· снижение риска невозврата средств (в отличие от кредитного механизма)
· снижение риска морального и физического износа, т.к. имущество при финансовом лизинге чаще всего выкупается лизингополучателем;
· возможность получения налоговых льгот со стороны государства
· дополнительная возможность сбыта своей продукции
· сделка для продавца выглядит менее рискованной, т.к. лизингодатель берет на себя риск невозврата стоимости имущества.
· развитие отраслей за счет притока инвестиций через лизинговый механизм, повышает общий уровень капиталовложений
· лизинг усиливает конкуренцию между источниками финансирования
· при государственном международном лизинге сумма предстоящих лизинговых платежей не учитываются в подсчете национальной задолженности, т. е. появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным странам.
3.5. Отличия лизинга от аренды.
В таблице 1 приведены отличия лизинга от аренды.
Основные параметры |
Виды отношений |
|
Арендные |
Лизинговые |
|
1. Субъекты отношений |
Арендодатель и арендатор. |
Поставщик (изготовитель) имущества, лизингодатель и лизингополучатель. |
2. Объекты отношений |
Любое имущество, разрешенное в обороте, включая природные объекты. |
Имущество, используемое для предпринимательской деятельности, исключая природные объекты. |
3. Правовое отношение сторон |
Имущественное двухстороннее правоотношение. |
Коммерческое трехстороннее правоотношение. |
4. Ответственность наймодателя за качество имущества |
За качество отвечает арендодатель. |
Лизингодатель не отвечает за качество имущества. |
5. Отношение с продавцом имущества |
Арендодатель (продавец), арендатор (покупатель). |
Лизингодатель и лизингополучатель выступают солидарными покупателями имущества у продавца. |
6. Обязанности наймодателя |
Как у собственника имущества. |
Инвестирование лизинговой сделки. |
7. Уведомление продавца о цели приобретения имущества |
Не производится. |
Лизингодатель указывает цель передачи имущества в лизинг конкретному лизингополучателю. |
8. Право собственности на имущество после возвращения его стоимости |
Только в форме купли-продажи. |
Обычно предполагается право выбора (опцион). |
Существует шесть существенных отличий:
1. Лизинговые отношения предусматривают трехстороннее и более участие субъектов;
2. При лизинге активная роль отводится лизингополучателю, а при аренде нет.
3. При лизинге лизингополучатель наделяется правами и обязанностями покупателя.
4. По договору лизинга, лизингодатель не отвечает перед лизингополучателем за недостатки переданного имущества.
5. Несмотря на то, что в течение всего срока собственником является лизингодатель, лизингополучатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности.
6. Лизингополучатель при досрочном разрыве должен уплатить неустойку.
4.1. Правовое регулирование лизинга в России
Начало развитию законодательной базы лизинга положил Указ Президента России от 17 сентября 1994г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Указ носил распорядительный характер: Правительству было предписано утвердить Временное положение о лизинге, рассмотреть вопрос о государственной поддержке лизинга (в том числе о предоставлении таможенных льгот при временном ввозе используемых в лизинге товаров), а также подготовить предложения о присоединении РФ к Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г. В свое время Советский Союз активно участвовал в разработке этой Конвенции, однако не присоединился к ней.
В настоящее время на территории России действует ряд нормативных документов регулирующих лизинговую деятельность. Основными из них являются:
Ø «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 19.07.2000.
Ø Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Редакция от 27.05.2000.
Ø «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995. Редакция от 17.12.1999
Ø Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в российской федерации». Принят ГД ФС РФ 25.06.1999
Ø Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Принят ГД ФС РФ 04.06.1999
Ø «Таможенный кодекс Российской Федерации». Утвержден ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1. Редакция от 10.02.1999
Ø Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге». Принят ГД ФС РФ 11.09.1998
Ø Федеральный закон от 08.02.1998 № 16-ФЗ «О присоединении российской федерации к конвенции УНИДРУА о между народном финансовом лизинге». Принят ГД ФС РФ 16.01.1998
Ø «Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Заключена в г. Оттаве 28.05.1988
Присоединение к любому международному договору предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями этого договора, поэтому после присоединения к Конвенции, Россия произвела реформирование налогового, валютного, таможенного законодательства в части лизинговой деятельности.
Фактически Конвенция распространяет юридические правила, действующие обычно в рамках договора аренды, на трехсторонние отношения, характерные для операций по аренде оборудования, с учетом некоторых особенностей, касающихся в основном прав и обязанностей сторон.
Участники лизинговой сделки заключают между собой как минимум два договора. Первый из них – договор на поставку оборудования либо имущества заключается арендодателем с поставщиком по указанию арендатора. Второй – собственно договор аренды закупленного оборудования. В операции финансового лизинга вышеназванные договоры объединяет наличие следующих характерных особенностей:
· арендатор сам выбирает оборудование и поставщика;