Евангельские Христиане-баптисты в России

Следует отметить высокий уровень технического оснащения в этих хозяйствах: кооператив "Гефсимания", например, уже к 1920 г. стал полностью электрифицированным. Для поддержки христианских сельскохозяйственных кооперативов в 1922 г. на Всероссийском съезде баптистов было учреждено товарищество "Братская помощь", объединившее 25 хозяйств. К концу 20-х годов насчитывалось свыше 400 баптистских и евангелических кооперативов и коммун.

Большое распространение получили баптистские благотворительные столовые: одна из них работала в Москве во Втором Доме Советов по ул. Охотный Ряд (ныне - отель "Метрополь"), обеспечивая питанием делегатов конгрессов Коминтерна. На съезде Союза евангельских христиан в 1926 г. Прохановым была выдвинута обширная программа социального служения под названием "Евангельский путь".

В том же 1926 г. у Проханова возник план создания своеобразного евангельско - христианского  Города Солнца, который должен был явиться образцом благосостояния и процветания. Идея Проханова была одобрена на пленуме Всесоюзного совета евангельских христиан в 1927 г. Для Города Солнца выбрали обширный земельный участок  на  Алтае. Баптистские организации США согласились финансировать задуманное предприятие. Однако ввиду неблагоприятного изменения политической ситуации замыслу Проханова не суждено было осуществиться.

Начало преследований после 1929 года

Со второй половины 20-х годов по мере становления тоталитарного режима отношение к баптистам начинает резко меняться. С началом коллективизации берется курс на полное подавление религиозной жизни. В апреле 1929 года на втором. Съезде созданного в 1928 г. Союза воинствующих безбожников баптисты и евангелисты характеризовались как "политическая агентура и военно-шпионская организация международной буржуазии". Незадолго до съезда, в феврале 1929 года, газета "Комсомольская правда" опубликовала фотографии обложек всех религиозных журналов с призывом к рабочим-печатникам отказываться от печатания религиозной литературы, после чего все баптистские периодические издания были закрыты.

            В принятом  в  апреле   1929  года  постановлении ВЦИК РСФСР "О религиозных объединениях" деятельность религиозных общин ограничивалась лишь совершением богослужений. Благотворительная, миссионерская и проповедническая деятельность были запрещены. В ходе проведения коллективизации уничтожались или преобразовывались в обычные колхозы все христианские сельскохозяйственные кооперативы и коммуны.

В 30-е годы началась кампания по массовому закрытию молитвенных домов, конфискации у общин имущества и религиозной литературы. В 1930 г. был закрыт Дом Евангелия в Ленинграде, а в Москве отобрано здание у Федеративного союза баптистов СССР. Органы ОГПУ конфисковали также 10 тыс. экземпляров Библии. К концу 30-х годов из 6 молитвенных домов в Москве остался лишь один. В Ленинграде из 28 общин евангельских христиан и 15 общин баптистов не осталось вообще ни одной.

            Одновременно начались аресты и высылки пресвитеров и проповедников. Репрессиям подверглись и руководители Союза евангельских христиан: в 1928 г., в связи с угрозой ареста, эмигрировал в Германию И. Проханов; в 1935 г, были арестованы член Совета Союза А Карев и старший пресвитер по Сибири О. Кухман; в концлагерях погибли пресвитеры А Костюков и В. Моргунов. Реальные масштабы репрессий против баптистов и евангельских христиан, особенно в 1937 - 1938 гг., когда террор захватил массы рядовых членов общин, до сих пор неизвестны.

В результате преследований к 1932 г. распалось большинство региональных баптистских союзов, а в 1935 г. полностью прекратил свою деятельность Федеративный союз баптистов СССР. Союз евангельских христиан формально продолжал существовать, но фактически его деятельность была парализована.

“Машина репрессий” против верующих всех конфессий, деноминаций и верований была выведена на “проектную мощность” только в 1929 году, т.к. до сего времени большевики устанавливали свою власть по местам и параллельно боролись с Русской Православной Церковью, которую считали “рудиментом царизма”. До этого времени всех остальных верующих принимали как оппозиционеров к “Государственному Православию”, можно даже сказать, что считали их за угнетенный “пролетариат” в религии. Но к 30-м годам, когда Православие было  “радикальным образом подкошено”, и в официальной Православной Церкви “едва лишь оставалось немного дыхания жизни”, большевики предприняли координальную реформу, можно сказать революцию в идеологии. Они осуществили “смену парадигмы” – с патриархально-православного уклада жизни простого человека – на  безбожную, марксистско-ленинскую идеологическую позицию. И как естественный результат этого – репрессии на тех верующих, которых еще недавно они называли “христианским пролетариатом”.

Руководство Евангельских Христиан-баптистов, к сожалению так и не поняло во время, что “заигрывание” с Советской властью – это есть игра  кошки с мышкой. Только в роли мышки были абсолютно все христиане! (Хотя, конечно нам легко судить, оглядываясь назад…)

Евангельские Христиане  после Великой Отечественной войны.

Лишь в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. баптистские общины в ряде регионов были восстановлены, причем баптисты и евангельские христиане, как правило, создавали единые общины. В 1942 г. был образован Временный совет евангельских христиан и баптистов. От баптистов в него вошли И. Голяев, Ф. Патковский и Н. Левинданто; от евангельских христиан - Я. Жидков, А. Карев и М. Орлов.

На Всесоюзном совещании представителей общин баптистов и евангельских христиан в октябре 1944 года оба течения слились во Всесоюзный союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г. " евангельских христиан-баптистов).

В послевоенные 1945 - 1957 годы наблюдался значительный рост численности евангельских христиан-баптистов: в Белоруссии - на 55%; на Украине - на 47%; московской общины на 40%. В состав Всесоюзного Союза евангельских христиан-баптистов вошли общины ряда родственных протестантских течений: в 1945 г. - христиан веры евангельской пятидесятников и национальных баптистских братств Прибалтики;

На рубеже 50-60-х годов во время правления Хрущева, в стране была развернута полномасштабная антирелигиозная компания.

В этот период административный нажим на баптистские общины вновь усиливается, а их деятельность максимально ограничивается- В I960 г. под давлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР Президиум Всесоюзного Совета разослал "Инструктивное письмо старшим пресвитерам". В нем предписывалось сократить число богослужений, воздерживаться от проведения детских, молодежных и женских молитвенных собраний и от благотворительной деятельности, максимально ограничить крещение молодых людей в возрасте 18 - 30 лет.

Это вызвало решительный протест ряда представителей местных общин, обвинивших Всесоюзный Совет в "проведении программы атеизма". В 1961 г. они объединились в Инициативную группу по созыву внеочередного съезда евангельских христиан-баптистов, возглавленную пресвитерами А. Прокофьевым (Харьков), Г. Крючковым (Тула) и Г. Винсом (Киев). Позже сторонников инициативной группы стали именовать "инициативниками", затем - "раскольниками".

К 1965 г. к "инициативникам" присоединилось около 300 общин, одни из которых входили в Союз, но были недовольны его руководством, а другие действовали вне рамок Союза. Они образовали, Совет церквей евангельских христиан-баптистов, генеральным секретарем которого был избран Г. Винс (сын П. Винса). Организационно раскол Всесоюзного Союза оформился на съезде в октябре 1966 года.

Сторонники "инициативников" подверглись суровым репрессиям властей. Их общины фактически оказались под запретом. В 1961 - 1964 гг. прошел целый ряд судебных процессов над сторонниками Совета церквей. "Инициативников" обвиняли в нарушении законодательства о религии, создании подпольных религиозных организаций, хранении и распространении "идеологически враждебной" религиозной литературы, вовлечении в религиозные общины детей.

Евангельские Христиане-баптисты в современный период истории.

Со второй половины 60-х годов евангельские христиане-баптисты открытым преследованиям уже не подвергались. Вновь проводились регулярные съезды, поддерживались контакты с зарубежными единоверцами в рамках Всемирного союза баптистов. Всемирного совета церквей. Конференции европейских церквей. С 70-х годов частым гостем евангельских христиан-баптистов СССР стал выдающийся американский баптистский проповедник Билли Грэм.

Вместе с тем неоднократно наблюдались случаи нарушения гражданских прав последователей баптизма, которым отказывали в поступлении в высшие учебные заведения и в приеме на работу. Атеистическая пропаганда формировала общественное недоверие к евангельским христианам-баптистам как к "антиобщественным элементам" и "сектантам-изуверам". Лишь в конце 80-х годов представители данной конфессии получили религиозную свободу, включая право на миссионерскую, благотворительную, издательскую и педагогическую деятельность.

Утверждение свободы вероисповедания по отношению к евангельским христианам-баптистам совпало с восстановлением федеративной структуры их Союза. Ввиду того, что с распадом СССР отдельные части единой организации евангельских христиан-баптистов оказались в разных независимых государствах, на съезде в Москве в ноябре 1992 года было принято решение о создании новой федеративной организации Евро-Азиатской Федерации Союзов евангельских христиан-баптистов.

Союзы, входящие в Евро-Азиатскую Федерацию, объединяют около 2,8 тыс. общин и групп, имеющих свыше 220 тыс. членов (без учета "приближенных", а также посещающих богослужения детей и членов семей). Союз евангельских христиан-баптистов России (председатель - П. Коновальчик), по данным на 1993 г., насчитывал 994 общины и группы общей численностью 73,5 тыс. членов, являясь второй по численности организацией после украинской. По сравнению с 1992 г. возникло 89 новых общин, а крещение приняло 9,5 тыс. человек. В 1996 г. на территории Российской Федерации действовали 604 общины евангельских христиан-баптистов.

Наибольшее число евангельских христиан-баптистов сосредоточено в Москве - 5,2 тыс. человек, объединенных в 9 общин-церквей и 20 групп. Старейшая из баптистских церквей - Центральная церковь (Иерусалимская), расположенная в Малом Вузовском переулке. Ее здание, построенное в 1865 г. архитектором Г. Ниссеном для реформатской церкви, в апреле 1917 г. перешло к евангельским христианам. С 1944 г. она является центральной церковью Союза евангельских Христиан- баптистов. Из церквей, организованных в последние годы, можно назвать церковь "Воскресенье" в районе Красной Пресни. Многочисленные общины действуют также в Санкт-Петербурге (3,5 тыс. членов), Омске (1,5 тыс.), Воронеже (1,1 тыс.).

Рост численности евангельских христиан-баптистов, как и других протестантских течений, вызвал негативную реакцию части руководства Русской православной церкви и околоцерковных кругов националистической ориентации. Лидер союза "Христианское возрождение" В. Осипов, например, игнорируя, глубокие корни российского протестантизма, в возрастании числа последователей протестантских конфессий России видит исключительно результат действий антирусских сил из-за рубежа, стремящихся "разрушить традиционное мировоззрение русского народа" посредством "миссионеров с валютой из полуатеистической Европы, явившихся обращать православных в баптизм, квакерство, кришнаизм" /31/. Явные антипротестантские ноты звучат и в высказываниях отдельных православных иерархов.

Под давлением подобных сил бывшим Верховным Советом Российской Федерации в июле 1993 года была принята новая. редакция закона о свободе вероисповеданий, которая поставила в неравноправное положение протестантские конфессии, России, имеющие многочисленных единоверцев за рубежом. В связи с этим группа руководителей протестантских конфессиональных объединений в июле 1993 года обратилась к президенту Б. Ельцину с открытым письмом, содержащим требование не допустить принятия дискриминационного законодательства, ущемляющего права россиян, духовно и организационно связанных с зарубежными единоверцами, и тем самым углубляющего раскол российского общества. Письмо оказало воздействие: предлагавшаяся редакция закона президентом была отклонена.


Заключение

История не стоит на месте! Не успеешь оглянуться, а сегодняшнее событие уже завтра стало достоянием всемирной истории! Мы посмотрели на полтора века истории Евангельских Христиан-баптистов в России. Здесь было все: преследования и времена тишины. Нельзя сказать, что преследовали христиан только кровожадные большевики. НЕТ! Царское правительство также приложило к этому гонению свою государеву руку. Номинальное православие также не осталось в стороне от этого сатанинского процесса репрессий и гонений. Они опозорили свое православие нехристианским, цезарепапистским поведением подогреваемым великодержавным, империалистическим шовинизмом.

Итак, кто же такие Евангельские Христиане-баптисты?

Во-первых: это Христиане, т.е. люди, уверовавшие в Иисуса Христа.

Во-вторых: это Христиане Евангельские, т.е. сверяющие свою повседневную жизнь с нормами поведения и мышления, зафиксированными в Евангелии.

Это не есть противопоставление себя другим, не есть “непримиримая оппозиция”, всегда ненавидящая вся и всех. Нет! Это есть способ выражения своей веры в жизни этих конкретных, современных людей.


Библиография

  1. “История евангельских христиан-баптистов в СССР”,  Издательство ВСЕХБ, Москва, 1989 г.
  2. “В котле России. Автобиография  И.С. Проханова”, Всемирный Союз Евангельских Христиан, США, 1992 г.
  3. “Мировые религии”, Алов А.А., Владимиров Н.Г., Овсиенко Ф.Г.,  “Приор”, Москва,  1998 г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать