Древнегреческий обряд погребения

 Область сохранившая в рассматриваемое время местные черты,

было строительное искусство. Ни мегарон, занимающий центральное место в микенских зданиях, ни погребальные камеры с дромосом и купольные гробницы не имеют аналоги с

  Критом. Если же погребения такого типа в XVI-XIII вв. до н.э. и появляются на Крите, то сравнение их с гробницами Эллады ясно обнаруживает заимствование. Т. о., даже во второй  половине XVI- XV вв. до н. э., знаменующих собой кульминационный пункт в культурном влиянии Крита, взаимоотношения его с материковой Грецией в известной мере сохраняют характер двустороннего процесса.

    В XIV в. строительство купольных гробниц достигает наивысшего расцвета. Так называемая Сокровищница Артея представляет собой монументальное сооружение исключительно совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, правильной формы, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями. Заметно какие значительные изменения претерпела в своём развитии специфическая микенская архитектурная форма по сравнению-с подобными погребальными сооружениями  XIV- XII вв. до н. э. с их ульеобразным прототипом XVI в. до н. э.


Т.о. погребальные сооружения Крита и Микен имели влияние на строительство усыпальниц материковой Греции того времени.

              

ГЛАВА 3 Античные государства Северного Причерноморья

1.  Погребальные обряды Северного Причерноморья


Античные некрополи раcполагались  в непосредственной близости от городов за пределами их оборонительных стен. Наряду с грунтовыми могильниками они включают и курганы. Ранее V в. до п. э. некрополи состояли только из грунтовых могил. Курганные за­хоронения встречаются в Греции, в Западном При­черноморье   их   значительно   больше.   Несмотря   на это, широкое распространение курганов вокруг горо­дов   Северного   Причерноморья   большинство   иссле­дователей    связывают    со    скифскими    традициями.    Господст­вующим обрядом погребения было трупоположения в  простых могильных ямах. Трупосожжения встре­чаются  почти  во  всех  некрополях северопричерноморских городов, но сравнительно редко. Чаще всего обряд,   кремации   считают   греческим,   несмотря   на спорадическое его применение различными племена­ми Северного Причерноморья.  Наиболее высок процент могил с трупосожжением   в  Херсонесе эллинистического пе­риода - до    25%.  В  Пантикапее трупосожжения в  VI — V вв. до н. э. составляют примерно  10—13%, а к эпохе эллинизма их доля  снижается  до  3%   Совсем незначительно число могил с трупосожжением   в   Ольвии  Греческим погребальным обрядом является обы­чай хоронить детей в амфорах пли крупных сосу­дах В Ольвии захоронения в амфорах отмечены и архаический и римский периоды  Они встречаются в Херсонесе, реже в Пантикапее — только в V—IV вв. до н. э., значительно чаще в ази­атской части Боспора. В Фанагории они известны на протяжении всей античной эпохи, встречаются в Гермонассе, Кепах, Танаисе

    Значительно труднее выяснить вопрос, с какими традициями связаны захоронения и простых могильных ямax прямоугольной формы или со скругленными углами. Они одинаково характерны для античных и местных могильников. Более показательны дополнительные конструкции в могилах или отдель­ные черты обряда. Часто встречающиеся деревян­ные надмогильные перекрытия объясняют влиянием местного погребального обряда. Прием покрытия могил поверх деревянного настила слоем камки встречается в пантикапейском некропо­ле VI в. до н. э., но особенно широко он распростра­няется па азиатской стороне Боспора, так как он был обычен у окрестных племен. Могилы с каменны­ми перекрытиями и часто с дном и стопками, выло­женными камнем, были одинаково распространены в античном и племенном мире.

     Связь погребальных традиций с обрядовыми нормами греческой метрополии особенно отчетливо проявляется в VI—V вв. до н. э. Почти во всех некро­полях этого времени покойники, как правило, лежат головой на восток, что считают влиянием греческой традиции, так же, как и обычаи ставить над могила­ми  стелы  с  надписями и  рельефами или  антропо­морфные  надгробия;  хоронить в гробах и саркофа­гах, класть в могилы предметы палестрического ха­рактера и монеты. Подбор вещей, которые клали в могилы,  зависел  от  пола и  возраста,  положения  в обществе  и  материальных  возможностей  умершего. Все, что употреблялось умершим при жизни, могло быть положено в могилу. Так, в могилу воина клали оружие,   юноши-палестрита — стригиль   и   сосудике для масла, женщины — украшения и статуэтки, ре­бенка — игрушки. Часто в могилы ставили сосуды и светильники. Терракотовые статуэтки клали в моги­лы   как   изображения   богов   и   как   любимые   ве­щи. В монументальных склепах стояли жертвенные столы,   куда   родственники   приносили   дары   умер­шему.

    Варварские   погребальные  традиции   проявляются в   некрополях  почти   каждого  города.  С   ними   свя­зывают   конструкции   могил,   невосточную   ориенти­ровку погребенных,  подсыпку и  подстилку в  моги­лах, употребление для захоронении деревянных ко­лод, скорченное положение костяков, наличие в мо­гилах  красной  краски,   мела,  напутственной   пищи и специфические предметы погребального инвентаря, такие, как оружие, ножи, точила, бусы ярких расцветок, лепные курильницы, разбитые зеркала и т. д. Выводы исследователей о том, что считать гречески­ми чертами, что варварскими, часто расходятся. Так, захоронения со скорченными костяками большинст­вом   исследователей   расцениваются   как   признаки проникновения и город местного населения, однако, такие захоронения в Херсонесе считают греческими Вместе с тем хорсонесские захоронения со скорчен­ными костяками норных иском нашей эры связывают с сарматами. По-разному расцениваются находки оружия м могилах. М. И. Ро­стовцев считает, что  оружие  свидетельствует о  принадлежности мо­гил негреческому населению, а Г. А. Цветаева придерживается мнения, что это могилы греков. Наибольшее распространение в   античных  некрополях   Северного   Причерноморья получили, по-видимому, те обычаи, которые соответ­ствовали традициям, распространенным как грече­ском,   так   и варварском   мире. К ним относится и устройство ни моги­лах тризны, своего роди поминок, от которых сохраня­лись скопления костей животных и птиц и множество битой, посуды. Остатки тризн встречаются и в грунтовых и в курганных некрополях. Е. Г. Каста-наян  констатирует широкое распространение этого обряда в Гомеровской Греции и приходит к выводу, что первые переселенцы перенесли его в Северное  Причерноморье, где он и нашел благоприятную почву.

С IV в. до п. э. наблюдается большее разнообра­зие  в  типах  погребальных сооружений.  Во второй половине IV в. до н. э.    вначале в Ольвии, а затем и в других городах,  появляются земляные склепы. В Ольвии они составляют больше 50% захоронений. В не­крополях   Пантикапея,   Тузлы,    Гермонассы,   Кеп,. Фанагории, Тирамбы земляные склепы появляются в III в. до н. э.  в Херсонесе  с   I   в.   н.   э. Конструкция   их   не   единообразна.  Так,   например, в Ольвии наибольшее распространение получили од­нокамерные склепы с длинным дромосом, в Пантикапее — двухкамерные склепы с обычными входны­ми ямами. Появление склепов в некрополях городов. Северного Причерноморья объясняют влиянием  античной   погребальной   традиции   Средиземноморья, другие связывают их с проникновением сарматского населения или с традициями, восходящими к эпохе поздней бронзы в Прикубанье. С античной традици­ей    связано   широкое   распространение    (с    IV    в. до и. э.)   черепичных гробниц, хорошо известных в античном мире. В Херсонесе они составляют около четверти   всех   захоронений.  В Ольвии в могилах находят только отдельные обломки чере­пицы  . Види­мо,   с  варварской   погребальной  традицией  связано распространение   подбойных   могил.   В   IV — начале III в. до н. э. п Ольвпи они составляют около 50% всех могил;  в  III  в. до н. э. их около 28,4% —а во II —I  ив. до  п. э.  их совсем мало. В III в. до н. э. появляются нодбойные могилы в Пантикапее. Со II в. до н. э. они там широко распространены и появля­ются   на   азиатской  стороне   Боспора.   М.   Парович-Псшикан   считает,   что   они   ведут   свое   начало   от  скифской  погребальной традиции сооружения ката­комб. На Боспорe их появление связывают с прито­ком в города сарматского населения.

 В Ольвии большая масть каменных склепов относится к эпохе эллиниз­ма  и совсем немного   к   первым  векам  нашей эры. Курганы ок­ружают   пси   города   Северного   Причерноморья,   но особенно много их вокруг Пантикапея. Самые боль­шие из курганов достигают высоты 25 м, но наибо­лее распространены  курганы  высотой от 5 до 10 м.

Курганные насыпи для прочности часто делали из нескольких слоёв камня, морской травы и земли. Многие курганы вокруг насыпи обносились канавой или рвом, а также каменной оградкой –крепидой. Основная группа курганов Северного   Причерноморья была возведена в IV- III вв. до н. э., со II-I вв. до н. э. этот обычай уходит в прошлое, позднее курганы почти не сооружали   для захоронения, как правило, использовали курганы, возведённые  в более ранний период. Единичные курганы позднего времени уступают ранним по высоте и по богатству. Чаще всего в курганах прослеживаются те же конструкции могил и черты обряда, что и в грунтовом некрополе. До IV в. до н.э. в могилах преобладают одиночные захоронения. Со строительством склепов появляются захоронения, содержащие несколько костяков, как на пример, могильники II половины IV - I половины III вв., до н. э. в районе поселка им. Войкова близь Керчи.

На сельской территории античных городов могильники  VI- IV вв. до н. э. как грунтовые, так и курганы, исследовались главным образом, на Керченском полуострове и в близи Анапы. Они принадлежали негреческому населению. Возможно, только  в могильнике у поселения Южно- Чурубашское были погребены  боспорские греки- владельцы усадьбы. Захоронения VI- IV вв. до н. э. отличаются разнообразием погребальных сооружений и обрядов: простые грунтовые могилы, захоронения в каменных ящиках, составленных из «дикарных»  плит часто каменными обкладками вокруг ящиков, подбойные могилы и склепы. Встречаются одиночные захоронения и могилы, содержащие до 22 погребений. Ориентировка покойников различна, но преобладает западная. Положение погребенных чаще вытянутое, но встречается и скорченное. Для могильников первых веков нашей эры, открытых у сельских поселений Золотое, Семеновка, Ново- Отрадное, Кыз-Аул, Фронтовое II наиболее характерны  простые грунтовые могилы, часто перекрытые плитами и могилами, обложенные каменными плитами с такими же перекрытиями, реже встречаются подбойные могилы и склепы. Встречаются могилы с одиночными и многократными захоронениями. Преобладает восточная ориентация погребенных. Стандартность в наборе погребального инвентаря видимо, свидетельствует о приблизительном одинаковом социальном положении сельского населения в первых веках нашей эры. Раскопан только один могильник к III-IV у.с. заморское, где были земляные могилы с одиночными захоронениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать