Доктрина оправдания верой М. Лютера
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
«ДОКТРИНА ОПРАВДАНИЯ ВЕРОЙ М. ЛЮТЕРА»
Реферат по протестантизму
студентки II курса
заочного факультета
гр. ФиР – 05 (з)
Ткаченко Н. А.
Проверила
Хримли П. Е.
Донецк 2006
Содержание
1. Введение
2. Основы формирования доктрины оправдания верой М. Лютера
2.1 Основные религиозные идеи реформаторов
2.2. Доктринальный плюрализм и практика индульгенций как предпосылка формирования доктрины оправдания верой
2.3. Влияние схоластики и гуманизма на формирование доктрины
3. Доктрина оправдание верой – развитие и трансформации в
процессе Реформации
3.1 Концепции, лежащие в основе доктрины
3.2 Начальный период становления доктрины
3.3 Идея «праведности Божией»
3.4 Природа оправдывающей веры
4. Заключение. Значение появления доктрины оправдания верой
ВВЕДЕНИЕ
В основе христианской веры лежит идея о том, что грешный человек имеет возможность получить вечную жизнь, которая становится доступной ему через смерть и воскресение Христа. Эта идея выражена рядом понятий, таких как «искупление» и «спасение» первоначально в Новом Завете, а затем в трудах Отцов Церкви и богословов вплоть до позднего средневековья. К этому периоду один из образов стал рассматриваться как особо важный – образ оправдания.
Именно доктрина оправдания стала отправной точкой для выражения радикальных богословских позиций Мартина Лютера и становления его как реформатора. И именно доктрина оправдания является одной из центральных богословских доктрин для всех протестантских течений.
Целью данной работы является комплексное рассмотрение доктрины оправдания Мартина Лютера.
Для достижения поставленной цели предлагается:
- выявить факторы, повлиявшие на процесс формирования доктрины оправдания М. Лютера;
- рассмотреть сам процесс развития богословской позиции Лютера;
- определить богословские концепции, являющиеся основой доктрины.
Объектом исследования является начальный период Реформации – 16 век, предметом – богословская позиция Мартина Лютера относительно доктрины оправдания.
РАЗДЕЛ 1
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКТРИНЫ ОПРАВДАНИЯ ВЕРОЙ М. ЛЮТЕРА
1.1. Основные религиозные идеи реформаторов.
Для того, чтобы иметь возможность понять сущность реформационных процессов, проходивших в нач. 16 в. в Европе, необходимо значительное внимание уделить рассмотрению религиозных идей, легших в основу Реформации. Без этого изучение истории возникновения и развития протестантских церквей будет упрощенным и не даст полного представления о влиянии этого процесса на ход мировой истории.
Однако не во всех странах, подвергшихся влиянию реформаторских идей, религиозная их составляющая была достаточно значимой. Это можно сказать о Германии и Швейцарии, но никак не об Англии, где богословские взгляды уступили место политике.
Фундаментальной идеей, на которой основывалось богословие Магистерской Реформации (основоположник – М. Лютер), являлась идея «Christianismus renasеcenc» («Возрождение христианства») или воссоздание в современной реформаторам церкви чистоты и истинности христианства апостольского периода и времени Отцов Церкви. Первые пять веков истории Церкви, когда писались творения Отцов, или «период патристики» стали идеалом церковной жизни и рассматривались как «золотой век христианства». Строить христианскую жизнь следовало, полагаясь только лишь на Новый Завет и первые его толкования.
Из этого следовало полное неприятие тех наслоений в христианстве, которые сформировались ко времени Реформации, прежде всего речь идет о доктринах чистилища и индульгенций.
Наиболее важной частью в системе позднесредневековых религиозных взглядов были те верования, которые касались смерти и погребения. А среди них центральное место занимало учение о чистилище, которое подразумевало некое наказание для умерших и предварительное очищение от оставшихся на них грехов перед тем, как их души попадут на небеса. Из этого учения и появилась возмутительная, по мнению реформаторов, практика индульгенций – возможности миновать чистилище или облегчить участь души посредством денежного взноса в пользу церкви.
От подобных чуждых истинному христианству практик необходимо было избавиться, обратившись к верованиям и практике ранней Церкви, которые рассматривались как образцы.
Схему обновления и идеалы церковной жизни реформаторы видели в трудах Отцов Церкви и прежде всего св. Августина, самого авторитетного, по мнению реформаторов, среди них.
1.2 Доктринальный плюрализм и практика индульгенций как предпосылка формирования доктрины оправдания верой.
Одним из важнейших аспектов средневекового богословия стало формирование «богословских школ», каждая из которых имела свои взгляды на тот или иной богословский вопрос. Этому способствовало возникновение и широкое распространение университетов и школ в Европе, которые становились основой для интеллектуального разнообразия и появления частных богословских мнений. Двумя самыми известными богословскими школами были томистская (основанная на сочинениях Фомы Аквинского) и скотистская (основанная на идеях Дунса Скота). Всего в 16 веке в западноевропейской церкви подобных школ было девять.
Упорядочить и определить критерии правомерности богословских мнений могли и должны были церковные иерархи, но официальная доктрина церкви так и не стала «вселенской догмой» и никак не отделилась от частной богословской точки зрения.
Такая нестабильность и отсутствие официально признанной церковной доктрины стала одним из факторов, которые оказали наибольшее влияние на формирование лютеровской программы. Лютер считал, что церковь его времени утверждала возможность снискать Божье благоволение за счет личных заслуг человека или его статуса. Такая точка зрения отрицала понятие Божьей благодати как таковое.
Кроме того, все более широкое распространение получала практика индульгенций, которая трансформировалась из вполне правомерной идеи добровольного пожертвования каких – либо средств церкви или просто нуждающемуся ближнему как шага на пути к спасению в источник финансирования крестовых походов.
Лютеровская доктрина оправдания верой освобождала человека от финансовой зависимости в вопросе спасения. Отныне он получал Царство Божие по своей вере, которая оправдывает его перед Богом, а не благодаря уплате определенной суммы церкви.
В позднем средневековье существовал целый спектр идей, на которые реформаторы имели свою точку зрения. Однако отсутствие единой доктрины церкви и официального мнения церковных иерархов не позволило увидеть в этом опасность и вовремя принять меры. А к тому времени, когда попытка отстоять единство учения церкви все же была предпринята, Реформация уже получила такой импульс, что остановить этот процесс было уже невозможно.
Таким образом, почва для возникновения противостояния по богословским вопросам была подготовлена доктринальным плюрализмом церкви того времени.
1.3 Влияние схоластики и гуманизма на формирование доктрины.
Понятие схоластики появилось на свет благодаря гуманистам, и призвано было служить определением «темного времени» упадка культурного и интеллектуального уровня общества, которое находилось во временных границах между классическим периодом античности и эпохой Возрождения.
Однако объективно нельзя не признавать значимости периода Средних веков и схоластики как выражения средневекового способа философствования для дальнейшего развития всех сфер жизни общества.
Схоластические методы богословия не могли не оказать существенного влияния на формирование богословских взглядов Лютера и доктрины академической Реформации.
Поскольку схоластика представляла из себя метод богословия, то очевидно, что ее влияние сильнее всего осуществлялось в университетах, особенно в Германии, в частности, в Эрфуртском университете, где получал образования Лютер. Можно утверждать, что Лютер был единственным крупным реформатором, чьи идеи испытали очень сильное влияние схоластики – он был членом религиозного ордена и профессором университета. То внимание, которое он уделяет вопросам богословия, уже есть следствие академического образования – ни в швейцарской, ни тем более в английской Реформации мы такого не наблюдаем.
Формирование доктрины оправдания Лютера проходило под влиянием двух позиций по этому вопросу – позиций, вызывавших споры еще в пятом веке между блаженным Августином и Пелагием. Центральной темой философии Августина было утверждение «падшести» человеческой природы и невозможности вернуться в первоначально чистое состояние без Божественной благодати. Вырваться из «объятий» первородного греха человек не может силой собственной воли, необходимо Божественное вмешательство и бесконечная Божественная милость для спасения человека. Эта точка зрения получила название «концепция благодати».
Прямо противоположное мнение высказывал Пелагий – по его учению человек может и должен заслужить спасение своими добрыми делами. Исполнение добрых дел накладывает на Бога определенные обязательства по отношению к человеку. В общем эту концепцию можно назвать «спасение по делам».
Лютеру казалось, что современная ему церковь все больше впадает в практику пелагианства, ставя вопросы спасения души в зависимость от уплаты индульгенции. И его доктрина оправдания, основанная на учении Августина, возникла как протест против такого положения вещей.
Наряду со схоластикой, а возможно и гораздо в большей мере, на реформационные процессы в Европе повлияло формирование совершенно новой системы мировоззрения, как гуманизм и новая философия Возрождения.
Гуманизм не был однородным явлением, однако в его основе лежали некие общие установки, которые и отразились на развитии идей реформаторов. Среди них можно назвать лозунг «назад к источникам», возросший интерес к индивидуальности человека.
Если анализировать влияние гуманизма на идеи Лютера, то приходится отметить крайне незначительное внимание реформатора к идеям гуманизма. Лютер был богословом, чей путь определялся мыслительным рядом академической схоластики. Гуманисты же основной упор делали на нравственных моментах жизни церкви, нежели на богословских проблемах. Однако Лютер использовал плоды деятельности гуманистов для своих нужд, например, греческий перевод Нового Завета и трудов блаженного Августина, подготовленные гуманистическими редакторами. Таким образом, влияние гуманистических взглядов на систему идей Лютера можно ограничить только филологическими и текстуальными достижениями гуманистов.
Страницы: 1, 2