Экономическая эффективность туризма
Содержание
Введение 3
1. Экономические основы туристской деятельности 4
2. Экономическая эффективность туризма 11
Литература 19
Введение
Понятие устойчивого развития сейчас получило широкое распространение. Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции устойчивого развития. Туризм за последние годы стал играть заметную роль в мировой экономике, поэтому и его тоже коснулись новые идеи.
О необходимости эффективности туризма говорят практически все, ежегодно увеличивается количество публикуемых материалов, расширяются аспекты влияния и взаимосвязи с другими отраслями для обеспечения устойчивого развития. Но точных критериев позволяющих оценить состояние: эффективно оно или нет, пока не существует. Это связано как с необходимость учета значительного числа факторов, так и большими внутренними различиями.
1. Экономические основы туристской деятельности
"Туристика" - термин новый, и поэтому вначале необходимо дать ему определение. При определении туристики надо исходить из ее конкретно-целевой, практической направленности - туристского обслуживания граждан.
ТУРИСТИКА - это система прикладных наук о туризме и туристском обслуживании граждан. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль и туристский хозяйствующий субъект (туристскую фирму).
Туристика на уровне отрасли в целом включает три элемента туризма:
· организацию;
· управление;
· экономику.
Организация в широком плане представляет собой совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Под организацией туризма как отраслевой экономической системы понимается сочетание структуры и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура туризма характеризуется составом ее элементов и способом их объединения (взаимодействия).
Организационная структура представляет собой способ объединения структурных единиц элементарного уровня (турфирм, турагенств и т.п.), в результате которого образуется иерархия туризма как отраслевой экономической системы.
В организационной структуре отрасли туризма можно различить социально-экономический, материально-вещественный, технологический и информационный аспекты.
Социально-экономический аспект организационной структуры связан с формированием собственности на средства производства, с помощью которых осуществляется функционирование туризма. В зависимости от этого выделяются следующие организационно-правовые формы туризма: федеральная, муниципальная, акционерная, частная и т.п.
Материально-вещественный аспект структуры туризма как отрасли представляет собой совокупность производимых и реализуемых им туров, услуг и товаров. Этот аспект характеризуется объемами реализации туристского продукта.
Технологический аспект отрасли туризма представляет собой совокупность конкретных технологических процессов, связанных с производством, реализацией и потреблением туристского продукта.
Следующий аспект организационной структуры туризма - информационный. Чтобы справиться с управлением такой сложной системы, как туризм, необходима рациональная организация потока информации. Наиболее эффективной организацией для больших систем является иерархическая структура, то есть вертикальное членение структуры управления на несколько подчиненных друг другу ступеней. При этом управление процессом прохождения информации организуется так, что при поступлении ее от низшей степени к высшей происходит сжатие информации путем ее укрупнения или сокращения.
Управление в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществление управляющих воздействий. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Управление туризмом на уровне отрасли означает воздействие субъекта управления на объект управления.
На отраслевом уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, местные органы власти, комитет (или департамент) по туризму и др.
Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе и др.
Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления.
Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен обеспечивать:
· разработку основ государственной политики в сфере туризма;
· участие в разработке законодательства Российской Федерации по туризму;
· координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;
· анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его деятельность осуществляться на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.
В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:
· объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
· создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
· строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
· инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;
· содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России;
· продвижение совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;
· выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
НТК может быть основана на смешанном предпринимательском и государственном капитале. Деятельность НТК должна определяться общепринятыми отечественными и мировыми стандартами.
Деятельность комитетов (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов РФ определяется нормативными документами.
Например, в 1996г. в Санкт-Петербурге вместо департамента туризма мэрии Санкт-Петербурга был образован Комитет по туризму и развитию курортов Санкт-Петербурга как структурное подразделение администрации города.
Задачей комитета являются:
· реализация политики администрации Санкт-Петербурга в сфере туризма, гостиничного хозяйства и курортного дела;
· прогнозирование и региональное планирование развития сферы туризма, гостиничного хозяйства и курортов;
· разработка проектов программ привлечения инвестиций в развитие гостиничного хозяйства и курортов Санкт-Петербурга;
· организация рекламы Санкт-Петербурга как туристского центра;
· осуществление других функций администрации Санкт-Петербурга в области туризма и курортного дела в соответствии с действующим законодательством.
Комитет имеет право:
· вносить предложения губернатору Санкт-Петербурга о создании, реорганизации, ликвидации подведомственных ему государственных предприятий и учреждений, разрабатывать проекты их уставов, назначать и увольнять руководителей;
· разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, связанным с деятельностью комитета;
· подготавливать и представлять в установленном порядке проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению комитета;
· принимать участие в формировании проектов бюджета Санкт-Петербурга и смет внебюджетных фондов в подведомственной комитету сфере;
· содействовать развитию международного и внутреннего туризма, гостиничного хозяйства, курортного дела, повышению качества обслуживания туристов и отдыхающих в оздоровительных учреждениях и гостиницах Санкт-Петербурга;
· проводить лицензирование и сертификацию туристской и гостинично-курортной деятельности на территории Санкт-Петербурга;
· рекламировать в средствах массовой информации, печатных изданиях Санкт-Петербург как объект мирового туризма;
· принимать участие в международных туристских выставках от имени Санкт-Петербурга;
· участвовать в проведении мониторинга окружающей среды, разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, осуществлять контроль за эксплуатацией мест нахождений целебных минеральных вод и лечебных грязей и др.
Завершающим элементом туристики является экономика туризма.
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.
Страницы: 1, 2