А чем богаче становился Амон, тем больше возрастала его власть, то есть власть высшего жречества. Фиванское жречество, пользуясь своим влиянием, пыталось воздействовать на политику фараонов.
Конец правления ХVШ династии характеризуется нарастанием противоречий. Усиление политического влияния фиванского жречества вызывало недовольство других господствующих слоев, особенно служилой знати, возглавляемой фараоном.
2.Падение и возвышение Амона. Фараон, «Угодный Атону».
Фараон Эхнатон родился в 1370 г. до н.э[27]. (есть и другие даты) и получил имя своего отца – Аменхотеп («Амон доволен»). «Амон имел причины быть довольным. Его жрецы контролировали, вероятно, богатейшее религиозно-культовое объединение во всем Египте.» Возможно, первое время он правил вместе со своим отцом, Аменхотепом Ш, но затем сделался единоличным правителем. На шестой год его правления разразился кризис, средоточием которого был новый верховный бог Атон.
Выдвигаются различные версии о причинах религиозного переворота. Есть и достаточно фантастические, объясняющие смену культа извержением вулкана на острове Санторин, пепел от которого достиг неба Египта[28] (хотя известно, что это извержение датируется 1520 годом до н.э.). Другие видят в поступке Эхнатона искренность и чистосердечие в принятии новой веры. Третьи – влияние его супруги Нефертити или матери царицы Ти. Обычно же политическую причину этого переворота видят в конфликте между фараоном и фиванской жреческой верхушкой и стремлении фараона укрепить собственную власть.
Так или иначе, фараон меняет имя с Аменхотепа на Эхнатон («Угодный Атону») и, чтобы окончательно порвать со старыми богами, переносит свою столицу. Фивы были домом ненавистного Амона. Эхнатон построил в трехстах милях от Фив новый город солнечного диска Ахетатон («Горизонт Атона») (ныне Амарна) и поклялся никогда не покидать его границ. По его приказу в египетских надписях делаются попытки уничтожить не только имена старых богов, но и само слово «бог». Все многочисленные старые культы были запрещены.
Кто же такой был Атон? В ранние додинастические времена слово атон использовалось применительно к орбите Солнца, позднее Атон стал солнечным богом второстепенного плана. В эпоху Эхнатона Атон стал изображаться в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались человеческими руками, держащими «анх» - символический знак слова «жизнь» - крест с петлей наверху. Бог Атон имел титул фараона и носил царский змеиный урей. Отныне в мире правят два царя: Солнце – Атон и его сын Эхнатон.
Было ли поклонение Атону попыткой уничтожить многобожие, т.е. истинным монотеизмом? «Некоторые ученые это отрицают и называют атонизм хенотеизмом – поклонением одному богу, не отрицающим существование других»[29]. Сама же Б. Мертц видит больше аргументов в пользу его монотеизма[30]. Атон был действительно по-настоящему солнечным богом. Все искусство амарнского периода проникнуто духом любви фараона к своей супруге и шести дочерям . Храмы строятся с большими открытыми дворами. Особняки вельмож были окружены садами и бассейнами.
Однако в Фивах зрела оппозиция. В первую очередь это, конечно, ,лишенное своих богатств и привилегий местное жречество и связанная с ним номовая знать. Но и у простых египтян, сбитых с толку новыми порядками, религиозная реформа не нашла поддержки. Поэтому культ Атона не продержался долго. После смерти Эхнатона в Эль-Амарне его преемником становится юный Тутанхатон, муж его дочери Анхесенамон и, возможно, его сын. После трехлетнего пребывания в Ахетатоне он внезапно переносит двор обратно в Фивы, меняет имя на Тутанхамон и начинает восстанавливать культ Амона. Амон снова мог быть доволен.
Позднее имя Эхнатона и его бога были стерты из надписей, самого фараона называли на иначе как «преступник из Ахетатона». Амон-Ра возвратил себе место царя богов. Но имя Эхнатона как первого царя-реформатора ничто не могло стереть из памяти люде й: «Он еще существует в памяти, будоража воображение всех, кто знает о нем»[31].
Вывод: небывалые успехи завоевательных походов фараонов ХVШ династии привели к расширению границ Египта и притоку богатств из завоеванных областей, оседавших, большей частью, в храмах Амона в Фивах. Это способствовало возрастанию власти Амона, т.е. власти фиванского жречества.
Такое усиление привело к кризису, выразившемуся в религиозной реформе фараона Эхнатона , в правление которого единственным верховным богом становится бог солнечного диска Атон.
Заключение
В данном реферате в хронологических рамках от протодинастического периода до правления фараона Эхнатона в эпоху Нового царства была проанализирована последовательная смена религиозных культов, а также определены причины, каждый раз стоявшие за этой сменой. Было определено, что предпосылкой, создавшей саму возможность появления на верхушке пантеона одних богов и падение других, явилось многобожие (политеизм) древнеегипетской религии.
В каждой области и каждом номе существовал свой верховный бог. В зависимости от того, из какого города или нома происходила правящая на данном этапе династия, главное божество этой области становилось верховным. Это видно на примере возвышения фиванского бога Амона в период XI династии, когда к власти пришли правители из Фив, объединившие страну. Важную роль в возвышении того или иного божества играло местное жречество, для которого было очень важно создать свои мифологические сюжеты вокруг локального культа или включить их в уже ставший популярным цикл легенд о великих богах.
Важно отметить и то, что когда египетское государство было стабильным и процветающим, положение верховного бога казалось незыблемым (как, например, культ Гора в раннединастический период или культ Амона в начале Нового царства). Но как только наступал период разброда, междоусобиц или распада единого государства, верховный бог терял свою власть так же, как и правители страны.
Например, с началом V династии, захватившей власть, вероятно, насильственным путем, и происходившей из Гелиополя, концепция о Горе как о верховном боге была отодвинута на второй план представлением о том, что верховным богом является Солнце, Ра, и что царь – просто сын Ра. Когда в Первый переходный период власть сосредоточилась в руках гераклеопольского номарха, покровителем царей стал местный гераклеопольский бог Херишеф.
Чаще всего смена культов имела экономические причины и объяснялась экономической ситуацией в стране. Но религиозная реформа Эхнатона имела политические корни и явилась результатом открытого конфликта фараона и жреческой верхушки.
Таким образом, как мы видим, мир, экономическая и политическая стабильность обеспечивали устойчивое положение верхушки египетского пантеона; поколебать его смогли лишь междоусобные войны, внешний враг, внутриполитические конфликты и экономическая неустойчивость.
Список литературы.
1. Я. Липинская, М. Марциняк. Мифология Древнего Египта. Москва, Искусство, 1983.
2. М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. Москва – Ленинград, Издательство Академии Наук СССР, 1956.
3. Б. Мертц. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. Москва, Центрполиграф, 2002.
4. П. Монтэ. Египет Рамсесов. Смоленск, Русич, 2002.
[1] Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва, Искусство, 1983. Стр .28.
[2] Там же, стр. 17.
[3] Там же, стр. 25.
[4] Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва, Искусство. 1983. Стр. 15.
[5] Там же, стр. 18.
[6] Барбара Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 37.
[7] Липинская Я., Марциняк М. Мифология ДревнегоЕгипта. Москва, Искусство, 1983. Стр. 207.
[8] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 41.
[9] Там же, стр. 63.
[10] М. Матье. Древнеегипетские мифы. Изд. Академии Наук СССР. 1956. Стр. 7.
[11] Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва, Искусство. 1983. Стр. 190.
[12] Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва, Искусство. 1983. Стр. 211
[13] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 96
[14] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 96.
[15] Там же, стр. 98.
[16] Я. Липинская, М. Марциняк. Мифология Древнего Египта. Москва. Искусство. 1983. Стр. 116.
[17]Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр.119.
[18] Там же, стр.123.
[19] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр.133.
[20] П. Монтэ. Египет Рамсесов. Смоленск, Русич. 2002. Стр. 341.
[21] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 159.
[22] Там же, стр. 158.
[23] Я. Липинская, М. Марциняк. Мифология Древнего Египта. Москва, Искусство. 1983. Стр. 203.
[24] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 160.
[25] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 176.
[26] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 192.
[27] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 242.
[28] «Загадка культа Атона». «Наука и религия». 1990. № 3.
[29] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 249.
[30] Там же, стр. 251.
[31] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 277.