Экологический туризм

Появление экологического туризма и его бурное развитие во всем мире объясняется стремлением свести к минимуму изменения окружающей среды, что позволяет ему развиваться на многих, в том числе и особо охраняемых природных территориях. В отличие от массового или курортного туризма, он оказывает более слабое воздействие на окружающую среду и при его плановом устойчивом развитии может стать дополнительным источником «самофинансирования» отдельных районов нашего региона.

Принципы экологического туризма позволяют странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке. Обязательными условиями этого процесса являются – проведение активной государственной политики в области развития туризма, чему в настоящее время, в нашей стране еще не уделяется достаточного внимания, и желание местных жителей активно участвовать в процессе развития туристской индустрии в своих районах, получая от этого дополнительную прибыль.

Для привлечения российских и иностранных туристов в наш удивительный Тверской уголок, мы должны как радушные хозяева обеспечить им хороший прием. А как мы обычно готовимся к встрече дорогих гостей? Готовим уютную чистую комнату, заботимся о коммунальных удобствах, вкусной и здоровой пище. Заранее с удовольствием думаем о том, как будем развлекать гостей, куда поведем, что покажем. Кто же лучше нас самих знает родной район, его природу, достопримечательности, места для отдыха, рыбалки, прогулок в лес?!

Однако, в настоящее время туристская индустрия во многих районах развита слабо. Недостаточно хорошо оборудованных для приема туристов гостиниц, мало кафе и ресторанов, плохо развита сувенирная промышленность, не разработаны экскурсионные и туристские маршруты. Поэтому, чтобы привлечь в эти районы отдыхающих и туристов, нам надо начинать с самого простого и доступного. Наиболее оптимальной формой для отдыха и туризма, особенно в развивающихся странах, стала, так называемая, система «Bed and Breakfast», что дословно переводится с английского как "кровать и завтрак". Это - распространенная во всем мире форма размещения туристов в частных домах или небольших гостиницах.

Указанная система представляет собой малое, часто семейное, гостиничное предприятие, предоставляющее услуги кратковременного проживания, а если возможно, то и питания для отдыхающих и туристов. Обычно эти услуги носят дополнительный характер по отношению к основной деятельности хозяев и приносят им дополнительный доход. Предоставление свободных жилых помещений гостям практически не мешает хозяевам, так как для клиента важно лишь получить комнату и, если возможно, завтрак. Эти услуги для туристов могут обеспечить сами хозяева или члены их семьи, в свободное от основной работы время. Проживание гостей, совместно с семьей владельца такой частной гостиницы или рядом с ним, является даже привлекательным фактором для туристов, желающих завести новые знакомства, отдохнуть и пожить в кругу семьи: в городе или селе, в деревянном доме или на даче, в лесу или горах, на берегу реки или моря ... Такое проживание обеспечит им также определенную надежность и безопасность по приезду в новое и незнакомое место отдыха, так как они заранее смогут узнать, к кому они едут отдыхать, и в каких условиях будут жить. Часто туристы, проживающие в крестьянских хозяйствах и усадьбах, с удовольствием покупают продукты подсобного хозяйства хозяев (молоко, яйца, овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, лекарственные растения), что может значительно увеличить объем услуг, оказанных хозяевами туристам, и, конечно, принесет им дополнительный доход. В отличие от обычных гостиниц, частные гостиницы, в периоды отсутствия туристов выполняют свою основную функцию - жилища для конкретной семьи. Частные гостиницы, таким образом, обеспечивают дополнительную занятость населения, что в условиях сельской местности имеет большое социальное значение. Привлекательность этой системы для туристов объясняется возможностью посетить русскую баню, почувствовать особенности деревенского образа жизни, попить парное молоко, поспать на сеновале, в стогу, порыбачить на речке, встретить рассвет в полях, погулять в лесу, отдохнуть на море. Система частных гостиниц пронизана духом гостеприимства.

Для эффективной работы частных гостиниц их хозяева должны научиться соблюдать определенные требования и четко выполнять свои обязанности. Хозяйка, например, может принимать и размещать гостей, готовить завтрак, обеспечивать надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений, оборудования и инвентаря, а хозяин - работать с турфирмами по привлечению клиентов, предоставлять услуги гида, водителя, выполнять бухгалтерские и финансово-хозяйственные функции, взаимодействовать с контрольными органами государственной власти (или наоборот). От степени их подготовки, опыта работы и личностных качеств будет зависеть успех частного предпринимательства по приему туристов.

Серьёзную проблему для эффективного развития экологического туризма и частного гостиничного хозяйства в Тверской обл. представляет также отсутствие квалифицированных экскурсоводов на местных туристских маршрутах, хорошо знающих и любящих свой край. Все эти проблемы можно успешно решить, объединив усилия, администраций районов, местного населения и получив помощь квалифицированных специалистов в области туризма и гостеприимства.

Экологический туризм Тверской области на примере Нелидовского заповедника.

Развитие туристической отрасли в Тверской области – один из способов сохранить лицо перед потомками и при этом пополнить региональную казну. В этой связи весьма полезно было бы разобраться с тем, что такое экологический туризм. Поскольку о нем в последнее время стали чаще говорить.

Сначала ученые, приехавшие на Тверскую землю со всех концов бывшего СССР - «…от хладных финских скал до стен недвижного Китая», от Мурманска до Сочи и от Западной Украины до Камчатки - высказались по поводу экологического туризма. Одни считали его полезным с познавательно-воспитательной точки зрения, и с позиции доходов, которые можно направить в том числе и на охрану окружающей среды. Другие, напротив, выражали скепсис, приводя иные примеры. Об этом, пожалуй, громче всех говорил представитель Камчатки Александр Никаноров. Он рассказал, как быстро был буквально засорен туристами уникальный памятник природы Кроноцкий заповедник («Долина гейзеров»).

И надо сказать, представители тверской власти откликнулись весьма взвешенным подходом к развитию экологического туризма на территории области. Глава Нелидовского района и замгубернатора В. Грабарник высказались за развитие экологического туризма на территории Нелидовского района. Активно используя при этом ресурс Центрально-лесного заповедника, нетронутый хозяйственной деятельностью человека растительный и животный мир.

Лучше всего было бы прокладывать новые туристические маршруты в пределах охранной зоны заповедника. И такой вид туризма уже используется в Тверском охотобъединении «Егерь» (владелец – известный охотник-миллионер Леонид Ещенко). Там, например, можно с вышки наблюдать и фотографировать в инфракрасном свете медведя, пришедшего полакомиться. Или то, как стадо кабанов, построившись в каре, нападает на медведя и отгоняет его от места кормежки.

Вопрос №2.

Городской туризм.


Городской туризм

Города – туристские центры: типы, функции, современные тенденции развития.

Город – это сложнейший социально – экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно – историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества.

Говоря о городском туризме – посещении крупных населенных пунктов в туристских целях, мы невольно представляем себе образы тех или иных городов. Все зримые формы городов несут на себе отпечаток судьбы города и его жителей. Города производят впечатление своей неповторимостью. Неистощимый поток туристов в Венецию объясняется больше уникальным положением этого города, нежели его исторической ценностью.

В последнее время проблемам городского туризма как одному из перспективных направлений туристской деятельности уделяется большое внимание на международном, региональных и национальных уровнях. За последние 10 лет его объем более чем удвоился. В 2004 г. на городской туризм в Европе пришлось 38% всех туристских прибытий. Роль и значение городов в развитии туризма неуклонно повышаются. Города – туристские центры чрезвычайно разнообразны. Существует много классификаций туристских центров в зависимости от выбранного основания.

Наиболее крупным является деление городских туристских центров на две группы:

1.                 Города, где туристская индустрия выполняет градообразующую функцию. К этой категории относятся малые, реже – средние города. Для таких туристских центров характерна ориентация на определенный тип потребителя с соответствующим уровнем дохода и целями путешествия. Экономика такого города попадает в зависимость не только от конъюнктуры туристского рынка в целом, но и от состояния туристского спроса, что делает городскую систему неустойчивой.

2.                 Города, где туристская индустрия не выполняет градообразующую функцию, но является неотъемлемой частью городской экономики. К ним относятся большинство средних, все крупные города и мегаполисы. При негативных изменениях на рынке туризма диверсифицированная экономика позволяет избежать кризисной ситуации или минимизировать ее последствия.

В зависимости от туристской специализации различают следующие виды городских туристских центров: центры культурно – познавательного туризма, центры делового туризма, центры событийного туризма, города-курорты, лечебные центры и центры паломничества.

 В последнее время одним из ключевых моментов в плане локализации потоков международных туристов становится место центра в формирующейся сети взаимосвязанных городов. Такое новое созвездие городов получило специальное название – «архипелаг городов».

Использование ресурсов и рынков, открывающихся в рамках глобальных сетей городов, участие в непосредственном управлении мирохозяйственными процессами, близость и теснота контактов ведущих мировых городов между собой и многие другие факторы несут в себе колоссальные выгоды и возможности развития. Мировой город должен обладать относительно большой людностью, являться крупным центром обрабатывающей промышленности, транспортным и коммуникационным узлом, входить в число ведущих финансовых центров мира, выполнять важные международные функции и располагать развитой сферой деловых услуг.

Таб. №1 Рейтинг мировых городов.


Рейтинг мировых городов


Категория

Города

А 12

 10

Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио

Гонконг, Лос-Анжелес, Милан, Сингапур, Чикого, Франкфурт-на-Майне

В 9

 8

 7

Сан-Франциско Сидней Торонто Цюрих

Брюссель Мадрид Мехико Сан –Паулу

Москва Сеул

 С 6

 

 5

 4

Амстердам Бостон Вашингтон Каракас Даллас Джакарта Женева Мельбурн Осака Прага

Бангког Варшава Монреаль Пекин Рим

Атланта Барселона Берлин Будапешт Гамбург Стамбул

D 3

 2

 1

Афины Вена Дублин Лион Хельсинки

Алматы Богота Каир Дубай Киев Лима Осло

Аделаида Балтимор Бразилиа Генуя Глазго Лидс Лиль С.- Петербург


Некоторые данные о мировых городах как туристских центрах


Категория мирового города

Город

Число жителей агломерации

Соотношение ВВП на душу населения

Количество международных туристских прибытий

Международные пассажиро-перевозки авиатранспортом

А

Лондон Токио

Париж

Сингапур

7.6

26.4

9.6

3.6

-

2.04

2.85

-

18

2.2

12

7

70

21.5

36.4

21.7

В

Мадрид

Сеул

Москва

4.1

9.9

1.89

2.23

1.12

1.89

4.3

3.8

1

9.5

13.4

-

С

Вена

Рим

2.1

2.7

1.3

0.96

6.4

6.5

8

12


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, под влиянием процессов глобализации происходит формирование полиструктурной глобальной пространственной организации международного туризма. Наряду с ареально-синтетической структурой все более четкую выраженность получает каркасно-узловая структура, главными элементами которой являются мировые города. Призванные выполнять организационно – управленческие функции в мировом хозяйстве и находясь в центре самых разнообразных глобальных связей, они аккумулируют значительные туристские потоки и выступают инициаторами дальнейшего роста их объема, особенно в сфере делового туризма. Исследование мировых городов как центров международного туризма представляет большой научно- прикладной интерес и может претендовать на самостоятельное направление в рамках географии международного туризма.

Список литературы.


1. «География туризма» А.Ю. Александров М-2008г.

2. «Экологический туризм» В.В. Храбовченко М-2003г.

3. «Экологический туризм и экология туризма» М-2006г.

4. Интернет


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать