Ведущим жанром самурайской литературы стали историко - героические повести. Они рождались в устном виде среди воинов, не приобщённых к письменной культуре. Затем они разносились по стране бродячими монахами-слепцами, складывались в циклы и в таком виде приходили в монастыри, где и записывались.
Садовое искусство: Искусство сада было призвано создавать у человека иллюзию большого пространства и погрузить его в идеальный мир, далёкий от житейской суеты. Иллюзия пространства достигалась разными средствами, что повлияло на развитие двух основных типов сада: 1. плоский, из песка и камней покрытым мхом (хиранива). 2. и сочетающий плоскую поверхность с возвышенностью (цукияма). Сады при храмах предназначались для созерцания из интерьера.
Литература и театр: Усиление демократических начал в литературе вызвало появление простонародной повести (отогидзоси) и комической поэзии (хайкай). Городская проза рождалась как упрощённая версия придворных моногатари (воинских эпопей), буддийских книг или как литературная обработка эпических жанров фольклора. Этим обусловлена краткость текста, динамичность сюжетов, а финал с моралью. Первоначально такие повести создавались аристократами, монахами, самураями, а с 17 века широкими демократическими слоями города.
Народным творчеством был введён в жизнь и новый драматический жанр – театр кабуки (кабуки – от японского «мастерство музыки и танца»). С момента своего основания театр находился в оппозиции к феодальному правительству Японии, продолжавшейся все 250 лет правления Токугава, и оказавшей влияние на формирование ряда особенностей искусства кабуки. Первым танцовщиком кабуки в Киото в 1603 г. Был Идзумо О-Куни, группа его состояла в основном из женщин. С 1629 г. Играть разрешалось только мужчинам из соображений приоритета. Так закрепилась традиция привлекать в театр мужчин, исполнявших женские роли в женских одеждах.
Миротворческая роль искусства в этот период особенно возросла. Официальной философией становится конфуцианство, а одна из его заповедей гласила: « Тот, кто развлекает, несёт земле мир, тот, кто правит – порядок».
Живопись: В 18 веке завершилось оформление ведущих национальных школ живописи и гравюры. Впервые героями искусства стали актеры театра кабуки, гейши (т.е. профессиональные танцовщицы, певицы, развлекающие посетителей чайных домиков или гостей на приемах), торговцы. Наиболее соответствовало вкусам народных масс направление Укиё-э, родившееся в 17 веке, означающее (буквально) – «картины повседневной жизни». На них изображались бытовые сцены, пейзажи, жизнь и творчество актеров кабуки, любовные сцены и портреты красавиц.
Соединение литературы, каллиграфии и живописи во имя создания целостного художественно-поэтического образа присуще живописцам и граверам южной школы и направлению «живопись преосвященных». Для них характерна экспрессивная манера рисунка и подписей философско-политического содержания. Визитной карточкой школы стало изображение бамбука, растения, символизирующего образ мудрого и стойкого к невзгодам учёного.
Декоративно-прикладное искусство: С усилением внимания к предметному миру в 17-18 вв. наблюдается расцвет декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи, гравюры, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно.
В 17-18 вв. возникает новый тип керамики, яркой, украшенной многоцветными росписями с добавлением золота по белому или чёрному фону. Это резко контрастировало с изделиями предыдущих эпох, когда в керамике, изготавливавшейся без гончарного круга, ценились первозданность материала и кажущаяся случайность неяркой окраски. С керамикой и лаком соперничал своей нарядностью фарфор, изготавливавшийся с 17 века.
Поскольку власти запрещали горожанам использовать в одежде дорогие ткани, развивается искусство оформления простых тканей замысловатыми рисунками. Национальная одежда кимоно по рисунку должна соответствовать времени года, а по цвету – возрасту, характеру и даже настроению владельца. С развитием национального костюма связано появление специфического вида декоративного искусства – нэцке. Японский костюм не имеет карманов, поэтому чтобы к поясу на шнуровке прикрепить необходимые предметы (кисет, трубку, коробочку с печатью), стали использовать нэцке – брелок – пуговицу. Такие подвески создавали из дерева, слоновой кости, янтаря, металла, форфора.
Заключение
Эволюция культуры Средневековой Японии обнаружило заметное сходство с общемировыми процессами культурного развития, которым подчиняется большинство стран цивилизованного региона. Родившись на национальной почве, она впитала в себя многие черты культуры индо-китайского региона,и не потеряла при этом своеобразия. Переход от религиозного мировоззрения к светскому наблюдается во многих странах мира, начиная с 16 века. В Японии процесс секуляризации культуры, хотя и имел место, однако был сильно заторможен изоляцией страны при сёгунах Тогукава, стремившихся к консервации феодальных порядков. На протяжении всех этапов своего развития Японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить её в мир повседневности, трепетным отношением к природе и одухотворением её стихий, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного.
Вопрос 4. Культура Арабского Востока.
Под средневековой культурой Арабского Востока (5- 16 вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность – Иран, Сирия, Палестина, Египет и др. страны. Процесс арабизации по историческим меркам был стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нём сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.
Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники – бедуины, которые называли себя арабами – слово «араб» означало «лихой наездник». В среде кочевых племён и зародился ислам – будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.
Ислам возник вначале 7 в. Н.э. Основателем ислама был религиозный человек – пророк Мухаммед. Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. Мухаммед не интересовался торговлей, а всё больше интересовался вопросами веры. В 610 г. Пророк впервые выступил с проповедью в Мекке.
Литература. В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Отношение арабов к поэтам при всём их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, даётся им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того арабов почти не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.
В 10-15 вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Алладина, Синбада-морехода и т.д.
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, учёному, его стихи – философские, гедонистические и вольнодумные рубаи.
Архитектура. Искусство. Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего, греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в 7 в. тогда же был построен знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С 7-8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окружённый галереями, многоколонный молитвенный зал. С 10 века здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.
С 12 в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. А изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако было всегда строго геометрично и подчинено мусульманской символике.
Арабы считали лучшим для глаз цветом красный- это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зелёный цвет, имевший исключительный престиж.
Заключение.
Таким образом. Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии. Наибольший расцвет арабской культуры пришёлся на 8-11вв. влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.
Литература:
Основная
1. *Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.:Высш. Шк., 2002.
2. *Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.
3. *Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С. Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.
4. *Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
Дополнительная:
1. *Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
2. *Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция. – М.: МВШМ МВД России, 1993.