Более высокие показатели были получены нами при обследовании участников матча университетов страны по художественной гимнастике, проходившем в г. Алма-Ата в 1975 г.
Все участники имели высокую спортивную квалификацию, которая требовала систематических многочасовых тренировок и многократного участия в соревнованиях, а это, в свою очередь, связано рыло с переездами и отрывом от учебного процесса.
Несмотря на этот, довольно высокий, процент успеваемости, многие спортсменки были активистами и в комсомольско-профсоюзной работе.
Проведенные массовые исследования в 1977/78 учебном году показали, что успеваемость студентов-спортсменов значительно выше, потому что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, функциональной готовностью основных систем организма, устойчивости умственной работоспособности и другими психофизическими качествами, умением ценить и распределить время, настойчивостью, целеустремленностью.
Таблица 3
Успеваемость студентов КазГУ (%)
№ п/п |
Занимаются |
Студенты - спортсмены (578) |
Студенты, не занимающиеся спортом |
1 |
Отлично |
8.1 |
6.00 |
2 |
Отлично и хорошо |
26,62 |
22,71 |
3 |
Хорошо |
28,37 |
30,38 |
4 |
Хорошо и удовлетворительно |
29,07 |
27,59 |
5 |
Удовлетворительно |
7.58 |
6.31 |
6 |
Неудовлетворительно |
0.34 |
5,01 |
Нормально сформировать и усовершенствовать названные компоненты психофизического состояния организма человека невозможно без должного применения средств физической культуры и спорта.
Вот почему студенты спортсмены добиваются хорошей успеваемости в вузе и высоких показателей в дальнейшей производственной деятельности.
Одной из задач любого учебного заведения является формирований у студентки общественной активности. Организация и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе, в любом учебном заведении, на производстве и трудовых коллективах невозможно без участия в них общественных физкультурных активистов и судьей по спорту.
Привлекать учащихся, студентов к организации и проведению физкультурных мероприятий (спортивные вечера, праздники, спартакиады, комсомольско-профсоюзные кроссы, шахматные турниры и др.), преподаватели физического воспитания и тренеры способствуют формированию организаторских навыков и общественной активности у своих подопечных. В таблице 4 даны результаты опроса 1256 студентов КазГУ.
Таблица 4
Общественная активность студентов КазГУ (в %)
№ п/п |
Содержание работы |
Студенты-спортсмены ( 578) |
Не занимающиеся спортом (678) |
1. |
Выполняют общественную работу в комсомольско-профсоюзных организациях |
11.62 |
5.38 |
2. |
Являются судьями по спорту |
6.13 |
1.25 |
3. |
Инструкторы-общественники |
3.87 |
0,38 |
4. |
Капитаны команд |
7.87 |
1,38 |
5. |
Тренеры-общественники |
3.00 |
0.00 |
Из таблицы явствует, что 40% студентов охвачено различными формами общественно-профсоюзной, и физкультурной деятельности, и подавляющее большинство из них - спортсмены (профгруппорги, судьи и инструктора по спорту, капитаны команд).
Таким образом, физическая культура и спорт в учебных заведениях являются самыми массовыми и действенными средствами формирования социально активней личности будущих специалистов.
Таблица 5
Черты характера, наиболее ярко проявляемые при занятиях физической культурой и спортом, количество (п)=216
(на основании ответов учителей школ, научных сотрудников, инженерно-технических работников г. Алма-Аты)
Черты характера |
Ответы (%) |
Настойчивость Целеустремленность Дисциплинированность Трудолюбие Патриотизм |
68.00 65.63 68.50 47.63 44.13 |
Представители разных профессий указывают на важность уровня развития физических качеств в успешной трудовой деятельности. Первостепенная роль ими отводится основным физическим качествам (выносливости, силе, быстроте, ловкости).
Таблица 6
Физические качества, наиболее необходимые в производственной деятельности (п =216)
Специальности |
Физические качества (%) |
|||
Выносливость |
Сила |
Быстрота |
Ловкость |
|
Учителя школы |
10.25 |
0,38 |
2.75 |
4,13 |
Научные сотрудники Инженерно- технические работники |
24.50 21.00 |
2.25 7.38 |
7.88 9.35 |
5.63 7.00 |
Профессорско-преподавательский состав вузов |
21.50 |
7.00 |
5.13 |
7.00 |
Из таблицы видно, что для всех профессий наиболее важным из физических качеств является выносливость, развивать которую целесообразно с дошкольного и школьного возраста и совершенствовать в студенческие годы.
Таблица 7
Результаты анкетирования первокурсников КазГУ (п=100)
№ п/п |
Содержание вопроса |
Количество |
% |
1. |
Регулярно посещали уроки физкультуры в школе |
73.4 |
73.4 |
2. |
Участвовали в соревнованиях за год |
||
|
А) не менее 3 раз |
150 |
15 |
|
Б) не менее 5 раз |
122 |
12.2 |
3. |
Не участвовали в соревнованиях |
285 |
28.5 |
4. |
Занимались спортом |
155 |
15.5 |
5. |
Имеют значок ГТО |
128 |
12.8 |
6. |
Имеют спортивные разряды |
||
|
МС |
3 |
0.3 |
|
КМС |
10 |
1.0 |
|
1 разряд |
13 |
1.3 |
|
2и3 разряды |
102 |
10.3 |
Проведенные[1] социологические исследования показали, что только 44% выпускников школ различных районов Казахстана оценили постановку физического воспитания в школах, учились, на хорошо; 11,5% первокурсников дали отрицательные оценки; 28,4% учителей-предметников и классных руководителей положительно относятся к физической культуре и спорту.
Ответы выявили невысокую посещаемость учащимися уроков физкультуры, низкий охват занятиями спортом и участием в соревнованиях. Это, в свою очередь, влияет на постановку физического воспитания в вузе.
Исследуя отношение студентов к физической культуре и спорту исследователи выявили, что 40,75% опрошенных занимаются в целях укрепления здоровья. Созидательный подход к физически культуре следует считать положительным моментом, хотя лучше, если состояние здоровья не является основной причиной для занятий физическими упражнениями. В практике физкультурного движения Казахстана известно, что в учебные заведения, особенно в вузы, поступают юноши и девушки, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, что значительно осложняет их подготовку к выполнению нормативных требовании комплекса ГТО, освоению учебной программы по физическому воспитанию и будущей специальности.