Таблица 2. Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах.
|
КЭ |
ГМ |
СЭ |
ПР |
Зем |
Лес |
Сель |
Стр. |
Стат |
Состояние /загрязнение |
|||||||||
Воздух |
w |
w |
W |
|
|
|
|
|
|
Вода |
w |
w |
W |
W |
|
|
W |
w |
|
Почвы |
w |
w |
W |
V |
w |
|
W |
|
|
Растительность |
w |
w |
|
|
|
W |
W |
|
|
Животный мир |
w |
w |
|
|
|
|
W |
|
|
Использование |
|||||||||
Вода |
w |
|
|
W |
|
|
|
w |
w |
Земли |
|
|
|
V |
w |
|
W |
w |
w |
Минералы |
|
|
|
W |
|
|
|
|
w |
Растительность |
v |
|
|
|
|
W |
W |
w |
w |
Животный мир |
v |
|
|
|
|
|
W |
|
w |
Выбросы/отходы |
|||||||||
Возд. выбросы |
w |
W |
W |
|
|
|
|
w |
w |
Сбросы сточ. вод |
w |
W |
W |
|
|
|
|
w |
w |
Твердые отходы |
w |
|
W |
|
|
|
|
w |
w |
Опасные отходы |
w |
|
W |
V |
|
|
|
|
w |
Радиоакт. отходы |
w |
W |
W |
V |
|
|
|
|
w |
Защита и восстановление |
|||||||||
Воздух |
w |
|
W |
|
|
|
|
|
w |
Вода |
w |
|
W |
W |
|
|
|
|
w |
v Почвы |
w |
|
W |
|
w |
|
|
w |
w |
Минералы |
|
|
|
W |
|
|
|
|
|
Растительность |
w |
|
|
|
|
W |
|
w |
w |
W - существенный объём информации, v - ограниченная информация, отдельные вопросы
Сокращения: КЭ — Государственный комитет РФ по экологии; ГМ — Росгидромет, СЭ — Госсанэпиднадзор, ПР — Министерство природных ресурсов РФ, Зем — Роскомзем, Лес — Рослесхоз, Сель — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой, Стат — Госкомстат.
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации. В настоящее время работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.
Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать:
· координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
· регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;
· хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;