Развитие товарной структуры внешней торговли
В условиях общего спада производства, приспособления к спросу западных рынков важное значение приобрел экспорт сырья и материалоемких полуфабрикатов. За годы реформ больше всего выросла доля экспорта продукции деревообрабатывающей промышленности, затем следуют текстиль и текстильные изделия (в основном поставки по субконтрактам с западными фирмами). Первоначальное снижение доли машиностроения связано с падением спроса на продукцию крупных эстонских предприятий на рынках СНГ. Дальнейший ее рост в 1994- 1996 гг. обусловлен увеличением экспорта материала- и трудоемких полуфабрикатов по договорам с западными фирмами. Снижение доли экспорта мясо-молочной продукции вызвано общим спадом сельскохозяйственного производства и ухудшением ее конкурентных .позиций на российском рынке. В целом структура экспорта не претерпела принципиальных изменений, поскольку еще в советское время промышленное производство в Эстонии в значительной мере отражало ее сравнительные преимущества.
В товарной структуре импорта за годы реформ произошли определенные сдвиги. Доля продукции машиностроения и металлообработки возросла вследствие роста как инвестиционного спроса, так и импорта полуфабрикатов для дальнейшей переработки и реэкспорта. Последний фактор является также важной причиной активизации импорта тексти-
ля и изделий из него. Устойчиво растет доля импорта потребительских товаров. Увеличение доли импорта транспортных средств связано и с повышением внутреннего спроса, и с развитием реэкспорта в страны СНГ. В структуре внешней торговли Эстонии реэкспорт вообще играет важную роль. В последние годы на него приходится около '/з стоимости экспорта. Если в начале реформ он состоял преимущественно из лома металлов и минерального сырья, то в настоящее время основными реэкспортными товарами являются продукция машиностроения и текстиль, импортируемые в Эстонию для переработки и последующего экспорта. Из-за высокой доли реэкспорта товарные структуры импорта и экспорта республики довольно схожи на агрегированном уровне.
Внешняя торговля и монетарная политика
Эстония пыталась проводить свою собственную монетарную политику уже с середины 1990 г. путем либерализации цен и оплаты труда. Как следствие покупательная сила рубля в Эстонии была наименьшей в Советском Союзе, что позволяло защитить внутренний рынок республики в условиях тотального дефицита. После того как в начале 1992 г. в России были отпущены цены на большинство видов промышленной продукции и сырьевых ресурсов, в Эстонии ускорился рост цен на факторы производства. Тогда же были окончательно освобождены внутренние цены (за исключением коммунальных услуг, транспорта, энергии и связи). В результате рост цен в первом полугодии 1992 г. составил 536%. Неновый шок сопровождался разрывом хозяйственных связей со странами СНГ, резким снижением спроса на продукцию крупных предприятий. В 1991 г. ВВП уменьшился на 23,6%, в 1992 г. - на 14,2%. В этих условиях в Эстонии была проведена денежная реформа с введением в обращение полностью конвертируемой национальной валюты - эстонской кроны, обменный курс которой был жестко привязан к курсу немецкой марки в соотношении 8:1. Денежная- база (деньги в обращении и резервные счета коммерческих банков в центральном банке) полностью обеспечивалась золотовалютными резервами Банка Эстонии (режим валютного комитета), который стал независимым от правительства и не имел нрава кредитовать его расходы.
На момент введения кроны ее курс был, по разным оценкам, в 4-10 раз ниже, рассчитанного на основе паритета покупательной способности по отношению к основным конвертируемым валютам'. Занижение курса кроны предполагало создание благоприятных условий для дальнейших реформ и экономического роста: повышение конкурентоспособности отечественной продукции по сравнению с дорогим импортом, более плавное приближение внутренних цен к мировому уровню, формирование равновесной структуры относительных цен.
В результате проведения денежной реформы в республике возникла принципиально новая экономическая среда. Важнейшей целью Банка Эстонии стало обеспечение конвертируемости кроны и стабильности обменного курса. Принятое законодательство укрепило доверие к эстонской кроне, что стимулировало приток иностранных инвестиций. Конвертируемость кроны и привязка ее курса к немецкой марке позволили создать современную систему внешнеторговых расчетов, минимизирующую курсовой риск по торговым сделкам лишь колебаниями западных валют. Ожидания девальвации кроны не влияли на текущее поведение торговых партнеров, поскольку процедура девальвации по закону требует решения парламента, что дает достаточно времени для учета изменившихся условий.
Проблемы внутренней инфляции. Валютный курс эстонской кроны не менялся с момента денежной реформы. Однако недооценка кроны и ряд других факторов привели к существенному росту внутренних цен (см. рис.) С начала реформы по июнь 1996 г. индексы роста промышленных и потребительских цен составили соответственно 364 и 464%.
Инфляция в Эстонии в основном определяется ростом издержек производства. Инфляция спроса до последнего времени была невысокой, что достигалось сбалансированностью монетарной и фискальной политики. Важным фактором инфляции является рост административно регулируемых цен на электроэнергию, отопление, коммунальные услуги, услуги связи. Их повышение происходило скачками и заметно влияло на общий темп инфляции начиная с 1994 г. Факторами инфляции спроса служат увеличивающийся спрос нерезидентов на внутреннем рынке Эстонии и рост цен (в долларовом выражении) на продукты питания и другие товары эстонского экспорта в Россию, что отражается и на уровне цен внутреннего рынка.
Инвестиционный бум в Эстонии также в определенной степени стимулирует инфляцию, поскольку та часть иностранных инвестиций, которая не расходуется на оплату импорта товаров и услуг, увеличивает валютные резервы Банка Эстонии, а значит, и денежную массу. При существенном притоке внешних инвестиций темпы роста денежной массы могут опережать темпы роста номинального спроса на деньги, что будет подстегивать инфляцию. Усиление инвестиционной активности повышает и совокупный спрос на рабочую силу и, следовательно, уровень заработной платы.
Однако рост цен в Эстонии в 90-е годы носит не только инфляционный характер. Масштабные инвестиции, переориентация экспорта на западные рынки, возросшая конкуренция на внутреннем рынке привели к массовому улучшению качества продукции, что не могло не отразиться на ценах.
Основная опасность высокой внутренней инфляции для эстонской экономики заключается в снижении конкурентоспособности экспорта. Продолжающийся рост издержек производства уменьшает доходы экспортеров. Для некоторых экспортоориентированных секторов эстонской экономики инфляционное давление уже является серьезной проблемой.
Платежный баланс и стабильность эстонской кроны.
После осуществления денежной реформы платежный баланс Эстонии остается положительным, величина государственных валютных резервов растет. Однако анализ структуры платежного баланса позволяет предположить, что в долговременной перспективе реальна опасность возникновения его дефицита, а значит, и сокращения государственных резервов, и возможной девальвации кроны. Это предположение основано на все углубляющемся дефиците торгового баланса прежде всего с западными странами. [2]
Темпы роста импорта устойчиво превышают темпы роста экспорта. Можно выделить следующие основные причины данной тенденции:
- приток иностранных инвестиций приводит к росту спроса на импорт товаров и услуг инвестиционного назначения;
- повышение заработной платы и других доходов населения в условиях стабильности национальной валюты обусловливает увеличение спроса на потребительские товары, причем главным образом зарубежного производства;
- в связи с переориентацией внешней торговли на западные рынки и ростом цен на сырьевой экспорт из России в 1992-1993 гг. цены на импорт повышались темпами, превышавшими темпы роста экспортных цен, что сказалось на соотношении стоимостных объемов импорта и экспорта.
Улучшить торговый баланс в долгосрочной перспективе можно только за счет роста экспорта, поскольку величина импорта определяется спросом, а при либеральном экономическом режиме в Эстонии возможности ограничения спроса невелики, к тому же это противоречит целям экономического роста. Наращивание же экспортного потенциала прямо связано с повышением производительности труда в экспортных секторах, что не поддается регулированию методами текущей экономической политики и зависит от таких долговременных факторов, как макроэкономическая стабильность, инвестиционная активность, доступ на внешние рынки и т.д.
Дефицит счета текущих операций платежного баланса несколько снижается благодаря балансу услуг. Рост экспорта последних в основном осуществляется за счет транспортных услуг (прежде всего морских транзитных перевозок) и туризма. Основным фактором положительного сальдо платежного баланса и соответственно роста государственных резервов является постоянный приток зарубежных инвестиций, образующий положительное сальдо баланса счета операций с капиталом, который покрывает отрицательное сальдо торгового баланса.
Действующая в Эстонии система монетарного регулирования имеет встроенные стабилизаторы макроэкономического равновесия.
Внешняя торговля и развитие реального сектора
Вследствие ценового шока, разрыва хозяйственных связей, ухудшения условий торговли и ее переориентации на новые рынки и реальном секторе экономики Эстонии произошел глубокий спад.
Первоначальный спад, характерный для всех стран с переходной экономикой, в Эстонии сопровождался существенным изменением структуры производства. Доля услуг в ВВП повысилась с 38% в 1991 г. до 65% в 1996 г., что было обусловлено меньшим спадом в секторе услуг по сравнению с промышленным производством и более высокими темпами их роста. Товарная структура экспорта изменилась под воздействием спроса и новых производственных возможностей, открывшихся благодаря притоку иностранных инвестиций.
В 1992-1994 гг. объем промышленного производства в Эстонии уменьшился на 60%. Основными внешнеторговыми факторами здесь явились падение зарубежного спроса на производимую продукцию, неблагоприятное изменение условий торговли и в первую очередь рост цен на импортируемые сырье и топливо, возникновение торговых барьеров (как тарифных, так и нетарифных) в торговле с Россией, усиливающаяся конкуренция со стороны импорта.
Проводимая либеральная экономическая политика не предполагала государственной поддержки отдельных отраслей или предприятий, поэтому новая структура промышленности складывалась исключительно под влиянием рыночных факторов. Можно выделить ряд схем приспособления промышленных предприятий к изменившимся условиям: привлечение зарубежных инвестиций; расширение рынков сбыта; освоение новых видов продукции; работа по субконтрактам с зарубежными фирмами. Последняя схема получила наибольшее распространение. Она предполагает гарантированный сбыт, использование технологий зарубежного партнера, помощь в организации производства, при необходимости- поставки качественного сырья. Однако действующие субконтракты ориентированы на развитие трудоинтенсивного производства с невысоким технологическим уровнем из-за относительно низкой стоимости квалифицированной рабочей силы в Эстонии. Поэтому работа по субконтрактам менее прибыльна, чем выпуск конечной продукции. В будущем их значение для экономики республики уменьшится из-за роста заработной платы, что приведет, скорее всего, к переносу заказов на субконтракты в страны с более дешевой рабочей силой.