Таблица 3. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 2)
Товарная группа |
Мясо |
Картофель |
Рыба |
Молочные продукты |
Масло растительное |
Сахар |
Овощи |
Хлеб |
Мясо |
-1,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
Картофель |
-0,01 |
-1,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
Рыба |
-0,01 |
-0,09 |
-1,00 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
Молочные продукты |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
-0,85 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
Масло растительное |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
-0,96 |
-0,01 |
0,01 |
0,87 |
Сахар |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-1,01 |
0,01 |
0,87 |
Овощи |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
-0,99 |
0,87 |
Хлеб |
-0,01 |
-0,09 |
0,002 |
0,15 |
0,04 |
-0,01 |
0,01 |
-0,13 |
Таблица 4. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 1)
Товарная группа |
2006 г. |
2007 г. |
% изменения к 2006 г. |
Мясо |
48 |
23 |
-52,1 |
Картофель |
144 |
210,5 |
46,2 |
Рыба |
9 |
32,8 |
264,4 |
Молочные продукты |
218 |
102,7 |
-52,9 |
Масло растительное |
10 |
34,8 |
248,0 |
Сахар |
33 |
68 |
106,1 |
Овощи |
65 |
110,6 |
70,2 |
Хлеб |
140 |
151,5 |
8,2 |
Таблица 5. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 2)
Товарная группа |
2006 г. |
2007 г. |
% изменения к 2006 г. |
Мясо |
48 |
49,8 |
3,8 |
Картофель |
144 |
161,7 |
12,3 |
Рыба |
9 |
7,6 |
-15,6 |
Молочные продукты |
218 |
224,6 |
3,0 |
Масло растительное |
10 |
9,6 |
-4,0 |
Сахар |
3.3 |
33,9 |
2,7 |
Овощи |
65 |
76,4 |
17,5 |
Хлеб |
140 |
142,2 |
1,6 |
Коэффициент эластичности спроса от дохода по первому варианту расчетов равняется 0,02 т.е повышение дохода на 1% практически не влечет за собой увеличение спроса на продукты питания. Это означает, что потребление продуктов питания в среднем не зависит от дохода. В данном случае спрос неэластичен в связи со снижением потребления продуктов питания до минимального уровня. По второму варианту потребление продовольственных товаров также слабо эластично по доходу, исключение составляют овощи, мясо (причем мясо является ценным товаром, а овощи- малоценным).
Как свидетельствуют данные табл. 2, 3, близки к нулю коэффициенты прямой эластичности от цены для таких товаров, как хлеб (по варианту 1), сахар, овощи, растительное масло, картофель и молочные продукты (по варианту 2). Значения коэффициентов перекрестной эластичности близки к нулю для всех товарных групп, кроме хлеба (по варианту 1) и для овощей и картофеля (по варианту 2).
Проведем прогнозирование потребления по выбранным товарным группам на 2007 г. с использованием функций покупательского спроса в двух вариантах. Приведем результаты прогнозирования (табл. 4, 5).
Функции вида (1) и (2) являются имитационными моделями спроса. Так, варьируя доход и цены на товары, можно определить на перспективу объемы потребления товаров, входящих в потребительскую корзину покупателей.[10]
Таким образом проведенные выше исследования могут служить инструментарием при анализе и прогнозировании развития ситуации на региональных рынках продовольствия.
Заключение
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением.
Таким образом, изучение спроса и предложения дает возможности оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товарооборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности и конкурентоспособности торгового предприятия.
Список используемой литературы.
1. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2003 часть 1.
3. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения. Красноярск: КГУ. 1999.
4.
Баранов
Л.В., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление.
М.: Экономика. 1988.
5. Крис А., Жалле Ж. Внутренняя торговля. М.: Прогресс, 1993.
6. Торговое дело: экономика и организация. М.: ИНФРА-М, 1997.
7. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1996.
8. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М.: ИНФРА-М, 2000.
9. Экономические науки: периодическое издание/ М.: ИНФРА-М 2007г /5 выпуск.
10. В.В. Аксенов. Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса и их приложение к исследованию спроса населения Кемеровской области.
Приложение:
Таблица1 Расчет емкости рынка
Источники емкости рынка |
Объем, млн. руб. |
1. Покупки товаров местным населением |
|
2. Покупки товаров приезжим населением |
|
3. Покупки товаров организациями социального характера |
|
4. Итого емкость рынка (с. 1 + с. 2 + с. 3) |
|
Таблица 2 Схема баланса денежных доходов и расходов населения
Показатели |
Сумма, руб. |
Денежные доходы |
|
1. Оплата труда |
|
2. Доходы от предпринимательской деятельности |
|
3. Доходы от собственности |
|
4. Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты |
|
5. Продажа иностранной валюты |
|
6. Прочие поступления |
|
Итого денежных доходов |
|
Превышение расходов над доходами |
|
Баланс |
|
Денежные расходы |
|
1. Покупка товаров |
|
2. Оплата услуг |
|
3. Обязательные платежи и различные взносы |
|
4. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах |
|
5. Покупка иностранной валюты |
|
6. Прочие расходы |
|
Итого денежных расходов |
|
Превышение доходов над расходами |
|
Баланс |
|
Таблица 3 Классификация микроспроса
Признак |
Виды |
1. Периодичность возникновения |
Повседневный Периодический Эпизодический Импульсивный |
2. Степень удовлетворения |
Действительный (потенциальный) Реализованный Неудовлетворенный |
3. Степень подвижности спроса |
Базовый Мобильный |
4.
Намерения |
Четко сформулированный спрос (твердо сформулированный) Альтернативный спрос |
5. Характер спроса |
Первичный (начальный) На замену Дополнительный |
6. Степень интенсивности спроса |
Формирующийся Интенсивный Стабилизировавшийся Угасающий Отрицательный |
7. Месторасположение предприятия |
Зона проявления максимального микроспрос на товары и услуги Зона проявления повышенного микроспроса Зона проявления среднего микроспроса Зона проявления пониженного микроспроса. |