- средства бюджета не всегда могут быть использованы до окончания финансового года по причине невыполнения договоров подрядчиками и исполнителями. В этом случае бюджетные средства, предусмотренные для оплаты договоров, должны сохраняться за бюджетным учреждением;
- поставщиками коммунальных услуг выставляются счета по оплате по итогу за прошедший период, средства же на оплату планируются на текущий период, что создаёт проблемы по оплате услуг, предоставленных в декабре;
- система выплаты трансфертов не предусматривает их получения населением в конкретный момент времени, что создаёт предпосылку для накапливания неполученных денег на счетах бюджетополучателей. Изъятие этих средств как неиспользованных недопустимо. Аналогичное положение складывается и со средствами на оплату труда, фактически начисленные, но неполученные по объективным причинам работниками (депоненты), и с единым социальным налогом.
3.3. Предложения по решению проблем бюджетного
финансирования.
1. Необходимо упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:
- передачу права утверждения сводной сметы доходов и расходов учреждения, в том числе образовательного, руководителю этого учреждения;
- включение бюджетополучателей в процедуру разработки бюджета. Это обусловлено тем, что действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;
- пересмотр срока доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях до бюджетных учреждений и его увеличение до 30 дней с момента утверждения сводной бюджетной росписи расходов независимо от уровня бюджета;
- доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях, объёмах доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств одной строкой;
- предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации. При этом финансирование также должно осуществляться одной строкой, а не постатейно, как это делается сейчас;
- корректировку росписи расходов бюджета на основе фактически произведённых расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации, предоставленными в бухгалтерском отчёте за конкретный отчётный период;
- передачу утверждённой сметы доходов и расходов в течение одного дня со дня её получения бюджетным учреждением или со дня её утверждения руководителем организации (если такое право ему будет предоставлено);
- компенсацию по решению судебных органов морального и материального ущерба бюджетному учреждению казначейством в размере, превышающем размер недофинансирования, повлекшего указанный ущерб;
- сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счёте бюджетного учреждения; наделение руководителя бюджетного учреждения правом на установление порядка, сроков и целевого назначения расходования этого остатка, включая составление учреждением отдельной сметы расходования этих средств.
2. Необходимо при определении объёмов бюджетного финансирования образования на очередной финансовый год руководствоваться следующими принципами:
- общий объём бюджетного финансирования образования должен быть увеличен в соответствии с положениями Национальной доктрины развития образования и программными документами Правительства РФ, предусматривающими опережающий рост бюджетных ассигнований в эту сферу деятельности;
- в качестве приоритетных статей экономической классификации, по которым должно быть предусмотрено увеличение по обоснованным расчётам, необходимо выделить оплату труда, трансферты, расходы на обеспечение учебного процесса, комплектование библиотек, проведение учебно-производственных практик, проведение учебно-научных студенческих семинаров и конференций, обеспечение учебными материалами и пособиями и т.п., приобретение учебного и научного и учебно-производственного оборудования, капитальный и, особенно, текущий ремонт. Необходимо также предусмотреть увеличение расходов на оплату коммунальных услуг. При этом финансирование должно выделяться одной строкой.
3. Целесообразно изменить подходы к бюджетному финансированию капитального ремонта и приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя эти расходы из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральную адресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетный фонда развития образования. Это позволит:
- обеспечить концентрацию финансовых ресурсов на действительно важных направлениях, требующих значительных инвестиций;
- повысить обоснованность проводимых работ, осуществляемых закупок и т.д. вследствие применения отработанных процедур реализации инвестиционных проектов и использования опыта специалистов в этой области;
- обеспечить правила взаимодополнения бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых инвестиционных задач без нанесения финансового урона учреждению.
4. Необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.
5. При переводе стипендий в разряд адресных социальных выплат следует сохранить порядок их назначения через образовательные учреждения, т.е. через места фактического нахождения учащихся, а не места их проживания.
6. Целесообразно отменить регрессию единого социального налога для образовательных учреждений, установив вместо этого сниженную ставку данного налога.
7. Необходимо предусмотреть возможность отмены финансирования начислений на оплату труда (единого социального налога) и прямого перечисления этих средств со счёта бюджета.
8. Необходимо освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетных средств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.
Заключение.
В данной работе даны общие характеристики системы образования, её понятие и источники финансирования. Таким образом, в настоящее время под «системой образования» понимается совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. Также перечислены основные проблемы финансирования образования и предложены пути их решения.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс РФ: Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
4. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 195-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
6. Попова М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой (на примере образования).
7. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы
8. ЭКО № 11, 2004 г.
9. ЭКО №11, 2005 г.
Приложение 1.
Объёмы расходов по разделу «Образование»
в 2005-2006 гг., млн. руб.
Статья расходов |
2005 |
2006 |
|||||
Закон от 23.12. 2004 № 173 – ФЗ |
% ВВП 18720 млрд. руб. |
Уточнённая роспись на 12.08.2005 |
% ВВП 21000 млрд. руб. |
Проект |
% ВВП 24380 млрд. руб. |
||
Образование |
155338 |
0,8 |
159104,6 |
0,8 |
201408,9 |
0,8 |
|
Дошкольное Общее Начальное профессио-нальное Среднее профессио- нальное Подготовка и повышение квалификации Высшее про- Фессиональное Молодёжная политика и оздоровление детей Прикладные научные исследования в области образования Другие вопросы в области образования |
3812,3 1611,8 4167,5 19665 2271,5 108811,9 1818,1 1761,7 11418,2 |
0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0.6 0,0 0,0 0,1 |
1873,9 1978,1 5057,8 19449,6 2584,9 114150,1 509,4 1751,0 11749,8 |
0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,5 0,0 0,0 0,1 |
2112,8 2974,4 7008,5 21840,8 3912,6 154711,4 445,2 868,5 7503,3 |
0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,7 0,0 0,0 0,0 |
|
Приложение 2.
Повышение тарифных ставок (окладов) ЕТС в 2006г., руб.
Разряд |
Тариф- ные коэффи- циенты, январь – апрель |
Тарифные ставки (оклады) |
Размер повышения тарифных ставок (окладов), Сентябрь к январю |
|||
Январь – февраль |
Март – апрель |
Май – август |
Сентябрь - декабрь |
|||
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й 12-й 13-й 14-й 15-й 16-й 17-й 18-й |
1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,90 4,20 4,50 |
800 888 984 1088 1208 1336 1472 1616 1776 1952 2144 2312 2496 2688 2896 3120 3360 3600 |
864 959 1063 1175 1305 1443 1590 1745 1918 2108 2316 2497 2696 2903 3128 3370 3629 3888 |
1100 1144 1188 1254 1364 1507 1661 1826 2002 2200 2420 2607 2816 3036 3267 3520 3795 4950 |
1100 1188 1254 1309 1452 1606 1771 1947 2145 2354 2585 2794 3014 3245 3498 3795 4037 4950 |
1,375 1,338 1,274 1,203 1,202 1,202 1,203 1,205 1,208 1,206 1,206 1,208 1,208 1,207 1,208 1,216 1,201 1,375 |