1. Масштабы внутренних рынков большинства промышленно развитых стран, определяемых по величине ВВП, выделяются среди всех стран мира. Они входят в число 50 ведущих рынков. Только при подсчете валового продукта на базе покупательной способности валют, при котором учитывается нерыночный сектор развивающихся стран, позиции западных государств выглядят несколько слабее. В этом случае в число десяти крупнейших экономик мира входят только шесть западных национальных хозяйств. Отмечая величину ВВП как один из показателей объема внутреннего рынка, следует отметить, что целый ряд малых стран отличается высокой степенью интернационализации их хозяйственной деятельности. Так, экспортная квота у Бельгии составляет 70% ВВП, у Ирландии — 67, Нидерландов — 52, Австрии — 40, Швейцарии, Дании — 37% ВВП. В этих пределах в таких странах отмечается и импортная квота. Следовательно, объем внутренних рынков малых стран относительно ВВП невелик, и они во многом зависят от определенных секторов мирового рынка. У крупных развитых стран иностранный сегмент в производстве и реализации ВВП составляет 20—30%, а у США и Японии — 10—15%.
2. Другим обобщающим показателем объема и степени развития внутреннего рынка служит доход на душу населения. В целом этот показатель по промышленно развитым странам в пять раз превосходит среднемировой уровень. Все страны рассматриваемой подсистемы мирового хозяйства входят в число 30 ведущих по этому показателю стран мира. Первые места по величине ВВП на душу населения занимают Швейцария, Люксембург, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, а в низшую группу входят Греция, Испания, Португалия, Ирландия, ЮАР.
3. Величина рынка зависит от числа обслуживаемых потребителей. Чем больше общество, на потребности которого рассчитано внутреннее производство, тем шире возможности для его развития, хотя определенная часть потребителей выступает в качестве производителей. Поэтому численность населения служит определенным ориентиром потребительного и производительного потенциала общества, хотя прямой связи между размерами населения и объемом внутреннего рынка нет. Роль числа потребителей обычно обратно пропорциональна уровню развития страны. Большинство индустриально развитых стран относится к числу средних и малых стран. Только у двух государств (США и Япония) численность населения превышает 100 млн. человек, у четырех — 50 млн. человек, а у десяти стран она не превышает 10 млн., у Исландии и Люксембурга число потребителей менее 0,5 млн. Небольшая численность населения наряду с высоким уровнем развития производительных сил способствует специализации производства и активному участию в международном разделении труда, побуждает малые и средние страны к экономической интеграции.
4. Характерная черта рынков стран Первого мира — удовлетворение спроса почти всего населения товарным производством. Это обусловлено распространением наемного труда, качественным характером найма. В среднем доля лиц наемного труда составляет порядка 85% самодеятельного населения, в том числе в Британии и США — свыше 90%. Неформальная деятельность в большинстве западных стран играет незначительную роль. Определенное исключение составляют южно-европейские страны. Соответственно важной чертой внутренних рынков выступает тесная взаимосвязь сферы производства и потребления.
5. Емкость внутренних рынков находится в зависимости от взаимосвязи между подразделениями и отраслями экономики, от их спроса на основные элементы конечного продукта. В рассматриваемых странах внутренние рынки характеризуются высоким уровнем межотраслевых и внутриотраслевых поставок, включающих промежуточную продукцию и продукцию инвестиционного назначения. Основным фактором межотраслевых связей выступает вертикальная интеграция, которая привадит к усилению зависимости воспроизводственных процессов в каждой отрасли от других отраслей, как по линии спроса, так и предложения.
6. Одним из важнейших показателей развития внутренних рынков выступает уровень развития денежных отношений рынка, выразителем которого может служить отношение кредитных обязательств внутри страны к ВВП. В первой половине 90-х годов кредиты, полученные в ведущих западных странах, превышали 100% ВВП по сравнению с 50—60% в 50-е годы.
7. Наряду с общей емкостью внутренних рынков важное значение имеет состав и характер потребления, которое представляет собой использование потребительной стоимости. Оно складывается из производственного и потребительского спроса. Производственное потребление входит в процесс производства и включает производство средств производства (орудий и предметов труда) и потребление рабочей силы, т. е. расходование его физической и духовной энергии. Непроизводственное потребление происходит за пределами производства. В процессе его используются или окончательно потребляются предметы потребления. Таким образом, в процессе производственного потребления продукты создаются, а в процессе непроизводственного они потребляются.
Производственный спрос определяется состоянием производственной сферы, а совокупный потребительский спрос — денежными требованиями в основном физических лиц. В свою очередь, как производственный спрос, так и потребительский зависят от частного и государственного секторов. В длительной исторической ретроспективе происходило снижение доли частного потребления ВВП. В 1820 г. она, очевидно, составляла около 85%, в начале 90-х годов текущего столетия — 61% ВВП. В последние десятилетия более высокими темпами росло частное потребление.
Потребление и накопление в промышленно развитых странах, %
1970
1980
1985
1995
Государственное потребление
17.7
17.1
17.4
15.0
Частное потребление
59.5
61.0
61.3
63.0
Накопления
25.3
22.7
22.2
21.0
Внутренний баланс
-2.3
-0.4
-0.7
+2.0
Потребление (спрос) и производство (предложение) — этапы одного процесса. Целый ряд исследователей считает, что отношение людей к средствам потребления стало более важным, чем отношения к средствам производства, забывая, что последнее обеспечивает доступность первого. В конечном счете, уровень потребления определяется развитием производства, производительных сил.
Потребительский спрос
Потребительский спрос выступает ведущим фактором экономического роста индустриальных стран Запада. Его влияние более значительно в малых странах, где довольно ограничен потенциал внутреннего рынка производственных товаров. Активный потребительский спрос создает предпосылки для увеличения занятости, так как обычно основная масса рабочей силы сосредоточена на предприятиях, экономическая деятельность которых стимулируется спросом населения. Они часто имеют более высокую трудоемкость в силу их социальной и технологической специфики.
Структура частного (личного) потребления. Основу потребительского спроса составляет личное потребление (63—64%). Приобретение товаров и услуг выступает неотъемлемой частью повседневной жизни жителей западных стран. В течение длительного исторического периода основную долю потребительских расходов населения составляли продукты питания и одежда. В Англии в конце XVIII в. они превышали 93%, в начале XX в. — 91, в конце 30-х годов — свыше 35% расходов домашних хозяйств.
В последние десятилетия произошли существенные изменения в структуре стоимости личных потребностей. Относительно сократились первичные потребности, в то время как потребности более высокого порядка расширились. Это привело к усилению эластичности между спросом и уровнем доходов. В вещественной структуре спроса важная роль принадлежит потребительским товарам длительного пользования, к которым относятся предметы домашней обстановки, мебель, бытовые электроприборы и радиоэлектроника, автомобили, книги, драгоценности, спортинвентарь. Крупнейшее место по объему спроса занимают автомобили и бытовая техника, в частности, персональные ЭВМ. В ряде стран персональные компьютеры стали массовым потребительским товаром. Свыше 1/3 домашних хозяйств США и 1/4 в Британии имеют их. Большей частью они используются для развлечений, а также для информации и расчетов по домашнему хозяйству. Важнейшим товаром, поглощающим значительную часть потребительского спроса, выступает жилье.
Высока зависимость от потребительского спроса у третичного сектора экономики западных стран, в том числе в связи с тем, что эксплуатация товаров длительного пользования невозможна без организации сети услуг.
Темпы прироста частного потребления западных стран в 80—90-е годы замедлились по сравнению с предыдущими десятилетиями. На это повлияло насыщение рынка первичных потребностей и достижение достаточно высокого уровня социально обусловленных потребностей, а также изменение социально-экономической обстановки.
Структура частного потребления
США
Британия
Япония
1982
1995
1982
1995
1982
1995
Продукты, напитки
19.4
15.1
26.2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10