Экономическая природа и содержание потребительского спроса и предложения товаров

Таблица 3. Прямые и перекрестные коэффициенты эластичности потребления продуктов питания населением Кемеровской области (вариант 2)


Товарная группа

Мясо

Картофель

Рыба

Молочные продукты

Масло растительное

Сахар

Овощи

Хлеб

Мясо

-1,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Картофель

-0,01

-1,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Рыба

-0,01

-0,09

-1,00

0,15

0,04

-0,01

0,01

0,87

Молочные продукты

-0,01

-0,09

0,002

-0,85

0,04

-0,01

0,01

0,87

Масло растительное

-0,01

-0,09

0,002

0,15

-0,96

-0,01

0,01

0,87

Сахар

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-1,01

0,01

0,87

Овощи

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

-0,99

0,87

Хлеб

-0,01

-0,09

0,002

0,15

0,04

-0,01

0,01

-0,13


Таблица 4. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 1)

Товарная группа

2006 г.

2007 г.

% изменения к 2006 г.

Мясо

48

23

-52,1

Картофель

144

210,5

46,2

Рыба

9

32,8

264,4

Молочные продукты

218

102,7

-52,9

Масло растительное

10

34,8

248,0

Сахар

33

68

106,1

Овощи

65

110,6

70,2










Хлеб

140

151,5

8,2





Таблица 5. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания населением Кемеровской области на 2007 г., кг в год (вариант 2)


Товарная группа

2006 г.

2007 г.

% изменения к 2006 г.

Мясо

48

49,8

3,8

Картофель

144

161,7

12,3

Рыба

9

7,6

-15,6

Молочные продукты

218

224,6

3,0

Масло растительное

10

9,6

-4,0

Сахар

3.3

33,9

2,7

Овощи

65

76,4

17,5

Хлеб

140

142,2

1,6


        

Коэффициент эластичности спроса от дохода по первому варианту расчетов равняется 0,02 т.е повышение дохода на 1% практически не влечет за собой увеличение спроса на продукты питания. Это означает, что потребление продуктов питания в среднем не зависит от дохода. В данном случае спрос неэластичен в связи со снижением потребления продуктов питания до минимального уровня. По второму варианту потребление продовольственных товаров также слабо эластично по доходу, исключение составляют овощи, мясо (причем мясо является ценным товаром, а овощи- малоценным).

Как свидетельствуют данные табл. 2, 3, близки к нулю коэффициенты прямой эластичности от цены для таких товаров, как хлеб (по варианту 1), сахар, овощи, растительное масло, картофель и молочные продукты (по варианту 2). Значения коэффициентов пере­крестной эластичности близки к нулю для всех товарных групп, кроме хлеба (по вари­анту 1) и для овощей и картофеля (по вари­анту 2).

Проведем прогнозирование потребления по выбранным товарным группам на 2007 г. с ис­пользованием функций покупательского спроса в двух вариантах. Приведем результаты про­гнозирования (табл. 4, 5).

Функции вида (1) и (2) являются имитацион­ными моделями спроса. Так, варьируя доход и цены на товары, можно определить на перспекти­ву объемы потребления товаров, входящих в потре­бительскую корзину покупателей.[10]

Таким образом проведенные выше исследования могут служить инструментарием при анализе и прогнозировании развития ситуации на региональных рынках продовольствия.








Заключение


 Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением.

Таким образом, изучение спроса и предложения дает возможно­сти оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товаро­оборота как в фактических, так и в сопоставимых ценах, суммы прибыли, а также в повышении рентабельности и конкурентоспособности  торгового пред­приятия.


Список используемой литературы.

1.                Экономика и организация деятельности торгового предприя­тия.  А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2004.

2.                Экономика и организация деятельности торгового предприятия.  А.Н. Соломатин М.: ИНФРА-М, 2003 часть 1.

3.                Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н. Экономика товарного обращения. Красноярск: КГУ. 1999.

4.                Баранов Л.В., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление.
М.: Экономика. 1988.

5.                Крис А., Жалле Ж. Внутренняя торговля. М.: Прогресс, 1993.

6.                Торговое дело: экономика и организация. М.: ИНФРА-М, 1997.

7.                Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1996.

8.                Экономика и организация деятельности торгового предприя­тия. М.: ИНФРА-М, 2000.

9.                Экономические науки:  периодическое издание/ М.: ИНФРА-М 2007г /5 выпуск.

10.             В.В. Аксенов. Моделирование, оценка и прогнозирование покупательского спроса и их приложение к исследованию спроса населения Кемеровской области.

Приложение:


Таблица1 Расчет емкости рынка


Источники емкости рынка

Объем, млн. руб.

1. Покупки товаров местным населением


2. Покупки товаров приезжим населением


3. Покупки товаров организациями социального характера


4. Итого емкость рынка (с. 1 + с. 2 + с. 3)


Таблица 2 Схема баланса денежных доходов и расходов населения                                                                                                

Показатели

Сумма, руб.

Денежные доходы

1. Оплата труда


2. Доходы от предприниматель­ской деятельности


3. Доходы от собственности


4. Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты


5. Продажа иностранной валюты


6. Прочие поступления


Итого денежных доходов


Превышение расходов над доходами


Баланс


Денежные расходы

1. Покупка товаров


2. Оплата услуг


3. Обязательные платежи и различные взносы


4. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах


5. Покупка иностранной валюты


6. Прочие расходы


Итого денежных расходов


Превышение доходов над расходами


Баланс





Таблица 3 Классификация микроспроса

Признак

Виды

1.                   Периодичность возникновения

Повседневный

Периодический

Эпизодический

Импульсивный

2.                   Степень удовлет­ворения

Действительный (потенциальный)

Реализованный

Неудовлетворенный

3.                   Степень подвиж­ности спроса

Базовый

Мобильный

4.                   Намерения
покупателей

Четко сформулированный спрос (твердо сформулированный) Альтернативный спрос

5.                   Характер спроса

Первичный (начальный)

На замену

Дополнительный

6.                   Степень интен­сивности спроса

Формирующийся

Интенсивный

Стабилизировавшийся

Угасающий

Отрицательный

7.                   Месторасположение предприятия

Зона проявления максимального микроспрос на товары и услуги

Зона проявления повышенного микроспроса

Зона проявления среднего микроспроса

Зона проявления пониженного микроспроса.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать