Экономический анализ коррупции в России
Оппоненты подобной точки зрения обосновывают негативное
воздействие коррупции на общественное благосостояние. Государственные служащие
часто заинтересованы в искусственном создании бюрократических барьеров,
порождающих дополнительный спрос на взятки, что приводит к ограничению в
достижении эффективности. При этом любая взятка создает отрицательные экстерналии
и негативно воздействует на экономическое развитие в целом.
Эти два подхода — коррупция как «масло» и как «песок» — рассматриваются
обычно в качестве альтернатив друг другу, и, как верно отмечено в работе А.
Эйдса и Р. Ди Телла, только недостаток эмпирических данных, обусловил
отсутствие окончательной проверки или опровержения этих крайних точек зрения.
Обычно исследователи воздействия коррупции на экономическое развитие с помощью
эконометрических методов пытаются подтвердить или опровергнуть одну из
указанных позиций, используя широкий ряд критериев (индексы коррупции,
бюрократические барьеры, структура правительства, объем инвестиций, величина
ВНП и т. п.) и стремясь ответить на вопрос о том, какой же все-таки эффект
оказывает коррупция — позитивный или негативный. Нам представляется, что ответ
на него не может быть однозначным и, оценивая воздействие коррупции на
общественное благосостояние, необходимо учитывать не только исторические,
культурные, политические и другие факторы, но и экономическую природу
коррупции. В условиях отсутствия достоверных эмпирических данных особую
ценность для анализа коррупции приобретают методы экономического моделирования.
Важнейшую роль в этом плане играет проблема взаимосвязи коррупции
и конкуренции. Однозначно данную взаимосвязь определить нельзя. С одной
стороны, имеются исследования, результаты которых показывают, что в странах,
где уровень конкуренции в экономике вырос, иногда происходит рост коррупции. С
другой стороны, можно утверждать, что важным фактором распространения
коррупции является отсутствие конкуренции.
Рассмотрим простейшую модель коррупции. Предположим, что
правительство производит и предлагает населению только одно общественное благо
(например, выдает лицензию на право ведения определенной деятельности), что это
благо однородно и имеется кривая спроса частных агентов на него — D(р).
Предположим также, что оно предлагается на рынке официальными государственными
продавцами, которые имеют возможность ограничивать объем продаж данного блага
(например, они могут отказать кому-либо в выдаче лицензии). На практике этот
отказ может проявиться в предъявлении дополнительных ограничений на получение
блага, но для простоты введем условие, согласно которому продавцы —
представители правительства просто отказывают в продаже данного блага
определенным людям. Главная причина возникновения такой ситуации заключается в
том, что продавцы, обладая возможностью ограничения количества продаж данного
товара, могут собирать взятки в обмен на разрешение доступа к данному благу.
Для простоты предположим также, что, ограничивая доступ к общественному благу,
продавцы не рискуют быть наказанными за свои действия (что происходит,
например, вследствие слабости общественной системы борьбы с коррупцией). Таким
образом, будучи монополистом на рынке рассматриваемого общественного блага,
продавец - представитель правительства стремится максимизировать стоимость
взяток, которые оно собирает в обмен на доступ к данному благу.
Обозначим через рg размер официальной цены за единицу
данного общественного блага. Предположим также, что издержки на производство
данного блага совершенно несущественны для продавцов, так как полностью
оплачиваются правительством.
Рассмотрим две ситуации. Первая ситуация – «коррупция
без кражи», или случай положительных предельных издержек: продавец взятку
оставляет у себя, а сумму рg отдает правительству, поэтому для него предельные издержки
предоставления дополнительной единицы общественного блага равны рg (рис. 3). Объем производства данного
общественного блага, соответствующий ситуации, в которой покупатель дает
продавцу взятку, равен qb.
Если бы коррупции не
было, данное общественное благо доставалось бы
потребителям по цене
рg и в объеме qg
. Следовательно, совокупный доход продавца от получения
взятки равен площади прямоугольника
рg рbСА, а «издержки мертвого груза» от недопотребления
данного общественного блага на величину qg
-qb
равны
площади треугольника
АСВ (см. рис. 3). Правительство, в случае когда
бюрократ берет взятку, получает от продажи данного общественного
блага доход, равный площади
прямоугольника O рg Аqb. Если бы коррупции не было, правительство получило бы доход, равный
площади прямоугольника Oрg Вqg. То есть в результате появления коррупции государство
недополучает сумму, равную площади фигуры qbАВqg.
Таким образом, по сравнению
с ситуацией отсутствия коррупции предоставление потребителям доступа к общественному
товару с помощью взятки сопровождается как выигрышами
(от дополнительного вознаграждения бюрократов), так и
потерями (от недопотребления данного блага и изъятия
части доходов правительства). Поэтому сопоставление этих выгод и
потерь позволяет понять, как сказывается наличие
коррупции на общественном благосостоянии. Как
видно из рисунка 3, в ситуации положительных
предельных издержек потери превышают выигрыши, и
величина чистых затрат равна площади фигуры qbСВqg. Другими словами, если продавец взятку оставляет у себя, а сумму pg отдает правительству («коррупция без кражи»), то общественное
благосостояние неизбежно снижается на величину, равную площади фигуры qbqgВС.
Вторая ситуация — это «коррупция с кражей» или ситуация нулевых
предельных издержек: продавец берет взятку и, скрывая от правительства сам
факт предоставления общественного блага, не отдает правительству ничего,
поэтому предельные издержки предоставления дополнительной единицы общественного
блага равны для него нулю. В такой ситуации цена, которую платит покупатель и
которая равна величине взятки, может оказаться ниже, чем цена рg (рис. 4), а может оказаться и выше
официальной цены (рис. 5). И в том, и в другом случае если продавец, выступая
монополистом,
не может
проводить
ценовую
дискриминацию
покупателей, то
он будет стремиться устанавливать такой размер
взяток, при
котором его
предельный доход
равен
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
МЕНЮ
ПУБЛИКИЦИИ
Конкурс
Голосование |
Как вы оцениваете работу нашего сайта?
|
|
|
|