Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет специальные меры воздействия.
ЦБ может применять к кредитным организациям за нарушения пруденциальных норм деятельности предупредительные и принудительные меры воздействия. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные ЦБ: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета.Выбор мер воздействия производится надзорными органами с учетом характера нарушений: причин, вызвавших нарушения; общего финансового состояния банка; положения банка на рынке банковских услуг.
1. Предупредительные меры. Применяются, когда недостатки в деятельности банка непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, в основном на ранних стадиях возникновения недостатков. К предупредительным мерам относятся: доведение до органов управления банком информации о недостатках его деятельности и обеспокоенности надзорного органа; рекомендации надзорного органа; предложение представить программу мероприятии по устранению недостатков; установление дополнительного контроля.
2. Принудительные меры. Основанием для их применения являются нарушения банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации, а также наличие реальной угрозы интересам клиентов и кредиторов. К принудительным мерам относятся: штрафы, ограничение проведения отдельных операций на срок до шести месяцев, запрет на осуществление операций, предусмотренных лицензией сроком до одного года, требование замены руководителя банка, введение временной администрации, отзыв банковской лицензии.
Основанием для назначения временной администрации является наличие исключительно серьезных нарушений в деятельности банка или наличие оснований для отзыва у него лицензии.
Валютное регулирование и валютный контроль. ЦБ РФ устанавливает правила проведения валютных операций, форм отчетности, предоставляемой участниками валютных сделок, правила продажи и покупки как наличной, так и безналичной валюты, ее вывоза и ввоза.
3.Коммерческие банки и их операции.
Кредитные организации не отвечают по обязательствам государства, а государство --по обязательствам кредитных организации, кроме случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Однако следует учитывать, что и по Закону «О банках и банковской деятельности», и по ГК РФ сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и в банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50% голосующих акций (долей), гарантируются государством.
Виды коммерческих банков. По организационно-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые и акционерные. Последний вид делится на два подвида: акционерные банки открытого типа и акционерные банки закрытого типа.
По степени специализации банки делятся на специализированные и универсальные. Первые выбирают определенное направление деятельности. К таким банкам, в частности, относятся:
• ипотечные банки, которые занимаются выдачей кредитов под залог недвижимости;
• сберегательные банки, которые представлены Сберегательным банком России;
• инвестиционные банки,
• сельскохозяйственные и др.
Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг. В российской банковской системе преобладают универсальные банки.
Собственный капитал коммерческого банка. В отличие от других хозяйствующих субъектов собственный капитал коммерческого банка занимает незначительный удельный вес в общем, объеме его пассивов. Однако роль собственного капитала исключительно велика благодаря исполняемым им функциям.
1. Оперативная функция, которая означает, что собственный капитал позволяет банку покрывать расходы, связанные с его становлением (приобретение зданий, оборудования, покрытие убытков первых лет).
2. Защитная функция означает, что в случае потери части средств вкладчиков банк может возместить их за счет собственных средств.
3. Стабилизационная функция, которая означает, что даже в случае значительного оттока клиентуры банк может продолжать работать за счет собственных средств.
Порядок подсчета собственного капитала коммерческого банка определяется методикой ЦБ РФ. Однако основой собственного капитала банка является его уставный капитал и резервные фонды.
Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд формируется полностью за счет вкладов участников: юридических и физических лиц. Он может создаваться только за счет собственных средств участников банка. Формирование уставного фонда за счет кредитов не допускается.
Величина собственного капитала, необходимая для нормальной работы банка, зависит от многих факторов:
1) клиентуры банка. Размер собственных средств определяет предельный размер активных операций банка. Поэтому банки, ориентированные на определенный круг клиентов, должны иметь собственные средства в таком размере, чтобы быть в состоянии удовлетворить потребности своих постоянных клиентов в заемных средствах;
2) характера активных операций банка. Если банк ориентируется на операции, связанные с большим риском, он при прочих равных условиях должен иметь более значительный собственный капитал, чем банк, ведущий менее рискованные операции;
3) состояния рынка кредитных ресурсов. Если рынок хорошо развит, то размер собственных средств может быть ниже;
4) состояния экономики. Неустойчивая экономика при прочих равных условиях определяет необходимость более значительного капитала.
Размер собственных средств банка может быть увеличен двумя путями: накоплением прибыли или дополнительным выпуском акций для акционерного банка, увеличением числа пайщиков или величины пая для паевого банка.
Резервный фонд создается банками для покрытия убытков и потерь, возникающих в результате их деятельности. Минимальный размер резервного фонда определяется уставом банка, но не может составлять менее 15% величины уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд, предусматриваемый уставом кредитной организации, должен составлять не менее 5% от чистой прибыли до достижения им минимальной установленной уставом величины.
Направления деятельности коммерческих организаций. Спектр услуг, представляемых российскими банками своим клиентам, постоянно расширяется, хотя пока и не достиг уровня государств с развитой рыночной экономикой. Отечественные банки предоставляют расчетно-кассовые услуги, аккумулируют свободные средства предприятий и населения, предоставляют кредиты, осуществляют валютные операции и являются агентами валютного контроля, проводят операции с драгоценными металлами и доверительные операции. Новыми для отечественных коммерческих банков являются два последних направления деятельности.
Коммерческие банки РФ получили право на совершение целого ряда операций с драгоценными металлами:
• покупать и продавать как за свой счет, так и за счет клиентов;
• привлекать во вклады (до востребования и на определенный срок);
• размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять займы в драгоценных металлах;
• предоставлять и получать кредиты в рублях и валюте под залог драгоценных металлов;
• оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.
Однако на практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных металлов, хранение и перевозка, а также выдача кредитов под залог металлов. При этом если достаточно большое количество банков свободно продает золотые слитки, то только единицы потом выкупают их у лиц, ранее приобретших.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. В настоящее время только кредитные организации, получившие лицензию в ЦБ РФ, и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получать в доверительное управление денежные средства.
Договор доверительного управления может предусматривать управление имуществом без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц — индивидуальный договор доверительного управления или с объединением — общий фонд банковского управления.
Общий фонд банковского управления (ОФБУ) — это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Юридическое или физическое лицо, передавшее свои денежные средства (или ценные бумаги) в доверительное управление банку, называется учредителем управления ОФБУ, Это лицо получает сертификат долевого участия — документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.
Каждому ОФБУ соответствует своя инвестиционная декларация — документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений. Банк обязан зарегистрировать ОФБУ в территориальном учреждении ЦБ.
В условиях значительной нестабильности отечественной банковской системы и многочисленных банкротств российских банков важным является развитие системы страхования депозитов и вкладов населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10