Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду

·                   порядок государственной регистрации общественной органи­зации (объединения) не соответствует установленному порядку;

·                   устав общественной организации (объединения), организую­щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на­стоящего Федерального закона;

·                   требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, пре­дусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выпол­нены.

Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистра­ции заявления о проведении ОЭЭ.

Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из­вестить население о начале и результатах ее проведения.

Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

·                   получать от заказчика документацию, подлежащую экологичес­кой экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерально­го закона «Об экологической экспертизе»;

·                   получать от структурных подразделений МПР России, специализированных в области экологической экспертизы, для ознаком­ления нормативно-технические документы, которые устанавлива­ют требования к проведению ГЭЭ;

·                   участвовать в качестве наблюдателей через своих представите­лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово­димом ими обсуждении заключений ОЭЭ.

Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по про­ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний.

Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказ­чика техническое задание, во многом, естественно, сходное с за­данием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее.

1.                 Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС проекта.

2.                 Определить достоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам-аналогам.

3.                 Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих оценок.

4.                 Проанализировать соответствие технических решений совре­менным требованиям.

5.                 Оценить экономическую эффективность предложенных при­родоохранных решений.

6.                 Определить соответствие намечаемой деятельности и ее по­следствий нормативным правовым актам РФ и международным обязательствам России.

7.                 Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности по экологическим требованиям.

Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологи­ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж­дения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа­ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и дру­гим заинтересованным лицам.

Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделя­емых в соответствии с решением соответствующих органов мест­ного самоуправления.

3.3. Государственный экологический контроль


Государственная экологическая экспертиза является организа­ционно-правовой формой предупредительного контроля. Как уже отмечалось, ее основным документом является заключение, со­держащее обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельно­сти и о возможности реализации объекта ГЭЭ. Для осуществления контрольных функций за выполнением требований заключения ГЭЭ информация о нем направляется органам государственного эколо­гического контроля, исполнительной власти субъектов и местного самоуправления. В отдельных случаях по решению государственно­го органа в области экологической экспертизы информация о зак­лючении ГЭЭ может быть направлена банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта экс­пертизы.

Задачами экологического контроля являются: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выпол­нения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранитель­ного законодательства и нормативов качества окружающей при­родной среды.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружаю­щей среды» экологический контроль — это система мер, направ­ленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспе­чение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятель­ности требований, в том числе нормативов и нормативных доку­ментов, в области охраны окружающей среды.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологи­ческий контроль.

Правительством РФ определен особый порядок организации и осуществления государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России, объектов вооружения и военной техники, военных объектов и воен­ной деятельности. Этот особый порядок в первую очередь касается порядка допуска уполномоченных должностных лиц, осуществляю­щих государственный экологический контроль над ними.

Заключения ГЭЭ по федеральным объектам поступают для осу­ществления государственного экологического контроля в Депар­тамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды и (или) Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Федера­ции МПР России, поскольку в соответствии с требованиями Фе­дерального закона «Об охране окружающей среды» федеральные государственные инспекторы в области государственного эколо­гического контроля осуществляют контроль федеральных объек­тов. Осуществление государственного экологического контроля за выполнением заключений ГЭЭ на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил России не отличается от контроля за другими объектами.

4. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

        

В Российской Федерации на основании федеральных законов и иных НПА осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем:

·                   установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

·                   освобождение от налогообложения экологических фондов;

·                   передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и граждан для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

·                   установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;

·                   применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

·                   введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

·                   применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

         Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.

Заключение


Самой острой экологической проблемой современности ока­зывается проблема выживания самой цивилизации. В ближайшее время человечество обязано сделать выбор: либо продолжать экс­тенсивное использование природных ресурсов, либо переключить экономику на экологически чистые источники минерального сы­рья и энергии. Важно осознать, что без процедуры экологической оценки и экологического сопровождения проекта вопросы экологической безопасности хозяйственной и иной дея­тельности положительно решены быть не могут.

Для эффективного развития ЭО необходима организация «обрат­ной связи», дающей возможность оценить соответствие или несо­ответствие сделанных предсказаний реальному воздействию на окружающую среду и при необходимости осуществить мероприя­тия по корректировке деятельности. Эта цель достигается путем разработки по результатам ОВОС и ГЭЭ планов экологического менеджмента и программ послепроектного анализа.

Завершая обсуждение вопросов экологической экспертизы, сле­дует отметить, что в ряде стран созданы специальные библиотеки или депозитарии (хранилища), в которые передаются ОВОС после завершения процесса ЭО. Эти библиотеки доступны для заинтере­сованных лиц—практиков, исследователей, студентов. Доступность таких хранилищ вносит значительный вклад в улучшение практи­ки ЭО, способствует как качественной подготовке ОВОС в конк­ретных случаях, так и развитию национальной системы экологи­ческой оценки в целом. Хранилища существенно ускоряют накоп­ление, анализ и распространение опыта в этой области.

Подобные хранилища могут создаваться при соответствующих государственных органах или исследовательских центрах. В России для проектов, проходящих экологическую экспертизу федераль­ного уровня, эти функции выполняет журнал «Экологическая эк­спертиза и оценка воздействия на окружающую среду», издавае­мый с 1996 г.

Библиографический список:

1.   Бганба В.Р. «Социальная экология», учебное пособие, М., 2004

2.   Бринчук М.М. «Введение в экологическое право», учебник, М., 1996

3.   Донченко В.К., Питулько В.М. и др. «Экологическая экспертиза», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2004

4.   Емельянов А.Г. «Основы природопользования», учебное пособие для студентов ВУЗов, М., 2003

5.   Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. «Экологические основы природопользования», учебное пособие, М., 2001

6.   Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ

7.   Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 №174-ФЗ (с изм. и доп. от 15.04.98)

8.   Комментарии к федеральным законам




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать