Все они заложены в критериях определения эффективности главных направлений деятельности государства, принимаемых правящим субъектом решений. Формулируемые правящими элитами и политическими лидерами, проверенные историческим опытом и закрепленные правом базовые ценности обретают общезначимый, объективный характер по отношению к членам общества и к управляющим субъектам. Чем меньше разрыв между официально провозглашенными ценностями и действующими правилами “игры” управляющих, тем реальней эффективность управления [2].
В основе критериев эффективности – принципы государственного управления, поскольку они являются объективно обусловленными нормативными требованиями, выработанными практикой социального и государственного управления, и средствами регулирования связи между целями и результатами управленческой деятельности. Принципы выражают требования объективных законов управления; их действие связано с реализацией функций системы управления и стимулирует инициативу и самодеятельность управляемых масс. Какой бы из рассмотренных ранее принципов управления мы ни взяли, будь то принцип экономии энтропии или ограниченной рациональности, единства централизации и децентрализации власти и управления, демократизма и легитимности решений, каждый может выступать критериальным признаком оценивания эффективности.
Критерии эффективности государственного управления формируются на базе системы субъективных ценностей, выраженных в идеологии общественно-государственного строя, в стратегических целях правящего субъекта – политическом курсе, в концепциях, политических установках и нормах системы управления, за которыми стоят общие национально-государственные интересы. Зачастую за таковые выдаются интересы господствующих классов или доминирующих национально-этнических групп. Сказанное объясняет относительность оценочных критериев эффективности, зависимость их прежде всего от типа политической системы, а также конкретно-исторических условий, в которых она функционирует.
2.2. Анализ эффективности государственного управления
Данные по операциям сектора государственного управления распространяются в миллионах рублей и охватывают операции республиканского и местных бюджетов (включая операции государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН)). Средства внебюджетных фондов, а также средства от внебюджетной деятельности бюджетных организаций в состав операций сектора государственного управления не включаются [4].
Сектор государственного управления состоит из двух уровней управления: центральное правительство (республиканские органы управления и ФСЗН) и органы местного управления.
К местным бюджетам относятся бюджеты областей и города Минска, городов областного подчинения, районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельских Советов.
Данные распространяются по доходам, расходам, балансу консолидированного бюджета (дефицит, профицит) и финансированию дефицита бюджета за счет внешних и внутренних источников, с разбивкой на банковское и небанковское финансирование.
Информация об операциях сектора государственного управления содержится в отчетных данных по исполнению бюджета, составляемых Министерством финансов Республики Беларусь (далее – Министерство финансов).
Доходы, расходы и источники финансирования консолидированного бюджета отражаются на кассовой основе.
Данные представляются на консолидированной основе с исключением взаимных операций между бюджетами различных уровней (республиканским и местными бюджетами) и государственными целевыми бюджетными фондами (республиканскими и местными).
Финансовый (бюджетный) год соответствует календарному году. Отчетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год [3].
Всемирный банк проанализировал эффективность управления государством в 212 странах мира. С 1996 по 2006 год она существенно выросла в Кении, Руанде, Алжире и Таджикистане, упала – в Беларуси, Боливии и Кот-д`Ивуаре. В России, следует из доклада банка, прогресса не было – она по-прежнему соседствует с африканскими странами и такими одиозными режимами, как Венесуэла и Иран.
Основной вывод опубликованного вчера Всемирным банком доклада "Качество управления имеет значение: показатели эффективности госуправления в мире за 1996-2006 годы" – в среднем качество госуправления за последнее десятилетие почти не изменилось. О России говорится как о стране, где качество госуправления за последние десять лет фактически не изменилось. Впрочем, оно осталось неизменным и в Италии, во Вьетнаме, в Бразилии, Индии и Китае.
Качество госуправления ухудшалось в Непале, Беларуси, Боливии, Кот-д`Ивуаре. Среди 212 стран, данные по которым приводятся в докладе, существенного прогресса добились Кения, Руанда, Индонезия, Алжир и Таджикистан. "Внушает надежду то, что значительное количество африканских стран демонстрирует значительные перемены. Улучшение госуправления имеет первостепенное значение для повышения эффективности помощи и устойчивого развития", – говорит один из авторов доклада Даниэль Кауфманн. Он утверждает, что суммарный объем взяток в мире оценивается в трлн., а коррупция особенно тяжела именно для жителей беднейших стран [14].
Показатели эффективности госуправления получены на основе статистического и эконометрического анализа данных 33 источников, включая "мнения десятков тысяч респондентов", статистические исследования неправительственных организаций и госстатистику. В докладе утверждается, что математическая точность оценок показателей составляет порядка 90%.
Методология Всемирного банка включает шесть показателей, характеризующих госуправление: учет мнения населения и подотчетность госорганов, политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность работы властей, качество законодательства, верховенство закона и борьба с коррупцией.
Россия не достигла заметного прогресса ни по одному из них. Многим развивающимся странам это тем не менее удалось – прогресса в учете мнения населения и подотчетности госорганов достигли, например, Индонезия, Кения, Нигер и Сербия. Более политически стабильными стали Алжир, Ангола, Ливия и Руанда. Эффективность правительства улучшилась в Афганистане, Гонконге, Алжире и даже в Северной Корее. Улучшилось качество законодательства в Армении, Конго, Словакии и Таджикистане, а принцип верховенства закона стал преобладать в Алжире, Ливии, Сербии и том же Таджикистане. Большего контроля над коррупцией добились в Сербии и Танзании.
В исследовании математически доказывается взаимосвязь между качеством госуправления и коррупцией. Например, в США, Канаде, Португалии, Венгрии и Коста-Рике, где высоко качество госуправления, почти нет коррупции, а чиновники подотчетны обществу. В России же наряду с Египтом, Пакистаном, Ираном и Венесуэлой низкое качество госуправления сопровождается высоким уровнем коррупции и низкой подотчетностью власти. По показателю "учет мнения населения и подотчетность госорганов" лидирует Финляндия, а Россия находится рядом с Зимбабве. Подобное положение Россия занимает и по показателям эффективности государства и верховенства закона, деля места в рейтинге с Ганой и Венесуэлой.
"Сопоставлять по качеству госуправления Китай, Россию и Зимбабве, на мой взгляд, смешно. В Африке оно улучшилось с нуля, а в России не ухудшилось, и слава богу! – комментирует результаты доклада ректор Российской академии госуправления при правительстве РФ Владимир Мау.– Общество в том же Китае закрытое, и показатели там, соответственно, будут лучше" [17].
2.3. Пути повышения эффективности государственного управления
Государственная кадровая политика представляет собой деятельность республиканских и местных органов управления по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления и самоуправления, различных отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач.
Профессиональный опыт и глубокие знания, играющие огромную роль в повышении эффективности государственного управления, накапливаются в течение длительного времени. Чтобы их приобрести, в развитие человека необходимо вложить немалые материальные средства. В настоящее время подготовка специалиста обходится обществу в десятки миллионов рублей. Становление государственного служащего как профессионала требует не менее десяти лет. Гораздо сложнее подсчитать упущенную выгоду в случаях, когда опыт профессионалов не востребуется, рычаги государственного управления попадают в руки дилетантов из "команды", а подготовленные на деньги отечественных налогоплательщиков специалисты оказываются нужными только за рубежом [3,с.62].
Внимание к теории обусловлено необходимостью выделения фундаментальных основ построения государственной кадровой политики. Одно дело рассматривать кадровую политику как средство борьбы за власть и совсем другое – как один из ресурсов общественного развития. Это, во-первых.
Во-вторых, общество давно переросло стадию стихийной передачи профессионального опыта от поколения к поколению. Кадровый потенциал превратился в важнейший фактор общественного развития, что предполагает регулирование его востребованности, как в интересах личности, так и в интересах общества. Важнейшим субъектом такого регулирования, как показывает опыт развитых экономик, выступает государство, хотя подобная практика и не носит название государственной кадровой политики.
В-третьих, сегодня уже очевидно, что недостаточно только отслеживать количественные и качественные характеристики кадрового потенциала страны. Надо научиться создавать условия для его реализации. Именно в этом и заключается основной смысл деятельности государства в данной сфере [16].
Сегодня можно лишь с определенной долей условности говорить о том, что практика государственного управления кадрами теоретически обосновывается. Зачастую здравый смысл выступает своеобразной методологией и, соответственно, своеобразным инструментом оценки процессов в сфере государственной кадровой политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди внешних условий и факторов, находящихся как бы вне государственного управления, особое значение принадлежит комплексу объективных условий, в пределах и на основе которых функционирует данное государство. Как показывает опыт, попытки, не замечая этих условий, "внедрять" взятую откуда-нибудь модель организационной структуры государственного управления, даже вроде бы удачную (в соответствующих условиях), мало что дают. Любое копирование без адаптации к собственным объективным условиям не обеспечивает должной эффективности организационной структуры государственного управления.
Демократизм государственного управления, позволяющий обществу свободно и постоянно выдвигать перед государством (его аппаратом) свои проблемы и запросы, вводить в управление свой интеллектуальный потенциал, а государственным органам непосредственно ощущать общественную пользу своих управляющих воздействий. Наконец, это стиль государственного управления, в котором воплощается способность управленческих кадров осваивать современные научные методы и технические средства управления и использовать их в целях более рационального и эффективного управления общественными процессами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Административно-правовые основы государственного управления. Учебное пособие / Под ред. А. Н. Крамника. Мн.: 2004.
2. Антонова Н.Б., Захарова Л.М, Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 191 с.
3. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1990.
4. Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. М.: РАГС, 1995.
5. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991.
6. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990.
7. Венгеров А.Б. “Теория государства и права”- М.: Юрист, 1994
8. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист, 1999.
9. Забелов СМ., Забелов П.С. Правовое регулирование государственного управления: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 195 с.
10. Кабушкин Н. И. основы менеджмента: Учеб. Пособие. – 3-е изд. – Минск: «Новое знание», 2000. – 336 с.
11. Кобзаненко В.А. Государственное управление т.2, СПб, Гамма. 2004 г
12. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для ВУЗов. -М.:"Издательство ПРИОР", 1998. – 368 с.
13. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. – М.,Мысль, 2004
14. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. –М., 1997.
15. Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики. Материалы конференции / Под ред. Войтова И.В. и др. – Мн.: ГУ «БелИСА», 2006. – 146 с.
16. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.
17. Решетников СВ., Антанович Н.А. Государственная политика и управление в Республике Беларусь: Учебное пособие. Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. –84с.
18. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003.
19. Теслинов А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры.М.:Глобус,1998.
20. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. М.:Консалт- банкир,1998