Европейский Союз: особенности формирования, этапы и перспективы развития

Стратегия определяет задачи развития отношений России и Европейского Союза на следующее десятилетие и средства решения этих задач. Она является последовательным развитием общей концепции российской внешней политики в Европе и исходит из объективной необходимости строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности европейских государств за будущее континента, и взаимодополняемости их экономик. Она также непосредственно увязана со стратегией экономической безопасности России. Стратегия предусматривает строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия.

Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС. В этом контексте Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества с ЕС в следующих областях:

·        Стратегический характер взаимоотношений России и ЕС

·        Расширение формата и повышение эффективности политического диалог

·        Взаимное развитие торговли и инвестиций

·        Сотрудничество в финансовой области

·        Учет интересов России при расширении ЕС

·        Развитие инфраструктуры пан-европейского сотрудничества

·        Сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности

·        Развитие трансграничного сотрудничества

·        Совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов

·        Сотрудничество в правоохранительной сфере

·        Повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества

·        Обеспечение реализации стратегии в России


Соблюдение правил ВТО/ГАТТ обеспечивает применение к импорту из России в ЕС минимальных ставок Единого таможен­ного тарифа (ЕТТ) Союза, которые значительно ниже так назы­ваемых базисных, или автономных ставок ЕТТ. Фактически же ЕС с 1993 г. предоставил России преференциальный режим в от­ношении таможенного обложения российских товаров. Этот режим не закреплен соответствующим двусторонним договором, и его предоставление — акт доброй воли со стороны ЕС.

Уровень таможенного обложения российских товаров в ЕС диф­ференцирован в зависимости от степени переработки («облагора­живания»): если сырье и определенная часть полуфабрикатов вво­зятся беспошлинно или с пошлиной в 2—3%, то пошлины на гото­вые изделия могут достигать 10% (автомобили, фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.).[11] В торговле рядом «чувствительных» товаров (текстилем, черными металлами, сель­скохозяйственной продукцией) применяются особые механиз­мы регулирования, прежде всего количественное регулирование.

Таким образом, таможенное регулирование ЕС благоприятст­вует российскому экспорту в страны — члены Союза при его ны­нешней товарной структуре, в которой преобладают изделия топ-ливно-сырьевой группы. В то же время оно препятствует дивер­сификации российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стре­мится Россия.

В соответствии с режимом внутреннего рынка ЕС российские товары, прошедшие таможенную очистку в одной из стран — чле­нов Союза, поступают в свободное обращение на территории всех других государств, входящих в ЕС, причем с этих товаров более не взимаются какие-либо пошлины и налоги.

В целом процесс либерализации взаимной торговли РФ — ЕС в последние годы протекает поступательно и успешно. В то же время остаются поводы для взаимных упреков. Что касается Рос­сии, то ее весьма беспокоит, например, применение ЕС антидем­пинговых процедур в отношении российских экспортеров таких важных для РФ товаров, как черные металлы и минеральные удоб­рения.

3.3 Приток капитала из ЕС.

Страны — Члены ЕС выступают как ведущие партнеры России не только в сфере торговли, но и в области инвестиционного со­трудничества. Из накопленного на 1 января 1998 г. совокупного объема иностранных инвестиций в РФ 16,7% (2-е место) прихо­дилось на Великобританию; 11,6 (4) — Германию; 3,8 (5) — Ни­дерланды; 2,8 (7) — Италию; 2,2 (8) — Австрию; 1,9 (9) — Фран­цию и 1,8 % (10) — на Швецию. Попутно отметим, что 15,4 % (3) приходилось на Швейцарию.[12]

Правда, страны — члены ЕС больше ангажированы в сфере «прочих» инвестиций (торговых кредитов, банковских вкладов), а не в области особенно важных для России прямых вложений. Если в общей сумме накопленных инвестиций (21,8 млрд долл., из них 9,5 млрд долл. — из стран — членов ЕС) прямые капита­ловложения составили 45,6%, то в сумме инвестиций из стран, входящих в ЕС, — лишь около 35%.[13] Тем не менее предпринима­тельские круги большинства стран — членов ЕС, во всяком случае всех крупных государств Союза, в целом позитивно относятся к инвестированию капитала в Россию, причем даже после разра­зившегося 17 августа 1998 г. тяжелого финансового кризиса. Успех сотрудничества здесь в большей мере зависит не от ЕС, а от того, насколько российскому руководству удается улучшить инвести­ционный климат в стране.

3.4 Сотрудничество в сфере науки.

Сотрудничество в области НИОКР осуществляется (помимо двусторонних научно-технических связей РФ — отдельные стра­ны — члены ЕС) в основном по линии программы «ТАСИС» и привлечения российских ученых и научных центров к сотрудни­честву на базе пятилетних рамочных программ НИОКР в ЕС.

Согласно сведениям КЕС, по различным каналам («ТАСИС», «Коперникус», «ИНТАС», Международный центр науки и техно­логий в Москве и др.) в совместные проекты НИОКР в 1997 г. было вовлечено около 13 тыс. российских специалистов.[14]

3.5 Перспективы дальнейшего экономического сотрудничества и  вступления РФ в ЕС.

Перспективы дальнейшего развития экономических связей РФ — ЕС на ближайшие три-пять лет можно оценить как уме­ренно оптимистические, причем по всем рассмотренным выше направлениям. Трудно ожидать заметного роста российского экс­порта в ЕС, ибо в ближайшие годы ожидается неблагоприятная для РФ динамика цен на основные товары ее экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы). В области экспорта готовой про­дукции, особенно машинотехнической (здесь реальной целью может быть лишь внедрение в отдельные «ниши») вероятен лишь ограниченный прогресс. Отсутствие больших приростов экспор­та, а также необходимость обслуживать внешний долг будут сдер­живать наращивание российского импорта из стран — членов ЕС. Таким образом, товарооборот РФ — ЕС, вероятно, вырастет не­значительно.

Вместе с тем вполне возможно (при активных усилиях обеих сторон) заметное улучшение ситуации в области движения капи­тала и знаний.

Ключевой проблемой развития экономических отношений РФ — ЕС является дальнейшая либерализация взаимной торговли (попутно отметим, что в торговле услугами со странами — члена­ми Союза РФ неизменно имеет дефицит). По этому вопросу по существу непрерывно ведется переговорный процесс.

Для России весьма важен вопрос о безоговорочном признании ЕС ее рыночного статуса; пока же Союз признал такой статус РФ лишь условно, с оговорками. Это касается прежде всего антидем­пинговых процедур против российских экспортеров со стороны ЕС в случае подозрения их в демпинге, т.е. продаже продукции по преднамеренно заниженным, бросовым ценам для «проталки­вания» ее сбыта на внешнем рынке. В конце апреля 1998 г. Совет министров иностранных дел ЕС принял решение исключить РФ из списка стран с нерыночной экономикой, но безоговорочно не признал ее страной с рыночным хозяйством. С одной стороны, в таком решении для России много полезного, особенно в области антидемпинговых процедур и сан­кций со стороны ЕС. Так, если до недавнего времени какой-либо российский экспортер, например, химический комбинат, был за­подозрен и уличен в демпинге минеральных удобрений, то анти­демпинговые процедуры и санкции (штрафы и др.) автоматически применялись ко всем соответствующим российским производи­телям (экспортерам) как экономическим субъектам страны с не­рыночной экономикой. Теперь КЕС при помощи своих экспертов вначале должна сделать заключение, имеется ли в данной отрас­ли российской экономики рыночная или нерыночная ситуация. В первом случае санкциям подвергнется только данный химичес­кий комбинат, во втором — вся отрасль. Положительным сдвигом для России является и то обстоятельство, что теперь выявление демпинга ведется не на основе сопоставления цен предложения обвиняемого в демпинге российского экспортера с надуманной «условной нормальной ценой» рынка ЕС, намного превышающей соответствующую внутрироссийскую цену, а как раз с ценой на российском внутреннем рынке.

В то же время «условно-рыночный» статус экономики РФ ос­тавляет ЕС всякий раз, когда тот или иной российский произво­дитель (экспортер) подозревается в демпинге, широкие возмож­ности для проволочек и произвола.

По вопросу о том, в каком направлении следует развивать от­ношения с ЕС, в России имеется два принципиальных подхода: вступление РФ в будущем в ЕС или развитие с Союзом партне­рских отношений. Первый подход, как представляется, не осно­ван на реализме.

Надо четко представлять себе, что в ЕС Россию не ждут и не желают иметь в качестве полноправного члена. Это обусловлено, в первую очередь, не отсутствием доброй воли или какими-либо субъективными факторами, а тем объективным обстоятельством, что ЕС не в состоянии «переварить» гигантскую страну и ее эко­номику, распространив на нее все процедуры Союза.

У противников полного членства России в ЕС (а влиятельных сторонников этого вообще трудно назвать) есть масса весомых, едва ли убедительно опровержимых аргументов в пользу их нега­тивной позиции. Так, территориально часть России, причем боль­шая, расположена не в Европе, а в Азии, что несовместимо с  имеющимися международно-правовыми документами, определя­ющими статус ЕС.

Не стоит говорить и о том, что России потребуется еще много лет, чтобы даже при самых благоприятных условиях достигнуть среднего для ЕС уровня экономического развития. Без такого уровня она могла бы претендовать на огромные, непомерные нетто-дотации из аграрного, регионального и социального фон­дов ЕС, которые «взорвали» бы бюджет Союза. Кроме того, Россия не в состоянии выполнить ряд предусмотренных Маастрихтским договорам жестких критериев (особенно по величине накоплен­ного государственного долга) для подключения к формируемой единой валютной системе ЕС и перехода к евро.

Вступление в ЕС вряд ли отвечало бы и интересам России. Оно определенно нанесло бы ущерб сотрудничеству России (или по меньшей мере осложнило бы его) с Японией, КНР и другими странами — членами АТЭС, поскольку РФ, как член ЕС, лиши­лась бы возможности проводить автономную внешнеторговую и в целом внешнеэкономическую политику в отношении третьих стран. В то же время эффективное участие в АТЭС, в которое России после ряда тщетных попыток удалось вступить лишь в но­ябре 1998 г., для нее чрезвычайно важно.

В отношениях с ЕС оптимальным для России (и реальной це­левой установкой) может быть только постепенное углубление от­ношений ассоциации с Союзом, прежде всего путем создания со временем зоны свободной торговли, развития инвестиционного и научно-технического сотрудничества. В более отдаленной пер­спективе (не ранее чем через 10—15 лет), когда Россия станет стра­ной с развитой рыночной экономикой, мог бы приобрести акту­альность вопрос о ее подключении к европейскому экономичес­кому пространству.

Таким образом, последнее десятилетие европейской политики отмечено активным и позитивно нарастающим взаимодействием Российской Федерации с Европейским Союзом. Российское направление приобретает всё большее значение в жизни крупнейшего в мире политико-экономического образования – Европейского союза. Взаимодействие между этими субъектами  международных отношений идет на основе доверия, конструктивности, солидарности, ответственности и уважения к международному праву.



Заключение.

 Объединяясь в Европейский Союз, страны – участницы руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также  общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

Экономическая интеграция в ЕС имеет несколько целей, таких как сохранение мира, социальная стабильность, создание экономического и политического союза. Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми барьерами, сопровождающийся внедрением общей экономической и валютной политики. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.

Долговременной целью России должно быть не вступление в Европейский Союз, а развитие отношений ассоциации с ним, существенное углубление инвестиционного и научно-технического сотрудничества с ЕС. В отдаленно перспективе может стать актуальным вопрос о подключении России к европейскому экономическому пространству.











Список использованной литературы.

1.        Акопова А.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. «Мировая экономика и международные экономические отношения» – Ростов-на-Дону, 2001.

2.        Борко Ю. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» - МЭиМО, №8, 2000.

3.        Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. «Экономическая и социальная география» - М., 1994.

4.        Золотухина Т. «Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты» - Вопросы экономики, №9, 1999.

5.        «История европейской интеграции (1945 – 1994)» под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.

6.        «Мировая экономика» под ред. А.С. Булатова – М, 2000.

7.        Пищик В.Я. Процесс становления евро, проблемы и перспективы // Деньги и кредит, 2001, №6

8.        Шенаев В.Н. «Особенности экономического развития Западной Европы» - М., 1993.

9.        «European Integration. The origins and growth of the European Union» Dr Klaus-Dieter Borchardt. - Люксембург, 1995.


Ресурсы в Интернете.

1.   #"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Е.С.Акопова, О.Н.Воронкова, Н.Н.Гаврилко. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону. 2001. с.380.


[2]  Астапенко В.А. Эволюция Европейского союза. Автореферат диссертации на соискание учёной степени   кандидата юридических наук. М., 2000, с. 2.


[3] Там же.


[4] Е.С.Акопова, О.Н.Воронкова, Н.Н.Гаврилко. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону. 2001. с.394.

[5]  Е.С.Акопова, О.Н.Воронкова, Н.Н.Гаврилко. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону. 2001. с.394.


[6]«Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова, М-2000. с.458.

.

[7]«Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова, М-2000. с.457

[8] Там же

[9]   «Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова. М-2000. с.460.


[10] «Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова. М-2000. с.460.


[11]  «Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова. М-2000. с.462.



[12] «Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова. М-2000. с.463.

[13] Там же

[14]  «Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова. М-2000. с.463.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать