Эмиссия корпоративных ценных бумаг как способ долгосрочного финансирования

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что и инвесторы, и эмитент заинтересованы в формировании вторичного рынка своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должна исходить, прежде всего, от эмитента.

При размещении облигаций с переменной купонной ставкой эмитент получает хороший ориентир того, какую процентную ставку есть смысл установить на следующий купонный период.  Если облигации торгуются по цене выше номинала, следовательно, ставка текущего купона воспринимается инвесторами как достаточно высокая, и предприятие имеет возможность установить на следующий период более низкую процентную ставку.  Напротив, если цены облигаций на вторичном рынке - меньше номинала, предприятие должно, либо повысить купонную ставку по следующему периоду, либо предпринять иные меры по повышению привлекательности данного выпуска. Для предприятий, ценные бумаги которых обращаются на организованном фондовом рынке, законодательством предусмотрены соответствующие налоговые льготы.  Так, в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденных постановлением Правительства РФ  от 05.08.92 № 552 (с изменениями на 31.05.2000) Раздел II, п.15, абзац 4,5,6 выплата процентов по облигациям, обращающимся на организованном фондовом рынке включается эмитентом в состав внереализационных расходов. Для целей налогообложения затраты по уплате указанных процентов принимаются в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта.  Таким образом, фактически все основные затраты, связанные с выпуском, обращением и выплатой процентов по корпоративным облигациям, в случае их обращения на организованном рынке ценных бумаг, включаются в себестоимость.

Независимо от того, как создается вторичный рынок, и в какой торговой системе (или вне торговых систем) происходит обращение облигаций, для поддержания ликвидности необходимо наличие одного или нескольких маркет-мейкеров. Маркет-мейкеры выставляют двусторонние котировки на покупку-продажу ценных бумаг и осуществляют операции с ними. При этом маркет-мейкеры следят за тем, чтобы разница котировок на покупку и продажу не превышала определенный величины - допустимого спрэда.

Деятельность маркет-мейкера по операциям с ценными бумагами, ликвидность которых он поддерживает, требует наличие средств для осуществления операций и поддержания котировок. Поэтому эмитент, заинтересованный в наличии ликвидного рынка своих облигаций, должен сформировать фонд поддержания ликвидности, средства которого поступают в распоряжение маркет-мейкеров. Размер такого фонда может быть определен опытным путем в ходе торгов. По мнению специалистов размер такого фонда должен составлять порядка 3-4% от общего объема размещенных облигаций, причем в дальнейшем эта величина может быть снижена до 1-2%.

Для поддержания вторичного рынка предприятие должно осуществлять программы по взаимосвязям с инвесторами. Чем больше новостей от эмитента имеют инвесторы, вне зависимости от того, как их оценивает рынок (негативные они или позитивные), тем активнее рынок.  Более того, именно поток таких новостей и обеспечивает апериодическое изменение такого качественного параметра фондового рынка как «волатильность» (изменчивость), что привлекает на рынок спекулянтов и число участников торговых операций растет.  Это, в свою очередь, еще больше увеличивает ликвидность рынка.

Работа с облигационными займами - это длительный процесс.   И формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.

Вторичный рынок корпоративных облигаций в основном осуществляется на биржах.

Рассмотрим возможности обращения корпоративных облигаций на биржевом рынке, а именно на ММВБ и МФБ.

В общем виде ценные бумаги, допущенные к обращению на бирже, состоят: из ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и включенных в котировальные листы 1-го или 2-го уровня; из ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже без включения в котировальные листы биржи (внесписочные ценные бумаги); из ценных бумаг, допущенных к размещению на бирже.

Включению ценных бумаг в котировальные листы биржи предшествует процедура листинга, которая устанавливает жесткие требования к эмитенту, к его облигациям и др. (см. таблицу 3).


Таблица 3.

 Требования предъявляемые при прохождении листинга.

Параметры

Котировальный лист 1-го уровня

Котировальный лист 2-го уровня

ММВБ

МФБ

ММВБ

МФБ

Чистые активы эмитента

Не менее 3 млрд руб.

Не менее 20 млн евро

Не менее 50 млн руб.

Не менее 2 млн евро

Срок осуществле-ния деятельности эмитентом, лет

Не менее 3

Не менее 3

Не менее 1

Не менее 1

Количество акционеров или участников общества, чел.

Не менее 1000

Не менее 1000

Не менее 500

Не менее 500

Безубыточность баланса

В течение любых 2 из 3 лет, пред-шествующих подаче заявления на листинг

-

-

-

Наличие маркет-мейкеров, чел.

Не менее 3

Не менее 2

Не менее 2

Не менее 2

Объем эмиссии корпоративных ценных бумаг, млн руб.

Не менее 200

-

-

-

Средний объем продаж за месяц по итогам отчетного квартала

Не менее 1,5 млн. руб.

Не менее 50 тыс. евро*

Не менее 300 тыс. руб.

Не менее 10 тыс. евро*


Источник: Нечаев В. Корпоративные облигации: Проблемы и решения//Рынок ценных бумаг 2000, №14.с20

Как видно из таблицы, включение облигаций в котировальные листы биржи под силу, пожалуй, только крупным предприятиям-эмитентам, которые в принципе и сами должны быть заинтересованы в этом, так как это повышает ликвидность их облигаций и позволяет разместить их большие объемы среди широкого круга инвесторов.

Для мелких и средних предприятий более удобным и менее трудоемким является включение облигаций во внесписочный список ценных бумаг, обращающихся на бирже. Это связано с тем, что, во-первых, у таких предприятий, как правило, объем эмиссии небольшой и круг инвесторов заранее известен, а во-вторых - появляется основание отнести проценты (дисконт) по облигациям по установленному нормативу на затраты. Единственная, пожалуй, сложность (как, впрочем, и по ценным бумагам, включенным в котировальный лист 2-го уровня) может возникнуть при привлечении кредитных организаций в качестве инвесторов.

Основанием для рассмотрения вопроса о допуске облигаций к обращению на МФБ в качестве внесписочных ценных бумаг является заявление установленного образца от эмитента или участника торгов.
На ММВБ требуются два таких заявления: от эмитента и участника торгов. Особенность в последнем случае в том, что дирекция ММВБ вправе принять решение о допуске облигаций к обращению и без указанных заявлений.

Дополнительно на биржу должны быть предоставлены нотариально заверенные копии: учредительных документов эмитента; документа, подтверждающего присвоение ценной бумаге государственного регистрационного номера; проспекта эмиссии или решения о выпуске облигаций; отчета об итогах выпуска облигаций; анкеты облигации (на ММВБ); анкеты заявителя (на МФБ).

Основанием для принятия биржей решения о прекращении обращения внесписочных ценных бумаг является: аннулирование государственной регистрации ценной бумаги; ликвидация эмитента ценной бумаги; признание эмитента ценной бумаги несостоятельным; истечение срока обращения ценной бумаги.

Проблемы, препятствующие обращению корпоративных облигаций на вторичных рынках, в частности проблема включения затрат на выплату дохода по облигациям в себестоимость и «неразумный» эмиссионный налог, будут рассмотрены в следующей главе.

Сравнительный анализ механизмов привлечения инвестиций.

Основными механизмами (инструментами) привлечения инвестиций являются акции и облигации. И именно анализу этих финансовых инструментов, их отличительным особенностям я хотела бы посвятить эту главу.

Облигации, по сравнению с акциями, имеют принципиально другую природу. Акции выпускаются предприятиями для увеличения собственного капитала – продажа доли в бизнесе (и соответственно, доли в прибыли) в обмен на денежные ресурсы. Облигация представляет собой долговое обязательство, по которому кредитор получает от заемщика процент по оговоренной ставке, а в момент, установленный соглашением сторон, - и сумму основного долга. Отсюда вытекают отличия инвестиционных характеристик облигаций от акций.

Главными достоинствами облигаций являются: ориентированность на поток дохода, который можно явственно ощутить, в отличие от роста курсовой стоимости акций; предсказуемость (в условиях цивилизованных рынков); и стабильность, по сравнению с другими инвестиционными инструментами.

В отличие от инструментов денежного рынка – краткосрочных казначейских обязательств, депозитных сертификатов – срок обращения и погашения которых устанавливается в пределах одного года, рынок облигаций является долгосрочным долговым рынком.

Обыкновенные акции дают гораздо более ощутимый прирост стоимости, по сравнению с инструментами с фиксированной доходностью. И работать с ними гораздо интересней. Но, с другой стороны, долговые инструменты обладают большей ликвидностью, гарантируют сохранение стоимости капитала, наконец, они ориентированы на получение дохода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать