
ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии
реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения
свободы и в ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы,
ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Понятие "страховой стаж" упоминается также в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. В указанном Законе под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Возможно, в перспективе юридическое значение будет придаваться страховому стажу и при определении права на другие виды социального страхования (например, на пособие по безработице или по временной нетрудоспособности), а не только на трудовые пенсии.
II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТРУДОВОГО СТАЖА
Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение его также нужно доказывать.
Закон предусматривает два основных способа подтверждения трудового стажа. Первый, основной способ, - подтверждение трудового стажа документами. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа – общий , специальный, страховой и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также иные периоды, которые в него включаются согласно установленных законодательных актов.
Второй способ вспомогательный, состоит из подтверждения стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться лишь стаж работы ( кроме работы у отдельных граждан), к тому же лишь при определенных условиях и лишь для назначения государственной пенсии. Ни страховой, ни непрерывный трудовой стаж свидетельскими показаниями доказывать нельзя.
Рассмотрим первый способ подтверждения трудового стажа – с помощью документов.
Правила его подтверждения подразделяются по времени на два основных этапа. Первый этап – трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Второй этап – трудовой стаж приобретенный после такой регистрации, он начался с 1 января 1997 года.
Первый этап в свою очередь слагается из двух периодов – до введения трудовых книжек и после их введения.
Трудовые книжки для тех кто трудился в качестве рабочих и служащих, то есть для работающих по найму, введены с начала 1939 года, а для колхозников – в 1967 году.
За периоды до введения трудовых книжек трудовой стаж подтверждается различными документами – послужными списками ( они велись до 1917 года на некоторых государственных служащих и специалистов, например, на земских врачей, в первые годы советской власти продолжали делать записи о работе их владельцев), трудовыми списками (они велись с 1927-1929 годы на служащих государственных, общественных предприятий и учреждений) и другими документами выдаваемыми с места работы (справками, удостоверениями и т.п.). Записи о работе, службе в таких документах заверялись подписью руководителя организации и ее печатью. В настоящее время таки документы встречаются крайне редко, учитывая, что они выдавались многие годы назад.