Естествознание как отрасль научного познания

12. Идея автотрофности человека. Автотрофными называют организмы, которые берут все нужные им для жизни химические элементы из окружающей их косной материи и не требуют для построения своего тела готовых соединений другого организма. Поле существования зе­леных автотрофных организмов определяется областью проникновения солнечных лучей. Вернадский сформу­лировал идею автотрофности человека, которая приобре­ла интересный поворот в рамках обсуждения проблемы создания искусственных экосистем в космических кораб­лях. Простейшей такой экосистемой будет система «че­ловек — 1 или 2 автотрофных вида». Но данная система является неустойчивой, и для надежного обеспечения жизненных потребностей человека необходима многови­довая система жизнеобеспечения.

В создании искусственной среды в космических кораблях вопрос ставится так: каков минимум разно­образия, необходимый для заданной временной ста­бильности? Здесь человек начинает ставить задачи, про­тивоположные тем, которые он решал ранее. Создание таких искусственных систем явится важным этапом раз­вития экологии. В их построении соединяются инже­нерная нацеленность на создание нового и экологичес­кая направленность на сохранение имеющегося, твор­ческий подход и разумный консерватизм. Это и будет осуществлением принципа «проектирования вместе с природой».

Пока искусственная биосфера представляет собой очень сложную и громоздкую систему. То, что в природе функционирует само собой, человек может воспроизвес­ти только ценой больших усилий. Но ему придется это де­лать, если он хочет осваивать космос и совершать дли­тельные полеты. Необходимость создания искусственной биосферы в космических кораблях поможет лучше понять биосферу естественную.


5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО БИОСОЦИАЛЬНАЯ

СУЩНОСТЬ.


Естествозна­ние изучает природу как она есть, а гуманитарные науки изучают духовные продукты творческой деятельности че­ловека. В каком смысле, учитывая такое разделение, мож­но говорить о человеке как предмете естествознания? В том смысле, что человек тоже естественен: во-первых, по своему происхождению, и, во-вторых, по своей природе, т.е. биологической основе своего существования. Челове­ка можно рассматривать и как физическое тело, и как би­ологическое существо.

В настоящее время в науке утвердилось представле­ние, что человек — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. С этим можно согласиться, не забывая, во-первых, что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изу­чать происходящие в нем химические процессы, и, во-вторых, что не только человек обладает социальной фор­мой существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение че­ловека во многом генетически детерминировано.

Еще в античной философии много внимания уделя­лось определению природы человека. Киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и ма­териальных потребностей; Эпикур — в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики — в разуме. В за­падной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности человека.

С точки зрения современной науки более точно разде­лять биологическую предопределенность существования  человека и его родовую (собственно человеческую) cyщность. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получив название социобиологии. Эта наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Итак, человек как предмет естественнонаучного по знания может рассматриваться в трех аспектах: 1) про­исхождение; 2) соотношение в нем естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека мето­дами естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает, когда, от кого и как произошел человек и чем он отли­чается от животных; второе направление — социобиология — изучает генетическую основу человеческой дея­тельности и соотношение физиологического и психиче­ского в человеке; к третьему направлению относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания и т.п.

Как и в вопросе происхождения Вселенной и жиз­ни, существует представление о божественном творе­нии человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему... И сотворил Бог человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индий­ской мифологии мир происходит из первого прачеловека — Пуруши.

Во многих первобытных племенах были распростра­нены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представле­ние о тотемах); такие верования мы встречаем у так назы­ваемых отсталых народов до сих пор. В античности выска­зывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве чело­века и обезьяны (Ганнон из Карфагена).

В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже от скрещива­ния космических пришельцев с обезьянами.

Но господствует в науке с XIX в. вытекающая из тео­рии эволюции Дарвина концепция происхождения чело­века от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в XX в. генетическое подтверждение, по­скольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе.


6. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО – ВРЕМЯ БИОСФЕРЫ.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ В ПРИРОДЕ.


Эволюцию биосферы изучает раздел экологии, кото­рый называется эволюционной экологией. Следует отли­чать эволюционную экологию от экодинамики (динамиче­ской экологии). Последняя имеет дело с короткими интер­валами развития биосферы и экосистем, в то время как первая рассматривает развитие биосферы на более дли­тельном отрезке времени. Так, изучение биогеохимических круговоротов и сукцессии — задача экодинамики, а прин­ципиальные изменения в механизмах круговорота веществ и в ходе сукцессии — задача эволюционной экологии.

Одним из важнейших направлений в изучении эволю­ции является изучение развития форм жизни. Здесь мож­но отметить несколько этапов.

1.       Клетки без ядра, но имеющие нити ДНК (напоми­нают нынешние бактерии и сине-зеленые водоросли). Возраст таких самых древних организмов — более 3 млрд лет. Их свойства: 1) подвижность; 2) питание и способность запасать пищу и энергию; 3) защита от нежелательных воздействий; 4) размножение; 5) раздра­жимость; 6) приспособление к изменяющимся внешним условиям; 7) способность к росту.

2.       На следующем этапе (приблизительно 2 млрд лет тому назад) в клетке появляется ядро. Примером однокле­точных организмов с ядром являются простейшие. Их 25—30 тыс. видов. Самые простые их них — амебы. Инфу­зории имеют еще и реснички. Ядро простейших окружено двухмембранной оболочкой с порами и содержит хромо­сомы. Ископаемые простейшие — радиолярии и фораминиферы — основные части осадочных горных пород. Многие простейшие обладают сложным двигательным аппаратом.

3.       Примерно 1 млрд лет тому назад появились много­ клеточные организмы. В результате растительной деятель­ности — фотосинтеза — из углекислоты и воды при ис­пользовании солнечной энергии, улавливаемой хлорофил­лом, создавалось органическое вещество. Возникновение и распространение растительности привело к коренному из­менению состава атмосферы, первоначально имевшей очень мало свободного кислорода. Растения, ассимилиру­ющие углерод из углекислого газа, создали атмосферу, со­держащую свободный кислород — не только активный хи­мический агент, но и источник озона, преградившего путь коротким ультрафиолетовым лучам к поверхности Земли.

Л. Пастером выделены следующие две важные точки в эволюции биосферы. 1) Момент, когда уровень содержа­ния кислорода в атмосфере Земли достиг примерно 1 % от современного. С этого времени стала возможной аэроб­ная жизнь. Геохронологически это архей. Предполагается, что накопление кислорода шло скачкообразно и заняло не более 20 тыс. лет. 2) Достижение содержания кислоро­да в атмосфере около 10% от современного. Это привело к возникновению предпосылок формирования озоносферы. В результате жизнь стала возможной на мелководье, а затем и на суше.

Палеонтология, которая занимается изучением иско­паемых остатков, подтверждает факт возрастания слож­ности организмов. В самых древних породах встречаются организмы немногих типов, имеющих простое строение. Постепенно разнообразие и сложность растут. Многие виды, появляющиеся на каком-либо стратиграфическом уровне, затем исчезают. Это истолковывают как возник­новение и вымирание видов.

В соответствии с данными палеонтологии можно счи­тать, что в протерозойскую геологическую эру (700 млн лет назад) появлялись бактерии, водоросли, примитивные беспозвоночные; в палеозойскую (365 млн лет назад) — наземные растения, амфибии; в мезозойскую (185 млн лет назад) — млекопитающие, птицы, хвойные растения; в кайнозойскую (70 млн лет назад) — современные группы. Конечно, следует иметь в виду, что палеонтологическая ле­топись неполна.

Веками накапливавшиеся остатки растений образова­ли в земной коре грандиозные энергетические запасы ор­ганических соединений (уголь, торф), а развитие жизни в Мировом океане привело к созданию осадочных горных пород, состоящих из скелетов и других остатков морских организмов.

Тестовые задания


1. Наука это:

А) компонент духовной культуры;

Б) элемент материально-предметного освоения мира

В) элементы практического преобразования мира

Г) результат обыденного, житейского знания


Ответ б)


2. А.П.Руденко считает элементарной каталитической системой результат:

А) увеличения скорости химической реакции;

Б) ориентирование реакции в одном направлении;

В) химическое взаимодействие катализатора с реагентами;

Г) постоянного потока извне новых реактивов


Ответ в)


3. Предельная скорость передачи информации:

А) скорость света;

Б) скорость звука;

В) скорость реакции человека;

Г) скорость чувствительности приборов


Ответ а)


4. На протекание химических реакций значительнее всего влияет:

А) температура;

Б) давление;

В) освещение;

Г) катализатор


Ответ г)


5. Четыре константы связи являются основой для обобщения:

А) сильного варианта антропного принципа;

 Б) сверхсильного варианта антропного принципа;

В) слабого варианта антропного принципа;

Г) нет вариантов


Ответ а)

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. Учеб.пособие для ВУЗов, М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1993г

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций.

3. Ильясова Т.В. Концепции современного естествознания. Оренбург, 2000г

4. Кузнецов В.И., Идлис Г.М. и др. Естествознание. М.,:АГАР, 1996г.

5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. ЮНИТИ, 1997г.

6. Жигалова Ю.И. ГЕМОС АРВ, М., 2002 г. 

7. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н.Лавриенко, В.П. Ратинков

8. Кендрью Дж. Нить жизни, М., 1968 г.

9. Вернадский В.И. Биосфера.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать