Более высокие показатели были получены нами при обследовании участников матча университетов страны по художественной гимнастике, проходившем в г. Алма-Ата в 1975 г.
Все участники имели высокую спортивную квалификацию, которая требовала систематических многочасовых тренировок и многократного участия в соревнованиях, а это, в свою очередь, связано рыло с переездами и отрывом от учебного процесса.
Несмотря на этот, довольно высокий, процент успеваемости, многие спортсменки были активистами и в комсомольско-профсоюзной работе.
Проведенные массовые исследования в 1977/78 учебном году показали, что успеваемость студентов-спортсменов значительно выше, потому что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, функциональной готовностью основных систем организма, устойчивости умственной работоспособности и другими психофизическими качествами, умением ценить и распределить время, настойчивостью, целеустремленностью.
Таблица 3
Успеваемость студентов КазГУ (%)
| 
   № п/п  | 
  
   Занимаются  | 
  
   Студенты - спортсмены (578)  | 
  
   Студенты, не занимающиеся спортом  | 
 
| 
   1  | 
  
   Отлично  | 
  
   8.1  | 
  
   6.00  | 
 
| 
   2  | 
  
   Отлично и хорошо  | 
  
   26,62  | 
  
   22,71  | 
 
| 
   3  | 
  
   Хорошо  | 
  
   28,37  | 
  
   30,38  | 
 
| 
   4  | 
  
   Хорошо и удовлетворительно  | 
  
   29,07  | 
  
   27,59  | 
 
| 
   5  | 
  
   Удовлетворительно  | 
  
   7.58  | 
  
   6.31  | 
 
| 
   6  | 
  
   Неудовлетворительно  | 
  
   0.34  | 
  
   5,01  | 
 
Нормально сформировать и усовершенствовать названные компоненты психофизического состояния организма человека невозможно без должного применения средств физической культуры и спорта.
Вот почему студенты спортсмены добиваются хорошей успеваемости в вузе и высоких показателей в дальнейшей производственной деятельности.
Одной из задач любого учебного заведения является формирований у студентки общественной активности. Организация и проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе, в любом учебном заведении, на производстве и трудовых коллективах невозможно без участия в них общественных физкультурных активистов и судьей по спорту.
Привлекать учащихся, студентов к организации и проведению физкультурных мероприятий (спортивные вечера, праздники, спартакиады, комсомольско-профсоюзные кроссы, шахматные турниры и др.), преподаватели физического воспитания и тренеры способствуют формированию организаторских навыков и общественной активности у своих подопечных. В таблице 4 даны результаты опроса 1256 студентов КазГУ.
Таблица 4
Общественная активность студентов КазГУ (в %)
| 
   № п/п  | 
  
   Содержание работы  | 
  
   Студенты-спортсмены ( 578)  | 
  
   Не занимающиеся спортом (678)  | 
 
| 
   1.  | 
  
   Выполняют общественную работу в комсомольско-профсоюзных организациях  | 
  
   11.62  | 
  
   5.38  | 
 
| 
   2.  | 
  
   Являются судьями по спорту  | 
  
   6.13  | 
  
   1.25  | 
 
| 
   3.  | 
  
   Инструкторы-общественники  | 
  
   3.87  | 
  
   0,38  | 
 
| 
   4.  | 
  
   Капитаны команд  | 
  
   7.87  | 
  
   1,38  | 
 
| 
   5.  | 
  
   Тренеры-общественники  | 
  
   3.00  | 
  
   0.00  | 
 
Из таблицы явствует, что 40% студентов охвачено различными формами общественно-профсоюзной, и физкультурной деятельности, и подавляющее большинство из них - спортсмены (профгруппорги, судьи и инструктора по спорту, капитаны команд).
Таким образом, физическая культура и спорт в учебных заведениях являются самыми массовыми и действенными средствами формирования социально активней личности будущих специалистов.
Таблица 5
Черты характера, наиболее ярко проявляемые при занятиях физической культурой и спортом, количество (п)=216
(на основании ответов учителей школ, научных сотрудников, инженерно-технических работников г. Алма-Аты)
| 
   Черты характера  | 
  
   Ответы (%)  | 
 
| 
   Настойчивость Целеустремленность Дисциплинированность Трудолюбие Патриотизм  | 
  
   68.00 65.63 68.50 47.63 44.13  | 
 
Представители разных профессий указывают на важность уровня развития физических качеств в успешной трудовой деятельности. Первостепенная роль ими отводится основным физическим качествам (выносливости, силе, быстроте, ловкости).
Таблица 6
Физические качества, наиболее необходимые в производственной деятельности (п =216)
| 
     Специальности  | 
  
   Физические качества (%)  | 
 |||
| 
   Выносливость  | 
  
   Сила  | 
  
   Быстрота  | 
  
   Ловкость  | 
 |
| 
   Учителя школы  | 
  
   10.25  | 
  
   0,38  | 
  
   2.75  | 
  
   4,13  | 
 
| 
   Научные сотрудники Инженерно- технические работники  | 
  
   24.50 21.00  | 
  
   2.25 7.38  | 
  
   7.88 9.35  | 
  
   5.63 7.00  | 
 
| 
   Профессорско-преподавательский состав вузов  | 
  
   21.50  | 
  
   7.00  | 
  
   5.13  | 
  
   7.00  | 
 
Из таблицы видно, что для всех профессий наиболее важным из физических качеств является выносливость, развивать которую целесообразно с дошкольного и школьного возраста и совершенствовать в студенческие годы.
Таблица 7
Результаты анкетирования первокурсников КазГУ (п=100)
| 
   № п/п  | 
  
   Содержание вопроса  | 
  
   Количество  | 
  
   %  | 
 
| 
   1.  | 
  
   Регулярно посещали уроки физкультуры в школе  | 
  
   73.4  | 
  
   73.4  | 
 
| 
   2.  | 
  
   Участвовали в соревнованиях за год  | 
 ||
| 
   | 
  
   А) не менее 3 раз  | 
  
   150  | 
  
   15  | 
 
| 
   | 
  
   Б) не менее 5 раз  | 
  
   122  | 
  
   12.2  | 
 
| 
   3.  | 
  
   Не участвовали в соревнованиях  | 
  
   285  | 
  
   28.5  | 
 
| 
   4.  | 
  
   Занимались спортом  | 
  
   155  | 
  
   15.5  | 
 
| 
   5.  | 
  
   Имеют значок ГТО  | 
  
   128  | 
  
   12.8  | 
 
| 
   6.  | 
  
   Имеют спортивные разряды  | 
 ||
| 
   | 
  
   МС  | 
  
   3  | 
  
   0.3  | 
 
| 
   | 
  
   КМС  | 
  
   10  | 
  
   1.0  | 
 
| 
   | 
  
   1 разряд  | 
  
   13  | 
  
   1.3  | 
 
| 
   | 
  
   2и3 разряды  | 
  
   102  | 
  
   10.3  | 
 
Проведенные[1] социологические исследования показали, что только 44% выпускников школ различных районов Казахстана оценили постановку физического воспитания в школах, учились, на хорошо; 11,5% первокурсников дали отрицательные оценки; 28,4% учителей-предметников и классных руководителей положительно относятся к физической культуре и спорту.
Ответы выявили невысокую посещаемость учащимися уроков физкультуры, низкий охват занятиями спортом и участием в соревнованиях. Это, в свою очередь, влияет на постановку физического воспитания в вузе.
Исследуя отношение студентов к физической культуре и спорту исследователи выявили, что 40,75% опрошенных занимаются в целях укрепления здоровья. Созидательный подход к физически культуре следует считать положительным моментом, хотя лучше, если состояние здоровья не является основной причиной для занятий физическими упражнениями. В практике физкультурного движения Казахстана известно, что в учебные заведения, особенно в вузы, поступают юноши и девушки, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, что значительно осложняет их подготовку к выполнению нормативных требовании комплекса ГТО, освоению учебной программы по физическому воспитанию и будущей специальности.