Финансово-кредитная система

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных ор­ганизаций и их филиалов, направляет им обязательные для ис­полнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет специальные меры воздействия.

ЦБ может применять к кредитным организациям за нарушения пруденциальных норм деятельности предупреди­тельные и принудительные меры воздействия. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные ЦБ: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных органи­заций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требо­вания по ведению бухгалтерского учета.Выбор мер воздействия производится надзорными органами с учетом характера нарушений: причин, вызвавших нарушения; общего финансового состояния банка; положения банка на рынке банковских услуг.

1.  Предупредительные меры. Применяются, когда недостатки в деятельности банка непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, в основном на ранних стадиях воз­никновения недостатков. К предупредительным мерам относят­ся: доведение до органов управления банком информации о не­достатках его деятельности и обеспокоенности надзорного орга­на; рекомендации надзорного органа; предложение представить программу мероприятии по устранению недостатков; установле­ние дополнительного контроля.

2.  Принудительные меры. Основанием для их применения являются  нарушения банковского законодательства,  норма­тивных актов и предписаний ЦБ, непредставление информа­ции, предоставление неполной или недостоверной информа­ции, а также наличие реальной угрозы интересам клиентов и кредиторов. К принудительным  мерам  относятся:  штрафы, ограничение проведения отдельных операций на срок до шес­ти месяцев, запрет на осуществление операций, предусмот­ренных лицензией сроком до одного года, требование замены руководителя банка, введение временной администрации, от­зыв банковской лицензии.

Основанием для назначения временной администрации является наличие исключительно серьезных нарушений в деятельности банка или наличие оснований для отзыва у него лицензии.

Валютное регулирование и валютный контроль. ЦБ РФ устанавливает правила проведения валютных операций, форм отчетности, предоставляемой участниками валютных сделок, правила продажи и покупки как наличной, так и безналичной валюты, ее вывоза и ввоза.


3.Коммерческие банки и их операции.

 

Кредитные организации не отвечают по обязательствам госу­дарства, а государство --по обязательствам кредитных органи­зации, кроме случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Однако следует учитывать, что и по Закону «О банках и банковской деятельности», и по ГК РФ сохран­ность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и в банках, в уставном капитале которых государ­ству принадлежит более 50% голосующих акций (долей), гаран­тируются государством.

Виды коммерческих банков. По организационно-правовой фор­ме российская практика знает два основных вида банков: паевые и акционерные. Последний вид делится на два подвида: акционер­ные банки открытого типа и акционерные банки закрытого типа.

По степени специализации банки делятся на специализированные и универсальные. Первые выбирают определенное направле­ние деятельности. К таким банкам, в частности, относятся:

•  ипотечные банки, которые занимаются выдачей кредитов под залог недвижимости;

•   сберегательные банки, которые представлены Сберегатель­ным банком России;

•  инвестиционные банки,

•  сельскохозяйственные и др.

Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг. В российской банковской системе преобладают универ­сальные банки.

Собственный капитал коммерческого банка. В отличие от других хозяйствующих субъектов собственный капитал коммерческого банка занимает незначительный удельный вес в общем, объеме его пассивов. Однако роль собственного капитала исключительно ве­лика благодаря исполняемым им функциям.

1.  Оперативная функция, которая означает, что собственный капитал позволяет банку покрывать расходы, связанные с его становлением (приобретение зданий, оборудования, покрытие убытков первых лет).

2.  Защитная функция означает, что в случае потери части средств вкладчиков банк может возместить их за счет собствен­ных средств.

3.  Стабилизационная функция, которая означает, что даже в случае значительного оттока клиентуры банк может продолжать работать за счет собственных средств.

Порядок подсчета собственного капитала коммерческого банка определяется методикой ЦБ РФ. Однако основой собст­венного капитала банка является его уставный капитал и ре­зервные фонды.

Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд формируется полностью за счет вкладов участ­ников: юридических и физических лиц. Он может создаваться только за счет собственных средств участников банка. Форми­рование уставного фонда за счет кредитов не допускается.

Величина собственного капитала, необходимая для нормаль­ной работы банка, зависит от многих факторов:

1)  клиентуры банка. Размер собственных средств определяет предельный размер активных операций банка. Поэтому банки, ориентированные   на   определенный   круг   клиентов,   должны иметь собственные средства в таком размере, чтобы быть в со­стоянии удовлетворить потребности своих постоянных клиентов в заемных средствах;

2)  характера активных операций банка. Если банк ориентиру­ется на операции, связанные с большим риском, он при прочих равных условиях должен иметь более значительный собственный капитал, чем банк, ведущий менее рискованные операции;

3)  состояния рынка кредитных ресурсов. Если рынок хорошо развит, то размер собственных средств может быть ниже;

4) состояния экономики. Неустойчивая экономика при про­чих равных условиях определяет необходимость более значитель­ного капитала.

Размер собственных средств банка может быть увеличен двумя путями: накоплением прибыли или дополнительным вы­пуском акций для акционерного банка, увеличением числа пайщиков или величины пая для паевого банка.

Резервный фонд создается банками для покрытия убытков и потерь, возникающих в результате их деятельности. Минималь­ный размер резервного фонда определяется уставом банка, но не может составлять менее 15% величины уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд, предусматри­ваемый уставом кредитной организации, должен составлять не менее 5% от чистой прибыли до достижения им минимальной установленной уставом величины.

 Направления деятельности коммерческих организаций. Спектр услуг, представляемых российскими банками своим клиентам, постоянно расширяется, хотя пока и не достиг уровня государств с развитой рыночной экономикой. Отечественные бан­ки предоставляют расчетно-кассовые услуги, аккумулируют свободные средства предприятий и населения, предоставляют кредиты, осуществляют валютные операции и являются аген­тами валютного контроля, проводят операции с драгоценными металлами и доверительные операции. Новыми для отечест­венных коммерческих банков являются два последних направ­ления деятельности.

Коммерческие банки РФ получили право на совершение целого ряда операций с драгоценными металлами:

•  покупать и продавать как за свой счет, так и за счет кли­ентов;

•   привлекать во вклады (до востребования и на определен­ный срок);

•  размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять займы в драгоцен­ных металлах;

•   предоставлять и получать кредиты в рублях и валюте под залог драгоценных металлов;

•   оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Однако на практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных металлов, хранение и перевозка, а так­же выдача кредитов под залог металлов. При этом если доста­точно большое количество банков свободно продает золотые слитки, то только единицы потом выкупают их у лиц, ранее приобретших.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управ­ляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управле­ние этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества в доверительное управление не влечет перехода права собствен­ности на него к доверительному управляющему. В настоящее время только кредитные организации, полу­чившие лицензию в ЦБ РФ, и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получать в доверительное управление денежные средства.

Договор доверительного управления может предусматривать управление имуществом без объединения имущества данного уч­редителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц — индивидуальный договор доверительного управле­ния или с объединением — общий фонд банковского управления.

Общий фонд банковского управления (ОФБУ) — это имущест­венный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого довери­тельным управляющим при осуществлении доверительного управления. Юридическое или физическое лицо, передавшее свои денежные средства (или ценные бумаги) в доверительное управление банку, называется учредителем управления ОФБУ, Это лицо получает сертификат долевого участия — документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверитель­ное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

Каждому ОФБУ соответствует своя инвестиционная декла­рациядокумент, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), вхо­дящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, разме­щаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений. Банк обязан зарегистрировать ОФБУ в территори­альном учреждении ЦБ.

В условиях значительной нестабильности отечественной банковской системы и многочисленных банкротств российских банков важным является развитие  системы страхования депози­тов и вкладов населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать