Как кажется, Тацит в противопоставлении «простоты» германцев нравам погрязшего в пороках и распутстве Рима слишком идеализирует древних германцев, приписывая практически всем германским племенам (кроме «ближайших» к империи) «простоту», которая присуща достаточно низкому уровню общественного развития; а германцы, как мы знаем, стояли уже на ступени разложения родоплеменного строя.
Вместе с расслоением общества, разрушением родоплеменного строя, появлением иерархии в войске и племени знатные готы перестали довольствоваться одеждой и украшениями, которые производили сами готы. Их все больше привлекали римские драгоценности и красивые ткани – ведь готы не могли сами производить, скажем, шелк, или изготовлять драгоценную пурпурную краску, да и римские украшения были изящнее и более тонкой работы.
Тем не менее все это у знатных готов было. Вожди готов имели богатое оружие, богатые одежды. Вот, к примеру, как был одет вождь готов Тотила: «На нем было надето оружие, богато разукрашеное золотом; украшения его перевязей на шлеме и на копье были пурпурные; развеваясь, они производили удивительное впечатление истинно царского наряда».[17]
При этом необходимо отметить, что у готов к IV веку сложилось достаточно четкое представление о престиже. Так, Прокопий Кессарийский повествует о вражде, вспыхнувшей в среде готской знати в связи из-за ссоры жен двух ее представителей. Ссора же возникла из-за того, что одна из женщин стала насмехаться над одеждой другой, говоря, что ее бедная одежда не соответствует тому высокому положению в обществе, которое занимает она и ее муж.[18]
Все это готы не могли произвести сами, так как этого не позволял уровень развития их материальной культуры. В связи с этим тонкие одежды и изящные украшения готы выменивали, покупали или захватывали у римлян или у других германских племен (которые, в свою очередь, также выменивали, покупали или захватывали их).
В связи с этим наблюдается упадок собственной художественной культуры готов: более ценными считались предметы роскоши более цивилизованных соседей, поэтому собственная художественная культура готов не получала стимула для развития и была вытеснена римской.
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР ГОТОВ
§1. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ
А. С. Токарев согласен с тем, что «говорить о древнегерманской религии как о чем-то едином, не принимая во внимание племенных и географических различий и не учитывая изменений на протяжении всего исторического периода, можно лишь в очень условном и ограниченном смысле».[19]
Тем не менее, говоря об архаических религиозных воззрениях готов, нам придется оперировать данными, общими для всех германских племен.
Распространенная в отечественной литературе морфологическая классификация ранних форм религии, наиболее последовательно разработанная С. А. Токаревым и принимаемая в той или иной мере в работах Ю. П. Францева, А. Ф. Анисимова, Б. И. Шаревской, И. К. Крывлева и др., выделяет наиболее архаичные культы, свойственные еще раннепервобытной общине – прежде всего тотемизм.[20]
Характеризуя религиозные воззрения древних германцев, отметим, что религия их сохраняла во многом архаические формы, о чем говорят, в частности, следы тотемизма.
Очень архаичный облик, по мнению А. С. Токарева, имела также вера в многочисленных духов природы: таковы духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, поземные гномы и др., нередко любители подшутить и посмеяться над человеком. Сюда же относится и вера в людей-волков (Weerwolf). Все эти верования, как считает А. С. Токарев, были отражением быта охотничьего народа, жившего в окружении суровой, но порой и щедрой природы. Эти верования оказались наиболее живучим элементом древнегерманской религии и сохранились в народных поверьях, а отчасти в фольклоре до наших дней.[21]
Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, по мнению А. С. Токарева, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь.[22]
Как представляли себе мир древние германцы? Несомненно, у различных племен эти представления различались, однако можно говорить и о ряде общих идей в объяснении картины мироздания.
К таким параллелям, в частности, относится миф о «древе предела» – ясене Иггдрасиле, мировом дереве[23] (мировой дерево, ось мира – общая для многих индоарийских народов вертикальная мифологическая доминанта[24]).
Разумеется, как и все другие народы, германцы имели определенные представления и о загробной жизни.
Верования германцев, связанные с погребальной обрядностью, не везде были одинаковы и отличались в зависимости от племен.
Вероятно, «правильному» погребению придавалось большое значение, поскольку за позорные поступки (трусость на поле боя, измену мужу), по сообщению Тацита, полагалась не просто смерть, но и позорное погребение – виновного топили в болоте, а труп закидывали дерном и палками, дабы «скрыть позор» от человеческих глаз.[25]
В любом случае, «неправильное» захоронение, скорее всего, «добавляло мучений» жертве – уже на том свете.
С другой стороны пиры воинов в обители бога войны – своеобразный милитаризированный рай – также отражает мировоззренческую парадигму сознания древних германцев. По отношению к готам это подтверждается косвенными данными Прокопия Кессарийского, который указывает, что главными доблестями готов считались храбрость и смерть в бою.[26]
§2. ПРИНЯТИЕ ГОТАМИ ХРИСТИАНСТВА
С точки зрения духовной культуры готов, их обращение в христианство в течение третьего и четвертого столетий обладало чрезвычайным значением. Оказывается, что азовские и крымские готы были первыми затронуты христианством, с учениями которого они ознакомились при помощи кавказских и трапезундских греков, взятых в плен в течение рейдов 256 – 257 гг. В результате видим, что христианские миссионеры, которые рискнули проповедовать среди готов, пришли из Малой Азии и Иерусалима, а не из Константинополя.
В конце третьего и в начале четвертого столетий христианство начало также распространяться среди вестготов. Готский епископ Теофил принял участие в Первом Экуменическом Соборе в Никее в 325 г. Его приход был, возможно, в Бессарабии. Следующим епископом вестготов был знаменитый Ульфила или Вульфила (311-86), который перевел Новый Завет на готский. В последующей борьбе между ортодоксами и арианами Ульфила примкнул к арианам, и соответственно арианство стало деноминацией вестготов. Что же касается крымских готов, то они остались верными ортодоксии.[27]
Готы были среди первых германских племен, обратившихся к христианству, и поскольку они получили свою новую веру от греков, их терминология в церковных делах подверглась влиянию греков. Позднее готская церковная терминология была принята другими германскими племенами, и в немецком все еще существуют несколько церковных терминов, отражающих свое греческое происхождение. Таковы, например, немецкие Kirche ("церковь") от греческого ("дом Бога"), Bischoff ("епископ"), Pfaffe ("папа", "священник"), Pfingsten ("Пятидесятница") и т. д.
Надо заметить, что, по мнению Э. А. Томпсона, что вестготское общество IV в. уже не было социально однородным, что способствовало заимствованию христианства: к новой религии тянулись преимущественно «бедные люди», которые и подвергались первоначально за это преследованиям со стороны «лучших» и «великих».
Э. А. Томпсон справедливо отмечает, что в основе преследований христиан в Готии лежали политические причины: гонения были организованы племенными вождями в качестве антиримской меры, чтобы остановить влияние империи на готов и поддержать старую племенную религию.[28]
Исследователь показывает, чтосреди готов долгое время не было конфессионального единства. Они состояли из авдиан, ариан, сторонников ортодоксального христианства.
Однако В. П. Буданова отмечает, что Э. А. Томпсон не учитывает характера и особенностей этнополитической консолидации готов к моменту распространения у них христианства. Во всяком случае, готы в основной массе приняли в конце концов христианство в форме арианства, что, вероятно, было связано с тем, что иерархичность Троицы в арианском толковании была ближе к организационной структуре власти у германских племен.[29]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восточная Европа и степи Причерноморья на долгие века стали тем местом, откуда в Европу приходили многочисленные потоки новых народов. Эти народы не только совершали набеги на Римскую империю, но и принесли культуру достаточно высокого уровня. В числе этих народов были и племена готов.
Несмотря на то, что древние германцы стояли на достаточно низком уровне развития по сравнению со своим могущественным соседом – Римской империей (которая, кстати, оказалась повержена именно этими «варварами»), и только-только переходили от родового строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен вызывает интерес благодаря богатству форм.
Готы находились на достаточно высоком уровне развития, о чем свидетельствуют предметы, найденные в их захоронениях. По мнению Л. Вольтмана, среди множества германских племен «… в духовном отношении по-видимому особенно высоко были одарены готы».
Менталитет готов зижделся на воинственности их национального характера; традиционной формой духовной жизни были соревнования, джигитовка, воинские игры.
Когда в результате разложения родоплеменного строя высший слой готов стал заимствовать римские обычаи, обучать детей наукам, многие традиционалистски настроенные готы воспротивились таким нововведениям, которые, по их мнению, вели к разрушению традиций воинской доблести.
Художественная культура древних германцев также ждет дальнейших исследований, прежде всего археологических. По имеющимся на сегодняшний момент данным мы можем судить о высоком уровне художественного ремесла, о том, насколько умело и самобытно заимствовали древние германцы элементы римского и причерноморского стиля и т. д.
Женщины и мужчины готов щеголяли в разнообразных украшениях, в том числе золотых и серебряных, что говорит о развитии у них не только кузнечного, но и ювелирного ремесла. Владели также готы резкой по камню, о чем говорят найденные бусы.
Однако в то же время готы находились на уровне искусности в этих ремеслах гораздо ниже их более цивилизованных соседей, поэтому вожди и знать, а также члены их семей одевались в купленные, выменянные, а чаще всего захваченные у римлян одежды и украшения, что привело к затуханию собственной художественной культуры готов.
Что касается религии готов, то она, несмотря на ряд архаичных форм, представляет богатый материал по изучению общих индоарийских корней в религиозных воззрениях Европы и Азии, для проведения мифологических параллелей. Конечно, на этом поприще будущих исследователей ждет напряженная работа, поскольку остается масса «белых пятен», как, впрочем, в вообще в проблеме духовной культуры готов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Аммиан Марцелин. Римская история. СПб., 1994.
2. Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1, 2.
3. Тацит К. Анналы // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 7 – 312.
4. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 – 356.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобович А. С. Комментарий к «Анналам» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993.
2. Боднарский М. С. Античная география. М., 1953.
3. Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990.
4. Всемирная история. М., 1979. Т. 2.
5. Западноевропейский эпос. Л., 1977.
6. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
7. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М., 1959.
8. Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М., 1993.
9. Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., 1981.
10. Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976.
11. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
12. Чекалова А. А. Прокопий Кессарийский: личность и творчество // Прокопий Кессарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 19993. С. 421 – 456.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1, 2.
[2] Аммиан Марцелин. Римская история. СПб., 1994.
[3] Чекалова А. А. Прокопий Кессарийский: личность и творчество // Прокопий Кессарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. С. 421 – 456.
[4] Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., 1981.
[5] Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М., 1993.
[6] Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 2 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 338.
[7] Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1, 2. С. 24.
[8] Там же.
[9] Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 2. С. 121 – 122.
[10] Всемирная история. Т. 2. С. 786 – 787.
[11] Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990. С. 9 – 11.
[12] Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М., 1993. С. 182.
[13] Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., 1981. С. 92.
[14] Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 2. С. 150.
[15] Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев, 5 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 339.
[16] Там же.
[17] Там же. С. 121.
[18] Там же. С. 186.
[19] Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 216.
[20] История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 416 – 417.
[21] Там же. С. 218.
[22] Там же. С. 219.
[23] Песнь вёльвы // Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. – Л., 1963. С. 9 – 15.
[24] Щепановская С. (Семира), Веташ В. Астрология и мифология. СПб., 1998.
[25] Там же, 17. С. 345.
[26] Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 2. С. 24.
[27] Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990. С. 140 – 141.
[28] Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990. С. 31.
[29] Там же. С. 141.
Страницы: 1, 2